Пространственно-временная структура мыслительных процессов.

Пространственность и временные измерения традиционно являются свойствами более простых и более «чувственных» психических процессов, нежели мышления. Мышление обладает особой пространственно-временной структурой. С точки зрения пространства мышление характеризуется снятием границ и барьеров, устранением порогов, способностью преодолевать любые расстояния вне зависимости от физических законов и времени.

Очень трудно доказать существование пространственных характеристик. Доказательство осуществляется косвенно путем сбора фактов из различных областей практической психологии.

В педагогической психологии: применение метода моделей способствует повышению эффективности обучения; методика рисуночных задач при изучении иностранного языка помогает научиться мыслить на изучаемом языке.

В художественном творчестве: литераторы неоднократно упоминали, что они не сочиняют содержание книги, а видят его и записывают. Математики всегда нуждаются в геометрическом представлении, даже если они рассматривают простую функцию.

По данным клинической психологии: симультанная агнозия – невозможность узнавания содержания ситуаций при сохранении узнавания отдельных объектов.

Семантическая афазия: нарушение воспроизведения отношений, не понимание конструкций с предлогом таких, как треугольник под кругом. Одолжил кому-то или от кого-то, хозяин собаки – собака хозяина. Это отражение дефектов пространственного синтеза.

Все эти примеры указывают на то, что пространственные характеристики существуют.

Модальностные характеристики.

Мышление является интермодальным, т.е. в мышлении конкретные модальности углубляются и трансформируются в максимально синтетические психические образования. При переходе на мыслительный уровень происходит снятие абсолютных и дифференциальных порогов, возможен свободный перевод информации разных модальностей на язык каждой из них; происходит объективизация модальных характеристик, то есть перевод в более общую систему отсчета на более универсальный язык физики. Поэтому резкое ограничение сенсорной базы (зрения, слуха) не ограничивает возможности нормального развития мышления.

Интенсивностные характеристики.

Особые свойства интенсивности мышления проявляются в том, что интенсивность этого процесса зависит не от энергии стимула, а от энергетики самого субъекта. Интенсивность мышления зависит от общей активации коры головного мозга, вызванной чаще всего особой мотивацией мышления. В мышлении снимаются абсолютные и дифференциальные пороги: можно мыслить о какой угодно большой интенсивности и о какой угодно малой, законы психофизики здесь действовать не будут. Благодаря интеллектуальной деятельности человек может накапливать психическую энергию, что обеспечивать дивергентный тип старения: несмотря на биологическое старение он дольше остается в здравом уме.

Мышление тем более успешно, чем гармоничнее оно сочетает в себе персеверативные и ассоциативные механизмы. Иначе говоря, продуктивность мышления зависит не только от его качественно специфичных свойств (например, от уровня развития мыслительных операций), но и от степени связи мышления с другими когнитивными процессами, от глубины интеграции мышления в структуру познавательных функций в целом.

ВТОРИЧНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Пространственно-временная структура мыслительных процессов. - student2.ru

Характеристики мысли как результата мыслительного процесса.

РЕЧЕВАЯ ФОРМА МЫСЛИ

Мысль может быть воплощена только в трехчленном предложении. В слове мысль получает материальную оболочку (объективируется). У всех народов во все века мысль выражается в трехчленном предложении, в котором представлены - 2 соотносимых объекта – «операнта» и акт их соотнесения – «оператор», иными словами, подлежащее, сказуемое или связка.

ЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ МЫСЛИ

Результативная сторона мышления - область интересов не столько психологии, сколько логики, которая описывает основные формы мышления и его продукты. Мышление протекает в двух основных формах – суждений и рассуждений, которое представлено умозаключениями и обоснованием. Главными единицами этих операций выступают понятия.

Понятия, суждения, обоснования и умозаключения являются продуктами мыслительной деятельности, ее результатом и одновременно формой мысли




ПОНЯТИЕ

Понятие - это обобщенное знание о группе однородных объектов, объединенных характерными для них признаками. Оформление и закрепление знаний, заключенных в понятиях, происходит путем их словесного обозначения. Отраженные в понятиях общие характеристики реальности проявляются только через специфические конкретные формы. Их невозможно увидеть услышать потрогать, их можно только понять.

