Некоторые авторы предлагают дифференцировать мышление и в зависимости от специфики деятельности: мышление техническое, военное, научное, житейское. Однако такая классификация используется редко.
Третья классификация строится по критерию осознанности и развернутости мыслительного процесса. Различают мышление логическое (дискурсивное) и мышление интуитивное.
Таблица: Сравнение логического и интуитивного мышления.
критерий сравнения | интуитивное мышление | дискурсивное мышление |
уровень протекания | неосознаваемый процесс | сознательный процесс |
время протекания | быстрота протекания | развернуто во времени |
структура процесса | этапы не выражены | выражены этапы процесса |
Четвертая классификация принимает во внимание включенность в процесс мышления творческого компонента. По этому признаку различают мышление репродуктивное (конвергентное) и продуктивное (дивергентное) или творческое. Важным основанием для различения в этом случае является «степень новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта.
Кроме того выделяют мышление реалистическое и аутистическое. Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией желаний человека (когда желаемое выдается за действительное). Аутистическое мышление функционирует во внутренней жизни и способствует «уходу» из внешнего мира.Обычные сновидения, грезы наяву, мифология, народные суеверия, шизофреническое мышление - проявления аутистического мышления, когда мысли подчиняются аффективным потребностям, а понятия используются для изображения неосуществленных желаний как осуществленных. Реалистическое мышление связано с правильным познанием окружающего мира, с познанием истины. Между аутистическим и реалистическим мышлением не существует непроходимой границы, так как в реалистическое мышление легко проникают аффективные элементы. На определенном этапе развития аутистическая функция присоединяется к реалистической и затем развивается вместе с ней. Повышается возможность влияния эмоционально окрашенных энграмм из прошлого и эмоциональных представлений, относящихся к будущему. В этом случае предвосхищение удовольствия вынуждает к размышлению и тем самым подготавливает действие и приводит в движение энергию. Иногда используется термин «эгоцентрическое мышление», оно характеризуется, прежде всего, невозможностью принять точку зрения другого человека.
СТАДИИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ
Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта. Последовательные ступени интеллектуального развития: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Генетически наиболее ранняя форма мышления – наглядно-действенное мышление, первые проявления которого у ребенка можно наблюдать в конце первого – начале второго года жизни, еще до овладения им активной речью. Примитивная чувственная абстракция, при которой ребенок выделяет одни стороны и отвлекается от других, приводит к первому элементарному обобщению. В результате создаются неустойчивые группировки предметов в классы и причудливые классификации. В своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную.
Характеристики | |
Допонятийного мышления | Понятийного мышления |
Эгоцентризм | Децентрация |
Необратимость мыслительных операций | Обратимость мыслительных операций |
Нечувствительность к противоречию | Чувствительность к противоречию |
Непонимание тождественности | |
Оперирование единичными случаями - трансдукция | Индукция-дедукция |
Синкретизм – связь всего со всем | Прослеживание логических связей |
Допонятийное мышление – это начальная стадия развития мышления у ребенка, когда его мышление имеет другую, чем у взрослых, организацию; суждения детей -единичные, о конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится к частному, знакомому. Большинство суждений – по сходству, или по аналогии, поскольку в этот период в мышлении главную роль играет память. Самая ранняя форма доказательства – пример..
Центральной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм (не путать с эгоизмом). Вследствие эгоцентризма ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, не может правильно понять ситуации, требующие принятия чужой позиции. Эгоцентризм обусловливает такие особенности детской логики, как: 1) нечувствительность к противоречиям, 2) синкретизм (тенденция связывать все со всем), 3) трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее), 4) отсутствие представления о сохранении количества.
При нормальном развитии наблюдается закономерная замена мышления допонятийного, где компонентами служат конкретные образы, мышлением понятийным (абстрактным), где компонентами служат понятия и применяются формальные операции. Понятийное мышление приходит не сразу, а постепенно, через ряд промежуточных этапов. Так, Л. С. Выготский выделял пять этапов в переходе к формированию понятий.
Этапы | Характеристики мышления |
выполняя просьбу положить вместе похожие, подходящие друг к другу предметы, ребенок 2-3 лет складывает вместе любые, считая, что те, которые положены рядом, и есть подходящие, – это синкретизм детского мышления. | |
в 4-6 лет дети используют элементы объективного сходства двух предметов, но третий предмет может быть похож только на один из предметов первой пары – возникает цепочка по парного сходства. | |
в 6-8 лет дети могут выделить группу предметов по сходству, но не могут осознать и назвать признаки, характеризующие эту группу. | |
в 9-12 лет появляется понятийное мышление, но несовершенное, поскольку первичные понятия сформированы на базе житейского опыта и не подкреплены научными данными. | |
в юношеском возрасте 14-18 лет использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта. |
Интеллектуальное развитие ребенка характеризуется закономерной сменой стадий, в которой каждая предыдущая стадия подготавливает последующие. С возникновением новых форм мышления старые формы не только не исчезают, а сохраняются и развиваются. Так, наглядно-действенное мышление, характерное для дошкольников, приобретает новое содержание, находя, свое выражение в решении все усложняющихся конструктивно-технических задач. Словесно-образное мышление также поднимается на более высокую ступень, проявляясь в усвоении школьниками произведений поэзии, изобразительного искусства, музыки.