Курс занятий с родителями будущих первоклассников

Развивающая программа

«Школа первоклассных родителей»

подготовила

педагог-психолог

Кудряшова Татьяна Викторовна

Р.п. Первомайский

2012-2013

Курс занятий с родителями будущих первоклассников

«Школа первоклассных родителей»

Пояснительная записка

«От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

/В. А. Сухомлинский/

Приоритетной целью образования в современной школе становится создание условий для развития личности ребенка, тех её качеств, которые необходимы для жизни в условиях открытого общества (ответственность, инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии и т. д.)

Конкретизируя эту общую цель, на этапе поступления детей в школу, когда не только ребенок, но и родители становятся участниками образовательного пространства, необходимость включения родителей в решение задач, связанных с развитием ребенка, становится наиболее своевременной и актуальной. Психологическая подготовка родителей детей, поступающих в школу, совершенно необходима.

Нередко подготовка к школе сводится к обучению детей счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.

Выделяются следующие условия полноценного психического развития ребёнка и его подготовку к учебному труду:

Главное требование — это постоянное сотрудничество ребёнка с другими членами семьи.

Следующим условием успешного воспитания и развития является выработка у ребёнка умения преодолевать трудности. Важно приучить детей начатое дело доводить до конца. Многие родители понимают, насколько важно у ребёнка желание учиться, поэтому они рассказывают ребёнку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе. Далее нужно подготовить дошкольника к неизбежным трудностям в учении. Сознание преодолимости этих трудностей помогает ребёнку правильно отнестись к своим возможным неудачам.

Родители должны понимать, что основное значение в подготовке ребёнка к школе имеет его собственная деятельность. Поэтому их роль в подготовке дошкольника к школьному обучению не должна сводиться к словесным указаниям; взрослые должны руководить, поощрять, организовывать занятия, игры, посильный труд ребёнка.

Еще одно необходимое условие подготовки к школе и всестороннего развития ребёнка (физического, умственного, нравственного) — переживание успеха. Взрослым нужно создать ребёнку такие условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом. Но успех должен быть реальным, а похвала — заслуженной.

Особое значение в психологическом развитии школьника имеет обогащение эмоционально-волевой сферы, воспитание чувств, умение ориентироваться в своем поведении на окружающих. Рост самосознания ярче всего проявляется в самооценке, в том, как ребёнок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие. Это является одним из показателей психологической готовности к школьному обучению. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.

Формирование познавательных интересов, обогащение деятельности и эмоционально-волевой сферы — предпосылки успешного овладения дошкольниками определенными знаниями, умениями, навыками. В свою очередь развитие восприятия, мышления, памяти зависит от того, как владеет ребёнок способами получения знаний и ориентации деятельности, от направленности его интересов, от произвольности поведения, т.е. волевых усилий.

При подготовке к школе родители учат ребёнка сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Родители должны помнить, что потребность ребёнка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребёнок. Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребёнка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе. Также в формировании культуры речи детей пример родителей имеет большое значение. Таким образом, в результате усилий родителей, с их помощью, ребёнок учиться правильно говорить, а значит, он готов к овладению чтением, письмом в школе.

У ребёнка, поступающего в школу, должен быть развит и на должном уровне эстетический вкус, и здесь первостепенная роль принадлежит семье. Эстетический вкус развивается и в процессе привлечения внимания дошкольника к явлениям повседневной жизни, к предметам, окружению быта.

От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления и речи. В игре развивается процесс замещения, с которым ребёнок встретится в школе при изучении математики, языка. Ребенок, играя, учится планировать свои действия, и это умение поможет ему в будущем перейти к планированию учебной деятельности.

Но все перечисленные выше проблемы важны и актуальны не только в масштабах государства. И чтобы подтвердить это, на собрании родителей будущих первоклассников нами был проведен опрос родителей, включающий несколько вопросов:

1. Считаете ли вы свои знания о воспитании детей достаточными?

2. От кого бы вы предпочли получать знания о подготовке ребенка к школе?

3. Какое время более устроит вас для встреч по данной тематике?

Результаты первичного анкетирования родителей будущих первоклассников указывают на потребность в дополнительных знаниях по вопросам обучения и воспитания детей.

Вопрос: Считаете ли вы свои знания о воспитании детей достаточными?

Курс занятий с родителями будущих первоклассников - student2.ru

Вопрос: от кого бы вы предпочли получать знания о подготовке ребенка к школе?

Курс занятий с родителями будущих первоклассников - student2.ru

Таким образом, учитывая заинтересованность родителей в пополнении психолого-педагогических знаний и стремлении школы к сотрудничеству с семьей, как важнейшей составной частью воспитательного пространства, возникла необходимость в программе психолого-педагогического курса для родителей, который уже на пороге школьной жизни, позволяет создать единое информационное пространство, как основу дальнейшего взаимодействия семьи и школы

Программа подготовки родителей предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал.