Например, ДЕРЕВО. В природе деревьев не бывает. Более узкое понятие СОСНА, БЕРЕЗА, КИПАРИС. Но их тоже абстрактных не бывает. Можно встретить только конкретную сосну, конкретную березу и конкретный кипарис. Однако, все эти объекты имеют общие свойства – корни, стволы, ветви, листья и т.д. Путь от общего к более конкретному понятию завершается представлением. Поэтому нет жесткого разделения понятия и представления, они всегда сочетаются.

Общие понятия охватывают целый класс однород­ных предметов или явлений, носящих одно и то же название. В них отражаются при­знаки, свойственные всем предметам, которые объединены этим по­нятием (деревья, мебель, люди)

Единичными называются понятия, обозначающие какой-либо один предмет. Например, «Санкт-Петербург», «Байкал», и др. Единичные понятия представля­ют собой совокупность знаний о каком-либо одном предмете, однако при этом от­ражают свойства, которые могут быть охвачены другим, более общим понятием. Например, в понятие «Енисей» входит то, что это река, которая течет по террито­рии России. Общие понятия возникают на основе еди­ничных. Путь формирования понятий — это движение от частного к общему, т. е. через обобщение.

Формирование понятий процесс различения «того, что похоже», от «того, что непохоже».

Усвоение понятий – это процесс, в результате которого субъект научается узнавать признаки, присущие каждому из понятий.

Усвоение понятий — это сложный многоэтапный процесс. На первых этапах формирования понятия усваиваются не все существенные призна­ки. Часто существенное и несущественное путается. Основой формирования понятий является практика, поэтому при нехватке практического опы­та понятия имеют искаженный вид, они могут быть сужены или расширены.

Вопросы для самопроверки:

1.Когда школьники младших классов не относят насекомых к животным, то понятие «животные»:

а) сужено

б) расширено

Ответ: а) сужено

2. Когда дети называют «елкой» все хвойные деревья, то понятие «елка»:

а) сужено

б) расширено

Ответ: б) расширено

Усвоить понятие можно либо путем специального обучения, либо стихийно с опорой на собственный опыт. Специальное обуче­ние научает «ядрам понятий» (общим понятиям), тогда как в личном опыте усваиваются «прототипы» (единичные понятия).

Вопросы для самопроверки:

1. Ребенку взрослые говорят, что волк — это злой и опасный хищник, это формирует:

а) ядро понятия

б) прототип

Ответ: а) ядро понятия

2. В зоопарке ребенок видит волка как бес­помощное, лохматое и совсем не опасное животное, это формирует:

а) ядро понятия

б) прототип

Ответ: а) прототип

Ядра и прототипы понятий взаимосвязаны. Их соотношение определяет адекватность представлений о явлении или предмете. Как показали экс­периментальные исследования, только к 10 годам у детей проявлялся сдвиг от прототипа к ядру как окончательному критерию в решениях о понятии.

Один из способов усвоения понятий – стратегия экземпляра. Например, ребенок усваивает понятие «мебель». Когда ребенок встречает известный пример, или экземпляр, стол - он сохраняет его образ в памяти. Позднее, ребенок должен решить, является или нет новый элемент - другой стол — примером мебели, он сравнивает этот новый объект с хранимыми в памяти обра­зами мебели, включая образ стола. Стратегия экземпляра лучше работает с типичными примерами. Другая стратегия – проверка гипотезы основана на абстракциях и предполагает знание признаков объекта и их поиск в другом объекте. Анализируя новые объекты, отыскивая в них критические признаки, человек сохраняет выдвинутую гипотезу, если она ведет к правильной категоризации нового объекта, или заменяет ее, если она не подтверж­дается. Эти две стратегии имеют различные физиологические механизмы.

Стратегии приобретения понятий Активизация отделов центральной нервной системы:
Стратегия экземпляра структур медиальных отделов височной доли и гиппокампа
Стратегия проверки гипотезы структуры лобных долей больших полушарий мозга.

