Анализ допроектной деятельности. Стр. 12-18Цель,задачи Стр. 17 Ожидаемый результат Стр. 18

Механизм выполнения проекта. Стр. 19-28

3.1.Проектная деятельность (описание проекта). Стр. 29-38

Заключение. Стр. 39-43

Литература. Стр. 44

Список приложений. Стр. 45

-2-

Автор : Гусева Татьяна Геннадьевна

Образование: высшее педагогическое.

Стаж работы: педагогический – 21 лет. В МБОУ СОШ №3 – 3 года.

База: МБОУ СОШ №3, дошкольная группа.

Адрес: Тверская область, г.Вышний Волочек, ул.3-я Пролетарская, д.50/26

Количество групп: 2.

В какой группе работает воспитатель: подготовительная № 2.

Количество детей в группе: 21 ребенок.

Какую программу реализует: Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста «Радуга» под редакцией Т.Н.Дороновой, С.Г.Якобсон, Е.В.Соловьевой, Т.И.Гризик, В.В. Гербовой.

-3-

База

Подготовительную группу посещает 21 ребенок, из них 10 мальчиков и 11 девочек.

В группе создана развивающая среда. При ее создании учитывались принципы:

· Дистанции, позиции при взаимодействии;

· Активности;

· Стабильности-динамичности;

· Комплексирования и гибкого зонирования;

· Индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

· Эстетической организации среды;

· Открытости-закрытости;

· Половых и возрастных различий.

-4-

Актуальность.

Реорганизация школьного обучения предполагает прежде всего глубокие изменения содержания знаний, причем не количественные, а существенные изменения этого содержания. Все это, безусловно, требует от учащихся более высокого уровня мыслительной деятельности, причем, начиная уже с первого класса.

Перестройка школьного обучения предъявляет повышенные и к подготовке детей к школе, а, следовательно, и к самому процессу обучения дошкольников,как средству их умственного развития.

Еще в 1955г. А.П.Усова писала, что готовность детей к школе определяется прежде всего наличием у них достаточного круга представлений об окружающей действительности и развитием речи. Тогда же исключительное значение для умственного развития знаний, с которым ребенок приходит в школу отмечала и Е.И.Радина, требуя одновременно с расширением кругозора детей развивать такие качества, как умение наблюдать и вычленять некоторые признаки предметов, устанавливать на основании этих признаков общность и различие, делать простейшие обобщения, т.е. развивать способность к элементарному синтезу.

Однако, если раньше имелось в виду прежде всего обогащение детей знаниями, то в настоящее время воспитание познавательной деятельности дошкольников все больше становится специальной психологической и педагогической проблемой, занимающей центральное место в подготовке детей к школе в соответствии с современными ее требованиями.

Быть готовым к школьному обучению означает достигнуть определенного уровня развития мыслительных процессов: ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности. Уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

-5-

Так что же такое мышление?

Мышление – это опосредованное, обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях.

Мышление является опосредованным отражением действительности потому , что оно всегда протекает с опорой на имеющиеся у человека знания.


Компоненты мышления
  синтез   сравнение
анализ  
         
обобщение
абстрагирование   классификация   систематизация

Функцией анализа является разделение целого на части, выделение отдельных признаков , сторон целого.

Синтез служит средством объединения отдельных элементов, которые выделены в результате анализа.

-6-

С помощью сравнения устанавливается сходство и различие отдельных объектов.

Абстрагирование обеспечивает выделение одних признаков от других.

Обобщение является средством объединения предметов или явлений по их существенным свойствам.

Классификация направлена на разделение и последующее объединение объектов по каким-либо основаниям.

Систематизация обеспечивает разделение и последующее объединение, но не отдельных объектов, как это происходит при классификации, а их групп, классов.

Виды мышления


Наглядно- действенное   Образно- логическое   Словесно-логическое


Наглядно-действенное. Этот вид мышления оказывается необходимым и незаменимым во всех тех случаях, когда наиболее целесообразным оказывается решение мыслительной задачи непосредственно в процессе практической деятельности.

