Глава 5. как сохранить и приумножить богатство ваших способностей
Никто не совершенен в этом мире. Каждый из нас обнаруживает обескураживающую и сбивающую с толку смесь силы и слабости, здравого смысла и глупости, блестящих способностей и посредственности, сострадания и равнодушия. Возможно, именно эта смесь и побуждает нас непрестанно стремиться к недосягаемым высотам абсолютного совершенства. Однако один из самых чудесных моментов жизни наступает тогда, когда мы вдруг осознаем, что хотя и далеки от совершенства, но уж никак не лишние среди живущих под солнцем.
Такое осознание приходит с жизненным опытом. Временами мы поражаемся своей глупости, сгораем от стыда и кажемся себе самыми несчастными людьми на свете. Но в другой раз нас изумляет собственная ловкость, сообразительность, решительность и настойчивость и мы ощущаем явное превосходство над другими.
Нам представляется, что для большинства людей вполне разумной и достижимой целью было бы попробовать увеличить частоту таких моментов оправданного удовлетворения собой. А хорошее понимание своего стиля мышления, знания сильных и слабых его сторон и умелое использование собственных достоинств - неплохие средства достижения такой цели.
Первый шаг на пути к ней - перестать хотеть быть другим. Поймите нас правильно, мы вовсе не противники развития, а значит и изменения. Вопрос в том, что изменяется. Ведь и Стендаль писал: "Стараться быть самим собою - единственное средство иметь успех."
Вот типичные вопросы, которые мы постоянно слышим от многих людей, ознакомившихся с результатами тестирования:
"У меня только одна высокая оценка. Это плохо?" "У меня высокие оценки по противоположным стилям мышления - синтетическому и реалистическому. Это ведь плохо, не так ли?"
"Какую комбинацию стилей лучше всего иметь?" "Мне не нравится мой профиль "СМ". Я хотел бы быть большим (меньшим) Синтезатором (Идеалистом и т.д.). Как это можно сделать?"
Во всех этих вопросах неявно или явно выражено желание стать другим. У кого-то оно вызвано отрицательным жизненным опытом, но несравнимо чаще имеет ту же природу, что и желание симпатичной девушки, требующей от сопротивляющегося пластического хирурга превратить ее милый курносый носик в нос Клеопатры. Если исключить редкие сложные случаи, ответить на подобные вопросы можно следующим образом.
Каждый стиль мышления и любая их комбинация имеет свои достоинства и неотделимые от них недостатки. Принципиально неотделимые! Ибо, как известно, недостатки - это лишь продолжение наших достоинств, когда последние используются нами не к месту и не ко времени. Очевидно, происходит это потому, что мы чем-то обладаем в избытке, а чего-то нам не хватает. Естественное беспокойство и желание заполнить лакуны в собственных возможностях по-человечески вполне понятно, но не очень конструктивно (во всяком случае - в качестве первого шага). Жизнь - всегда выбор, и мы предлагаем вам прежде всего попытаться сделать все возможное с теми интеллектуальными личностными ресурсами, которыми вы уже располагаете.
Вы начнете реально использовать уникальные качества вашего ума и личности и получать отдачу, когда станете уважать и ценить их как достоинства. Каждый стиль обладает положительными качествами и оказывается максимально мощным лишь в определенных ситуациях. Значит, эти качества нужно осознать и использовать преднамеренно в подходящих ситуациях. Но необходимо также научиться распознаванию ситуации, требующей применения вашего излюбленного стиля (или даже входящих в него конкретных стратегий). Оказавшись в таких ситуациях, следует проявлять инициативу, действовать уверенно, без колебаний используя ваши сильные стороны, и наслаждаться заслуженным успехом.
Разумно ли стремиться стать другим, не воспользовавшись тем, чем вас наградила судьба? Вообще люди склонны считать: будь у них нечто такое, что есть у других, все пошло бы прекрасно и без особых трудов. Большинству и в голову не приходит, что остальные думают так же, а обладание теми или иными достоинствами вовсе не ведет к успеху автоматически. Так и кружится бесконечный хоровод людских взаимопревращений, раскручиваемый завистью и страстью к изменениям и притормаживаемый разочарованиями. Бросьте! Разорвите этот круг и попробуйте жить без оглядки на других, делая ставку на ваш основной стратегический капитал и, конечно, не забывая его увеличивать.
