Опосредованность мысли мыслительными операциями

Все мыслительные процессы обеспечиваются мыслительными операциями.

Виды мыслительных операций

опосредованность мысли мыслительными операциями - student2.ru

1. Анализ – систематизированный процесс расчленения (разъединение, разобщение) целого на части по определенным признакам и принципам, помогает выделить главные, существенные характеристики. Мысленный анализ допускает производить разъединение, которое в реальности невозможно.

2. Синтез – процесс объединения, обобщения частей в единое целое, процесс обратный анализу.

Эти две мыслительные операции взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, так как он должен восстановить целое из выделенных ранее частей. Одни люди склонны к анализу, другие – к синтезу. Познание осуществляется в последовательности: «синтез – анализ – синтез». Первоначально происходит предварительное «схватывание» объекта как целого, затем детальное ознакомление с объектом путем его анализа, и наконец, отдельные стороны объекта опять объединяются в целое.

опосредованность мысли мыслительными операциями - student2.ru

3.Сравнение - установление сходства и различия между предметами. Чтобы сравнить два объекта, их надо выделить из среды, сличить их отдельные характеристики и свойства, и вынести суждение об их сходстве и различии.

4. Группировка – комплектование множества объектов по каким-либо критериям. Группировка может производиться как по наличию признака, так и по его отсутствию. Группировка базируется на процессе сравнения.

опосредованность мысли мыслительными операциями - student2.ru

Классификация – разнесение однородных объектов по группам (классам) в зависимости от их общих признаков. В качестве критериев классификации выступают какие-либо значимые признаки. Классификационная процедура – это дедуктивная операция деления: множество элементов по определенному признаку делится на подмножества (классы). Элементы, выходящие за границы определенного класса, помещаются в другие классы или выпадают из классификации. Классификационный критерий выбирается заранее и он для всех элементов множества един. Если в качестве основания классификации выбирается существенный признак, то классификация называется естественной. Если критерий не существенен для объектов, а удобен для их упорядочивания, то получают искусственную классификацию.

Типологизация - это группировка объектов по существенным системам признаков. Предварительная типологизация заключается в формировании ряда объектов, отличающихся друг от друга по набору признаков. В результате получают совокупность типов, ее называют типологией. Это подобно процессу классификации, только не по одному признаку, а по нескольким. Основная типологизация заключается в группировке множества объектов вокруг эталонных образцов (типов) - это операция индуктивная (композиционная). При выявлении типов задается их структура.

Систематизация – это упорядочивание объектов внутри классов, классов между собой и множества классов с другими множествами классов. На практике это выливается в многуровневую классификацию.

5. Отвлечение от реального – процесс отвлечения, от каких либо свойств, присущих объектам. Полюсами этой операции выступают абстрагирование и конкретизация.

опосредованность мысли мыслительными операциями - student2.ru

Абстрагирование – выделение из совокупности характеристик объекта какой-то одной или нескольких при игнорировании остальных. Рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.Уровень абстракции может быть различным. Предельно абстрактные понятия – «число», «ничто», «бесконечность».

Конкретизация – это обращение к реальным совокупностям и применение обобщенного знания к конкретному случаю.

Вопросы для самопроверки:

Какая ведущая мыслительная операция используется в приведенных ниже ситуациях:

1.Преподаватель предлагает студентам сделать конспект статьи, составить план и выделить главную мысль.

а) Анализ

б) Синтез

в) Сравнение

г) Группировка

д) Отвлечение от реального

Е) Выделение существенного

ответ а)- анализ

Наши рекомендации