Стратегия 4. Картирование ситуации

Знаменитый детектив сосредоточенно вычерчивает схему связей между членами преступной группы и представителями структур городской власти. Главный инженер завода, вернувшись в свой кабинет с экстренного совещания у директора, начинает рисовать "портрет" проблемы:

Декан факультета, пытаясь свести своенравные потоки учебных дисциплин в единое мощное русло нового учебного плана, покрывает большой лист ватмана стройными рядами квадратиков, боящихся шевельнуться под направленными друг в друга стрелами межпредметных связей. Глава семьи, разделив лист бумаги на Две колонки, выписывает все "за" и "против приватизации квартиры.

Перед вами - примеры картирования ситуаций. Этот географический по происхождению термин получил широкое распространение в различных областях знаний, в том числе и в психологии, где он означает составление смысловой карты проблемной ситуации.

Вы можете возразить: причем здесь Аналитики? Подобные занятия знакомы каждому. Пожалуй, это действительно так. И в то же время - не так. Да, великое множество людей не раз в своей жизни рисовали какие-то схемы, составляли списки неотложных дел и т.д. Однако вся эта продукция, часто небрежная, абстрактная, лишенная деталей, незаконченная и наполовину, не идет ни в какое сравнение с абсолютно точными смысловыми картами проблемной "местности", с любовью вычерченными истинными Аналитиками. Для них картирование является важным инструментом принятия решений. И здесь, если им позволяет образование, Аналитики не ограничиваются простыми структурными схемами и списками, а используют такие (достаточно сложные) методы, как метод весовых коэффициентов, причинно-следственного анализа и др.[41]

Что дает Аналитикам (и не только им) картирование? Прежде всего, это эффективный способ структурирования проблемной ситуации, который позволяет сделать все ее компоненты зримыми и устойчивыми (по крайней мере, на бумаге). Тем самым картирование создает необходимые (хотя и не всегда достаточные) условия для систематического анализа и объективного решения проблемы. Возможно, Аналитики поэтому и питают пристрастие к картированию и вообще к графике, к письменной речи - больше чем к устной.

Полезность картирования ситуации еще и в том, что оно обязывает выяснить, упорядочить и зафиксировать более или менее полный список переменных, параметров проблемы и факторов, влияющих на ее решение. Даже когда мы хотим, мы не всегда можем сделать это в уме, и свидетельство тому - наш собственный опыт Всегда легче сосредоточиться на том, что видишь, нежели на том, что пытаешься представить. А раз так, есть шанс больше увидеть и лучше разобраться в проблеме. С одной стороны, "смысловой портрет" ситуации, как и художественный портрет, несомненно обладает некими эстетическими качествами (может быть, красивым, безобразным, законченным, фрагментарным и т.д.). Говорят же математики, посмотрев на формулу, что она некрасива и поэтому, скорее всего, неверна. Вероятно, и на "смысловые карты", по крайней мере иногда, полезно посмотреть с эстетических позиций. С другой стороны, само по себе рассматривание графического изображения (как и процесс его создания) стимулирует работу интеллекта, причем не только сознательную, и в ходе такой "медитации" решение просто "выскакивает" на вас из листа бумаги. Примерно так, как это было со всем известным героем повести Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома".

Сестричка-третьеклассница попросила четвероклассника Витю решить такую задачу. Девочка и мальчик рвали в лесу орехи. Они сорвали всего 120 штук. Девочка сорвала в два раза меньше, чем мальчик. Сколько орехов было у мальчика и девочки?

С присущим ему оптимизмом Витя ринулся в бой. Но орешек оказался трудным. Авторитет старшего заколебался. "С отчаянья, - рассказывает Витя, - я нарисовал в тетрадке ореховое дерево, а под деревом мальчика и девочку, а на дереве сто двадцать орехов. И вот я рисовал эти орехи, рисовал, и сам все думал и думал ... Сначала я думал, почему мальчик нарвал вдвое больше орехов, а потом догадался, что мальчик, наверное, на дерево влез, а девочка снизу рвала, вот у нее и получилось меньше.

... Потом я стал думать, что они складывали орехи в карманы. Мальчик был в курточке, я нарисовал ему по бокам два кармана, а девочка была в передничке. Я на этом передничке нарисовал один карман. Все сто двадцать орехов теперь лежали у них в трех карманах... И вдруг у меня в голове, будто молния, блеснула мысль: "Все сто двадцать орехов надо делить на три части! Девочка возьмет себе одну часть, и две части останутся мальчику, вот и будет у него вдвое больше![42]

Пусть этот веселый эпизод будет напутствием всем тем, кого, как и Витю Малеева, трудно заподозрить в аналитических наклонностях. Когда у вас никак не сходятся концы с концами, попробуйте применить испытайное средство Аналитиков - картирование ситуации. А вдруг?..

Наши рекомендации