Впрочем, оглядываться по сторонам все же придется, чтобы опередить конкурентов, среди которых наверняка окажутся такие, кто обладает не меньшими, чем вы, "идеалистическими" (или, скажем, "аналитическими") достоинствами. Выиграет тот, кто лучше знает себя и быстрее умеет распознавать благоприятные для своего интеллектуального склада ситуации (при прочих равных условиях, конечно).
Надеемся, что к этому моменту вы уже достаточно много знаете о вашем стиле мышления. Настало время более подробно, на конкретных примерах, познакомить вас с типичными ситуациями, благоприятными для проявления каждого из пяти стилей, что мы и собираемся сделать в этой заключительной главе. Тем, у кого комбинированный стиль, советуем не забывать аналогию "соль и перец". Столкнувшись с ситуацией, требующей "соли" проявите вашу лучшую "соль"; если же ситуация требует "перца", воспользуйтесь самым "душистым" (или "едким"?).
Ну а как быть с ситуациями, в которых излюбленные стратегии вашего стиля малоэффективны? Постараться по возможности не попадать в такие ситуации, особенно в роли главных действующих лиц. Не спешите нас ругать за столь "мудрый" совет. Ведь не возьметесь же вы перегонять только что купленный автомобиль из Москвы в Мурманск даже за большое вознаграждение, если вообще не умеете водить машину? Увы, там, где дело касается не водительских, а интеллектуальных навыков, люди склонны проявлять меньшую осторожность.
И все же, что делать, когда Синтезатору приходится выполнять работу "аналитического" характера, а Идеалистка выходит замуж за Реалиста? Научиться новым, несвойственным им подходам и стратегиям мышления, но при этом не изменять себе, своему стилю. Возможно ли такое? Вполне.
Близкая аналогия - изучение иностранного языка взрослым человеком. Чтобы выучить иностранный язык под давлением обстоятельств (производственных или личных), вам вовсе не требуется изменять систему ценностей, мировоззрение или вашу личность. Достаточно сформировать систему навыков: навыки произношения, восприятия, чтения, понимания, говорения, письма. Вряд ли вы станете думать на этом языке. Даже читать и говорить на нем вы будете скорее по необходимости, чем ради удовольствия. Знание второго языка расширит ваши возможности, позволит полнее реализовать индивидуальность, но и только. Никакие серьезные изменения психического склада вам не грозят, если, конечно, данный язык или изучение языков вообще не станет увлечением на всю жизнь.
То же справедливо и в отношении научения стратегиям и навыкам любого из несвойственных кому-то стилей мышления. Например, знание аналитических подходов и сознательное овладение ими в силу необходимости вряд ли приведет к тому, что Синтезаторы, Идеалисты и Реалисты будут с удовольствием копаться в мелочах, а Прагматики - планировать каждый свой шаг. Однако они будут иметь преимущество перед своими "непосвященными" собратьями, оказавшись в "аналитических" ситуациях.
В этой главе мы опишем упражнения для развития ряда важных стратегий и навыков каждого из пяти стилей. Вам не придется "сидеть за партой": все упражнения включены в обыденное поведение и повседневную деятельность. Возможно, некоторые из них покажутся кому-то странными, бессмысленными или даже откровенно глупыми. Но, как показывает практика, именно они оказываются наиболее полезны тем, кто их так воспринимает и оценивает. И еще: прежде чем начинать интеллектуальный тренинг, нужно твердо определиться относительно трех главных координат.
Во-первых, опираясь на знания о стилях мышления и ваши оценки по каждому из них, было бы неплохо признать собственные интеллектуальные ограничения. Навыки и стратегии какого из стилей у вас развиты меньше других? Как это сказывается на вашей личной жизни и работе? Вполне может оказаться, что никак не сказывается (лингвистическая аналогия: миллионам людей незнание иностранных языков не мешает жить и работать). Тогда, вероятно, лучше заняться .чем-то более полезным, чем расширение интеллектуального стратегического арсенала, что, впрочем, никоим образом не обесценивает результаты самопознания. Как писал Г. Лихтенберг: "Наши слабости нам уже не вредят, когда мы их знаем".