Условия, способствующие успешному формированию понятий:

Ø Варьирование признаков предмета, чем с большим числом признаков приходится встречаться в практическом опыте, тем более полное понятие будет сформировано.

Ø Использование наглядности при усвоении понятий позволяет сформировать об­разы, дающее знание признаков предмета, его качеств и свойств.

Ø Применение понятия на практике в различных условиях.

СУЖДЕНИЕ

Суждение - основной акт мыслительного процесса. В суждениях, выраженных в словесной форме, раскрывается содержание понятий.

В логическом плане суждение – высказывание, устанавливающее связь между двумя понятиями. Первое – предмет суждения (логический субъект), второе – предикат (логическое сказуемое)
В психологическом объективном плане суждение – отражение отношений между объектами. Оно может быть истинным (верным) и ложным (неверным)
В психологическом субъективном плане суждение – это установление отношений субъекта к предмету его мысли и к суждениям об этом объекте других людей. Оно характеризуется той или иной степенью достоверности

По уровню обобщенности различают суждения общие, частные и единичные. Общие суждения касаются всех объектов, частные – представителей группы объектов, а единичные относятся только к одному объекту.Суждение редко представляет собой интеллектуальный акт в чистом виде, чаше оно насыщено эмоциональностью. Суждение является также и волевым актом, так как в нем объект нечто утверждает или опровергает.

РАССУЖДЕНИЕ: УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ

Рассуждение – работа мысли над суждением, направленная на установлении его истинности или ложности. Рассуждения могут проводиться в двух направлениях: в прямом - от исходных посылок к новому суждению-выводу и в обратном – от выводов к посылкам.

Пространственно-временная структура мыслительных процессов. - student2.ru

Умозаключение является высшей формой мышления и представляет собой формирование новых суждений на основе преоб­разования уже имеющихся. Умозаключение как форма мышления опирается на понятия и суждения и чаще всего используется в процессах теоретического мыш­ления. Умозаключение приводит к новым знаниям, не вытекающим из непосредственного чувственного взаимодействия субъекта с окружающим миром. Это «суждение о суждениях». Число посылок и выводов в умозаключениях может быть различным. Если имеется одна посылка и один вывод, то такое суждение приближено к ассоциативному процессу памяти. Наиболее распространено умозаключение из двух посылок и одного следствия. Умозаключения бывают индуктивными (от частного к общему), дедуктивными (от общего к частному) и трансдуктивными (от частного к частону)

Обоснование – рассуждение, вскрывающее посылки (основания) имеющегося знания. Обоснование подкрепляет или разъясняет имеющиеся старые знания

ПОНИМАНИЕ

«Суждение» и «понимание» тесно связаны друг с другом. Если понимание — это способность, то суждение — это результат данной способности. Суждение как форма мышления основано на понимании субъектом многообразия связей конкретного предмета или явления с другими предметами или явлениями.

Понимание характеризуется:

Ø Глубиной. Более глубоким считается понимание, когда осмысливаются не только общие, но и специфические особенности предмета, отличающие его от сходных предметов. Углубляет понимание переход от общего, недифферен­цированного восприятия чего-либо к осмыслению каждой отдельной части и взаимодействию этих частей, свойств предметов и явлений, их отношений между собой, а также причин происхождения того или иного явления.

Ø Отчетливостью осознания связей и отношений. Понимание развивается от смутных ощущений до ясного постижения смысла явления.

Ø Полнотой осмысления. Чем сложнее предмет или явление, которое надо понять, тем выше значе­ние этой характеристики.

Ø Обоснованностью т. е. осознанием оснований, в силу которых понимание предмета или явления следует считать верным, но не всякое понимание может быть обоснованнымВиды понимания

Пространственно-временная структура мыслительных процессов. - student2.ru

Выделяют несколько видов понимания. Для непосредственного понимания характерно то, что оно достигается сразу, почти моментально, не требуя усилий. Для опосредованного или дискурсивного понимания требуются значительные усилия. Такой вид понимания предполагает наличие ряда умственных операций, в числе которых сравнение, различение, анализ, синтез и др.

Наши рекомендации