Воспитывая и обучая ребёнка, следует помнить о том, что нельзя превращать занятия в нечто скучное, нелюбимое, навязанное взрослыми и не нужное самому ребёнку. Общение с родителями, в том числе и совместные занятия, должны доставлять ребёнку удовольствие и радость.

Важнейшей частью программы является изучение динамики развития ребенка, исследование уровня готовности к обучению в школе. На все это и направлены занятия педагога-психолога для родителей будущих первоклассников.

Курс «Школы первоклассных родителей» проводится с родителями будущих первоклассников. Занятия с родителями проводятся в феврале – марте, накануне поступления ребенка в 1 класс. Встречи с родителями проходят по субботам, параллельно с занятиями будущих первоклассников, что дополнительно мотивирует детей к школьному обучению («мы тоже учимся, как мамы и папы»).

Этапы реализации программы:

1 этап. Презентация программы «Школы первоклассных родителей». Анкетирование родителей (выявление потребностей, запросов)

2 этап. Реализация программы «Школа первоклассных родителей»

3 этап. Анкетирование родителей (удовлетворение родителей организацией работы «Школы», анализ полученных данных).

4 этап. Проектирование дальнейшего хода работы с родителями первоклассников.

Цельпрограммы:

— развитие компетентности родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школе, их социализации в школьной жизни. Оптимизация детско-родительских отношений при подготовке ребенка к школе и адаптации к условиям школьного обучения.

Задачи программы:

ü Пропаганда психологических знаний по теме «Психологическая готовность к школе».

ü Помощь в осознании специфики возраста и соотнесении требований школы с психологическим обликом ребенка.

ü Помощь в организации процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста; укреплении и развитии эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;

ü Помощь в формировании социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

ü Формирование позиции сотрудничества со своим ребенком и со школой.

ü Создание классного коллектива родителей, планирование совместных работ и методического обеспечения учебного процесса

Цикл занятий: Курс рассчитан на 8 занятий, по 1 ч. каждое, один раз в неделю.

Методы работы:

Групповое обсуждение

Беседа

Ролевые игры

Дискуссия

Деловая игра

Психодиагностика

Участники: Родители детей, психолог.


Найдёте вы в школе для взрослых советы,

А я подскажу на вопросы ответы.

Холод, жара и болезнь не преграда.

Просто зайти в кабинет этот надо.

Примерное тематическое планирование

Тема Время
Что такое «готовность к школе»? 1 час
  Интеллектуальная готовность. Развитие мелкой моторики руки. 1 час
Познавательные процессы. Память. Приемы мнемотехники 1 час
Внимание. Упражнения на развития внимания. 1 час
Мышление. Развитие мышления. 1 час
Межполушарная асимметрия мозга. 1 час
Темперамент вашего ребенка, или что из чего следует. 1 час
Как определить способности вашего ребенка? 1 час

По итогам каждого занятия родителям выдаются буклеты, которые отражают основное содержание прошедшей встречи, как своеобразное напоминание о ней и повод обсудить затронувшие вопросы в домашнем кругу, или среди знакомых.

По итогам проведения «Школы первоклассных родителей» можно говорить о следующих результатах (по итогам анкетирования, наблюдений):

1. Удовлетворенность родителей полученными знаниями

2. Готовность к дальнейшему сотрудничеству в рамках психолого-педагогического просвещения.

3. Ориентация родителей в вопросах психологической готовности будущего первоклассника.

4. Увеличения количества обратившихся за консультативной помощью в адаптационный период.

ТЕМА №1

Цели

· Познакомить родителей с видами психологической готовности детей к школе.

· Способствовать определению позиций, по которым дети нуждаются в помощи при подготовке к школе.

Ход занятия

Этап Содержание Материал
    Начало работы   Последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог его родителям. За этот достаточно долгий срок некоторые мамы и папы пытаются изучить со своим сыном или дочерью программу первого класса. Однако делать подобное ни к чему. Лучше убедиться в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для обучения в школе. Почему же так необходимо определить готовность ребенка к школе в самом начале обучения, а еще лучше — до поступления в школу? Что же такое «готовность к школе»? Для чего это нужно знать родителям? Попробуем разобраться.  
  Интеллектуальная пауза Задание № 1 Анкетирование. (Тесты. Приложение 1)   Распечатки анкет
  Работа по теме Лекция «Готовность к школе» Плакат (Рис. 1)
  Работа по теме   Навыки первоклассника К моменту поступления в школу, дети должны уметь самостоятельно: ü Мыть руки с мылом после игр (особенно с животными), после прогулок и посещения туалета, перед едой; ü Умываться утром после сна и утренней гимнастики, вечером перед сном; ü Причёсываться (своей расчёской); ü Мыть ноги перед сном тёплой водой; ü Утром и вечером чистить зубы; ü При приёме пищи: сидеть правильно (прямо, не класть локти на стол, не болтать ногами), не разговаривать, пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом) и салфеткой, тщательно пережёвывать пищу; ü Пользоваться носовым платком; ü Быстро одеться, раздеться, убрать постель; ü Содержать в чистоте и порядке игрушки и книги; ü Содержать в чистоте и порядке одежду и обувь ; ü При входе в помещение вытирать обувь; ü Переодеваться в домашнюю одежду и обувь; ü При необходимости своевременно обращаться за медицинской помощью.  
Завершение   Обмен мнениями по проблеме готовности детей к обучению в школе.  