Во-вторых, принимая во внимание ваши жизненные цели, планы и потребности, хорошо было бы оценить, в каком (или в каких) из пяти стилей мышления приращение навыков и стратегий может оказаться наиболее выгодным. Продолжим лингвистическую аналогию: вряд ли вы будете изучать китайский язык, чтобы перевести одну-единственную (пусть интересную и важную для вас) статью; скорее вы воспользуетесь услугами переводчика. Но если вам предстоит прожить какое-то время в Китае, возможно, затраты на изучение языка окупятся сторицей.
Наконец, в-третьих, следовало бы честно ответить себе на вопрос, в какой мере вы готовы мириться с дискомфортом и трудностями, связанными с научением новым способам мышления. Практически все, кому мы помогали в освоении "чужого" стиля, рассказывали нам о первоначальном внутреннем сопротивлении и неприязни к выполнению заданий, предназначенных для развития стратегий тех стилей мышления по которым они имели низкие оценки. Кроме того, пробуя себя в новом амплуа даже в ситуациях низкого риска, многие из обучавшихся попадали в смешные (если не сказать глупые) положения. Особенно трудно было тем, кто болезненно реагирует на шутки или излишне обеспокоен своим статус-кво. Такие люди испытывают те же трудности в обучении новым мыслительным навыкам, как и те, кто, изучая иностранный язык, стесняются своего акцента и ошибок.
Делайте ваш выбор. Мы подошли к заключительной части нашей книги.
Когда мир сходит с ума
Синтезатор просто необходим. Сильные стороны синтетического стиля наилучшим образом проявляются в ситуациях, где, по мнению многих, "сам черт не разберется".
Воспользуемся примером А. Харрисона и Р. Брэмсона.[82]
Уоррен - неплохой специалист по развитию организаций, и различные компании часто приглашают его в качестве консультанта и тренера для оказания помощи в создании сплоченной управленческой команды. Причем происходит это обычно тогда, когда руководству и кадровой службе компании не удается обнаружить скрытых за внешне благополучным фасадом менеджмента причин разлада и неэффективной работы. В подобной предгрозовой атмосфере и начинает действовать Уоррен.
Он встречается отдельно с каждым должностным лицом, пытаясь собрать конфиденциальные сведения о работе всех подразделений и отношений между ними. Собранная информация отличается двумя особенностями. Как правило, она противоречива. Кроме того, наиболее полная характеристика (с доминированием критики) работы каждого подразделения и его руководителя складывается за счет информации со стороны, полученной от тех, кто в данном подразделении не работает. Возможно, у кого-то в этом информационном "королевстве кривых зеркал" голова бы пошла кругом, но только не у Синтезатора.
Уоррен устраивает общее собрание управляющих, где выступает в роли "обратной связи", выдавая участникам обработанную информацию. Способы ее представления могут быть разными, однако предпочтение отдается большой доске, на которой выписываются имеющие отношение к делу сведения и оценки. Такое одновременное и, естественно, структурированное отображение информации делает зримыми все сколько-нибудь существенные противоречия в работе управленческой команды. Цель собрания - заставить его участников осознать и определить проблемы, выявленные Уорреном в ходе собеседования с ними. На последующих собраниях, с помощью Уоррена, управляющие занимаются поиском способов разрешения некоторых из этих проблем.
Однако подобные ситуации всегда нагружены межличностными проблемами. Даже если какие-то из них Уоррену удалось нащупать в интервью с управляющими, - группа, как правило, уклоняется от открытого их обсуждения на общих собраниях, избегает персонификации. Уоррен же, как истинный Синтезатор, убежден, что проблема личных отношений - одна из самых важных для управленческой команды, и до тех пор пока не будут обнаружены и устранены все источники напряженных отношений, команда не будет работать эффективно. Иногда может произойти временное повышение эффективности как защитная реакция менеджмента на угрожающее вмешательство со стороны, но затем все возвращается на прежний или даже более низкий уровень.
