Особенности включенного наблюдения
Полное участие подразумевает изучение той ситуации, в которую исследователь включен в качестве обычного полноправного участника. Нередко менеджеры пытаются разобраться в собственном предприятии: кто с практическими, а кто с научными целями (защита, например, диссертации). У людей, полностью вовлеченных в жизнь исследуемого объекта, очень часто возникает иллюзия, что им провести включенное наблюдение проще всего: кто, как не они, знает все об этом объекте?
Конечно, такое положение облегчает доступ в исследуемое поле, но чем выше включенность в ситуацию, тем труднее взглянуть на нее со стороны, избавиться от фильтра, через который все вокруг видится как «само собой разумеющееся» («А как еще иначе может быть?»), «очевидное». Не случайно использование метода включенного наблюдения начиналось с изучения экзотичных, чужих обществ.
Типы участия
Степень вовлеченности в ситуацию | Тип участия |
Высокая | Полное |
Средняя | Активное Умеренное |
Низкая | Пассивное |
Отсутствие вовлеченности | Неучастие |
При полном участии нет зрителей, следовательно, нет попытки играть спектакль «Нас приехали изучать!». Это несомненный плюс такой исследовательской позиции. Однако исследователь является частью исследуемого сообщества и вольно или невольно начинает играть по его правилам.
Если потребителем результатов исследования является администрация предприятия, то автор отчета вынужден принимать во внимание обычно неписаные правила представления информации начальству. Это тоже спектакль, хотя и без посторонних зрителей. «Король» хочет, чтобы и на репетиции окружение искренне и убедительно играло сцену доклада «Его Величеству». И если реальность противоречит представлениям о ней «короля», тем хуже для реальности. Полностью включенный в организацию исследователь сталкивается с культурной программой своего поля, которое нередко требует «научного» подтверждения прозорливости и мудрости руководства. Часто руководители еще до проведения исследования знают его результаты, поэтому если отчет подчиненного противоречит этим ожиданиям, то проще объяснить расхождения недостаточной компетентностью исследователя. Поскольку же практик обычно действительно не уверен в этом и сам, то возникает соблазн «хорошо сыграть роль». А судьи кто? Конечно, руководители.
Если отчет пишется для внешнего потребления (диссертация, книга или статья), то в качестве важного фактора выступают внешние зрители.
Им приоткрывается жизнь фактически закрытой организации. Если руководство уже осознало важность PR, то отчет подвергается цензуре. Здесь главные соображения связаны не с объективностью представленной картины, а с ответом на вопрос «Какое впечатление произведет на общественность данный отчет?». Поэтому появляется большой соблазн использовать исследование как пиаровский инструмент. И читатель текстов, произведенных работниками организации, не может при интерпретации данных не принимать во внимание этот драматургический контекст.
Совершенно иначе пишется текст инсайдером — работником, по тем или иным обстоятельствам покинувшим организацию. У многих появляется соблазн написать мемуары или записки, если эта организация вызывает любопытство публики. Интерпретация таких текстов тоже может вестись с точки зрения драматургического подхода. Это предполагает в первую очередь выяснение роли, которую играл автор в организации и которую он играет сейчас, предлагая свой текст. И тут могут быть разные варианты.
а) Руководитель хочет внести вклад в «объективное освещение» истории организации, которую он возглавлял, дать другим исследователям нужный материал для оценки его собственной роли в ней. Как правило, в интерпретации автора эта роль и большая, и позитивная. А если результаты деятельности организации явно провальные, то виноваты в этом происки врагов, объективная ситуация в макросреде, погода и т. д. К этой категории текстов относятся мемуары политических лидеров и работников аппарата, если они ушли из организации с почетом. Последнее обстоятельство очень важно: при анализе прошлого практик, ставший исследователем, повязан моральными ограничениями: нехорошо говорить неприятную правду о людях, которые не сделали тебе ничего плохого илидаже помогли в карьере. Нередко мемуарист-аналитик по-прежнему остается в тех же социальных сетях. Это толкает к написанию текста, презентирующего общее героическое прошлое. Правда, умный мемуаристпонимает, что чем больше пиаровского пафоса в его отчете, тем менее он интересен для внешней публики. Таким образом, исследователь, глубоко интегрированный в изучаемое поле, как это ни парадоксально, находится в невыгодном положении — с точки зрения проведения качественного включенного наблюдения.
б) Мемуарист-аналитик ушел из организации не по своей воле, переполнен обидой и стремится ответить более сильным обидчикам, «резанувправду-матку» по полной программе. Он против своей воли исключен из социокультурного поля, отрезан от его ресурсов и чувствует моральное право игнорировать его культурную программу (моральные обязательства сетевых отношений, неписаные правила организации и т. д.). Классика этого жанра в России — записки Коржакова, долгое время обеспечивавшего охрану Б. Ельцина и обиженного им до глубины души. Разумеется, такие тексты нельзя принимать как объективный и разносторонний взгляд на описываемый объект. Однако обычно они полны довольно достоверным этнографическим материалом.
Включенное наблюдение может использоваться в исследовании разнообразных тем. И это не только организации. В качестве потребителей мы можем изучать с помощью этой стратегии большой спектр форм потребительского поведения.
Активный типучастия предполагает, что исследователь стремится делать то, что делают изучаемые им люди, но при этом он остается посторонним, которого приняли на время.
Независимый исследователь не может быть полностью независим в презентации своего материала. Его пустили в поле, ему дали возможности работать, открыли то, что можно было бы и не открывать. Он был в гостях. И здесь возникает дилемма гостя: быть благодарным или объективным? Частично эта проблема снимается кодированием объекта: меняется название города и организации, фамилии описываемых людей. Исследователь подчеркивает, что его интересует не конкретная организация, а модель разворачивающихся в ней социальных отношений.
При умеренном типе участия исследователь балансирует между ролями участника процесса и его наблюдателя, что не позволяет ему быть таким же, как другие (например, студенты на практике). Его участие носит явно условный и временный характер. Нередко полноправные члены данного поля воспринимают его участие как игру: толку для нас мало, лишь бы не мешал!
Исследователи-практиканты, допущенные к наблюдению организации, включаются в ее социокультурное поле временно и на ограниченных условиях. Им стараются не давать «лишней» информации, создают условия для поверхностного наблюдения. Собираемая ими информация контролируется в разной мере. Одни организации, зная, что практиканты ничего секретного увидеть не могли, не контролируют тексты, представляемые для защиты в качестве курсовых, дипломных или диссертационных работ, но оговаривают, что эта информация не должна выходить за пределы научного или учебного учреждения. Многие организации просят прислать им текст отчета. Если предполагаются публикации, то интерес к цензуре часто резко возрастает.
Есть организации, которые контролируют информацию, представляемую даже в дипломных работах.
При наличии такого возврата информации в организацию, где она собиралась, исследователь и в период работы над отчетом оказывается включенным в соответствующее социокультурное поле, находится под прессингом его культурной программы. Влияет и фактор доступа к его ресурсам. Так, нарушение установленных фирмой условий распоряжения информацией может привести к тому, что этого исследователя больше туда не пустят или вообще откажутся от приема стажеров. Поэтому научные руководители, заинтересованные в доступе к этому полю и других своих студентов и аспирантов, также выступают цензорами.
Неучастие предполагает, что исследователь наблюдает процесс со стороны, являясь посторонним. Он входит в поле, но в качестве гостя. Он присутствует, видит, но не участвует в изучаемых процессах.
Таблица 4