Образно-логическое. Характеризуется тем, что здесь содержание мыслительной задачи основано на образном материале. Об этом виде мышления можно говорить в тех случаях, когда человек, решая задачу ,

-7-

анализирует, сравнивает, стремится обобщить различные образы предметов.

Словесно-логическое. Особенностью является то, что задача решается в словесной (вербальной) форме.

-

Развитие мышления в дошкольном возрасте.

Мышление ребенка проявляется очень рано и продолжает развиваться на протяжении всего дошкольного детства и в дальнейшем. При этом в каждом возрасте есть свои качественные особенности, которые проявляются при решении задач.

Мышление трехлетнего ребенка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметом.

К четырем годам мышление ребенка начинает меняться качественным образом. Некоторые задачи ребенок уже может решать не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на образные представления. Таким образом, средством решения задачи становится образ, а не действие – мышление приобретает образно-логический характер.

К пяти годам наглядно-образное мышление становится ведущим типом мышления дошкольников: основным средством решения является образ.

В старшем дошкольном возрасте ( 6-7 лет ) продолжается развитие образно-логического мышления, при этом усложняются сами задачи, которые ребенок может решить.

К концу дошкольного возраста у детей появляются предпосылки качественно нового типа мышления – словесно-логического. В целом словесно-логическое мышление характерно для школьника и взрослого, однако его элементы начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.

-8-

Теоретическая база

Современные исследования в области педагогики и психологии указывают на то, что стремление шести-семилетнего ребенка к осмысливанию того, что воспринимается, - показатель значительных успехов в области логического мышления, которых достигли дети этого возраста. (А.А. Люблинская).

В этом возрасте возрастают возможности умственной деятельности – происходит значительный рост обобщенности и последовательности мыслительных операций. Дети начинают выделять существенное в явлениях окружающей действительности, могут сравнивать эти явления, обнаруживать сходные и различные черты. Развивается умение рассуждать, находить не только явные, но и скрытые причины явлений, делать обоснованные выводы.

В трудах Н.Н. Поддъякова указывается на то, в этом возрасте интенсивно формируются и развиваются разные способыпрактических преобразований объектов, направленных на определение и выделение скрытых их свойств. С помощью этих способов дети осуществляют общее обследование различных объектов, начинают выявлять существенные связи.

Как отмечено в работах В.В. Виноградовой, в старшем дошкольном возрасте наиболее ярко перед ребенком начинает выступать познавательная задача. Характерным выражением нового направления детской активности являются бесконечные «почему» дошкольника, которые касаются самых разнообразных сторон действительности. Задавая вопрос «почему», ребенок стремится разрешить определенную познавательную задачу и пользуется при этом все имеющиеся в его распоряжении средствами.

Еще один важный аспект,на который в свое время указывала А.П. Усова. Знания старшим дошкольникам следует давать не столько в форме отвлеченных словесных рассуждений, а путем организации практических действий, манипуляций с предметами или их изображениями, символами, моделями. «Задача воспитателя,- писала

-9-

А.П. Усова,- обеспечить наибольший воспитательный эффект, наибольшее развитие способности к обобщению, к самостоятельному нахождению связей усваиваемых знаний и умений».

Выводы.

Анализ данных педагогики и психологии показывают: дошкольники развертывают свои познавательные действия в определенной последовательности – вначале вычленяют данное явление как отдельное целостное образование, затем переходят к анализу связей этого явления с той более общей системой, в которой данное явление существует и функционирует, и далее анализируют свойства данного явления.

Таким образом, ребенок постепенно при помощи взрослого учится мыслить самостоятельно, согласовывать свои суждения друг с другом и с действительностью. Познавательная задача выступает в ее собственном содержании, как задача овладеть новыми знаниями, обогатить свои понятия о действительности.

Из всего вышесказанного вытекает цель исследования:

Наши рекомендации