Проходит какое-то время, и если группа продолжает уклоняться от обсуждения межличностных проблем, Уоррен прибегает к провоцирующим средствам. Например, он рассаживает членов команды по кругу так, чтобы они могли видеть друг друга, а затем говорит: "Я буду громко считать до трех. Я хочу, чтобы каждый из вас на счет "три" указал на того из сидящих здесь, кто создает вам больше всего проблем".
Бывает, конечно, что люди, несмотря на определенную подготовительную работу Уоррена, все-таки отказываются в этом участвовать. Руки не слушаются и лишь крепче сжимают колени, до дрожи в пальцах. Не беда: в арсенале Уоррена есть другие "хирургические" инструменты. Но когда прием срабатывает, он производит поистине драматический эффект. Все начинают говорить, и уже ничто и никто (кроме Синтезатора) не сможет остановить страстный диалог. Уоррен чувствует себя в накаленной атмосфере как рыба в воде. Однако его заслуга была бы не столь уж и велика, если бы ограничивалась обнажением скрытого конфликта. Ему удается заставить всех участников более или менее четко сформулировать свои претензии друг к другу и предать их гласности. Таким образом, путь назад отрезан. Остается идти вперед, к принципиальному решению, в поисках которого Уоррен всегда готов помочь. Он очистит позиции членов группы от эмоциональных помех и, не примыкая ни к одной из стор, продемонстрирует, как можно раз и навсегда разделаться с клубком противоречий. Предлагаемые варианты кардинального решения проблемы, как правило, элегантны, но не безболезненны. Уоррен вынуждает своих подопечных сделать твердый, иногда жестокий выбор, но действительно заинтересованные в повышении эффективности работы компании управляющие обычно оправдывают его подход.
Описанная ситуация благоприятна для Синтезаторов в том смысле, что дает им возможность проявить свои сильные стороны, а значит, и шанс пережить успех, почувствовать собственную значимость. Как и ряд других ситуаций (полемика, твердый выбор), описанных нами ранее, в разделах, посвященных стратегиям синтетического стиля и способам влияния на Синтезатора. Все они обладают общими характерными признаками.
Такие ситуации достаточно сложны, неясны, неопределенны, запутанны и внутренне противоречивы, конфликтны, напряженны, не поддаются стандартным решениям и требуют от участников важного, принципиального выбора. Они больше напоминают людям свалившуюся на их головы "беду", "несчастье", "напасть" (или, в лучшем случае, "неприятность"), чем хорошо определенную задачу, допускающую пусть не легкое, но рациональное, оправданное на уровне здравого смысла решение.
Диалектический, теоретический склад мышления позволяет Синтезатору преодолеть неопределенность и распутать клубок противоречий. Смелость - прояснить ситуацию для всех действующих лиц. А креативность - найти нестандартное, кардинальное (никаких полумер!) решение проблемы.
Парадокс состоит в том, что сами Синтезаторы не так уж часто радуются тому, что природа наградила их способностью видеть противоречия там, где остальные их не видят или не хотят замечать, сознательно идти на обострение отношений тогда, когда другие бегут от конфликта, как от чумы. Действительно, трудно нежно любить свой дар, который противопоставляет тебя остальным представителям Homo Sapiens, хотя многие из "здравомыслящих" тайно или явно мечтают обладать качествами Синтезатора. Однако именно этот (надо сказать - редкий) дар нуждается в том, чтобы наделенные им люди культивировали и оттачивали его. И любили, пусть не нежно - так мучительно, временами проклиная, а чаще - смеясь (способность видеть смешное в серьезном должна приносить Синтезаторам не только неприятности, но и пользу). Поскольку Добро и Зло в нашем "лучшем из миров" обречены, как ян и инь, на вечное сосуществование, всегда будет и потребность в людях, способных вступить в открытую, честную борьбу идей и интересов. Иными словами, ситуаций, благоприятных для приложения сил Синтезаторов, предостаточно. Во всяком случае гораздо больше, чем самих Синтезаторов.
Естественно, что и на долю всех прочих остается немало проблем и ситуаций, для эффективного разрешения которых лучше всего было бы использовать стратегии синтетического стиля. Для тех, кому в этом особенно "повезло" и кому жизненно необходимо развить навыки Синтезатора, мы приводим ниже ряд простых упражнений.