Рис 1

Курс занятий с родителями будущих первоклассников - student2.ru Курс занятий с родителями будущих первоклассников - student2.ru


ТЕМА №2

Интеллектуальная готовность. Развитие мелкой моторики руки.

Цели:познакомить с критериями интеллектуальной готовности ребенка

Ход занятия

Этап Содержание Материал
    Начало работы     Каждое последующее занятие начинается с рефлексии первоначального состояния родителей. Что рассказали дети о занятиях в школе? Что беспокоит сейчас родителей? Что хотели бы обсудить?  
  Разминка     Задание № 1 Мне хотелось бы задать вам первый вопрос: «Какими качествами должен обладать, на ваш взгляд, «идеальный» первоклассник?». Родители называют качества, которые записываются на доске На выполнение этого задания отводится 3–5 минут, после чего проводится обобщение и анализ ответов.   Доска, мел
  Работа по теме     Как узнать самостоятельно, без помощи специалиста, готов ли ребенок к школе? Какие тесты и методики обычно используются психологами, приемной комиссией при поступлении в школу? Задание № 2 Вопросы, разработанные Дж. Ченни и С. А. Банновым (Тесты. Приложение 2) Тесты для ребенка проводятся не все сразу, в разное время, когда у ребенка хорошее настроение. Не обязательно проводить все предложенные тесты, выберите несколько.  
    Динамическая пауза   Упражнение «Волшебный листок» (Упражнения Приложение 1.)   Листы бумаги на каждого участ-ника
    Работа по теме   Сегодня и на последующих занятиях мы рассмотрим игровые приемы развития познавательной сферы будущего первоклассника. Игра – основной вид деятельности дошкольников, не только удовольствие, радость, но важное средство самовыражения, проба сил. Игры, в которые мы попробуем поиграть, не требуют специальной подготовки, условий, главное интерес, желание. Играть в них можно по дороге в детский сад, в магазин, коротая время в ожидании автобуса, на прогулке и т. д.  
Развивающие упражнения Развитие движений пальцев и кисти ребёнка как один из методов развития речи Предлагаются примеры задания по формированию графических навыков (Упражнения. Приложение 2.)  
Завершение Обмен мнениями по рассмотренной тематике.  

Тема № 3

Тема № 4

Тема № 5

Мышление. Развитие мышления

Цель: изучить виды мышления, его функции и свойства, приемы развития мышления.

Ход занятия

Этап Содержание Материал
  Начало работы Что рассказали дети о занятиях в школе? Что беспокоит сейчас родителей? Что хотели бы обсудить?  
  Разминка     Упражнение «10 скульптур» - разместить в прямоугольном зале 10 скульптур по стенам так, чтобы у каждой стены было по 3 скульптуры. Листы бумаги, каранда-ши
  Работа по теме Лекция на тему «Мышление» Плакат (Рис. 4)
  Интеллекту-альная пауза Задание 1. «Определение активности мышления». (Упражнения. Приложение 4) Проводя подобную экспресс-диагностику вашего ребенка в различное время суток — утром, днем, вечером, а также при разном эмоциональном состоянии, можно вычислить периоды наибольшей работоспособности  
  Работа по теме Лекция на тему «Мышление» - продолжение  
    Развивающие упражнения Задание 2. Методика «Перевод с русского языка на язык суахили». (Упражнения. Приложение 4) Исследование процедуры рассуждения через исключение. Рис. 4
Завершение Обмен мнениями по теме.  

Рис. 4

Курс занятий с родителями будущих первоклассников - student2.ru

Тема № 6

Тема № 7

Тема № 8

Тесты

Приложение 1

Задание 1. Анкета для родителей будущих первоклассников

Заполните, пожалуйста, тест «Готовы ли мы отдавать своего ребенка в школу» Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.

1/ 2/ 3/ 4/ 5/
6/ 7/ 8/ 9/ 10/
11/ 12/ 13/ 14/ 15/
         

Всего:

1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.

2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.

3. На мой взгляд, четыре урока — непомерная нагрузка для маленького ребенка.

4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.

5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница — его собственная мама.

6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.

7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.

8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.

9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.

10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.

11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.

12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.

13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.

14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.

15. Мой ребенок часто говорит: “Мама, мы пойдем в школу вместе!”.

А теперь подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова общая сумма. Если общий показатель принимает значение:

- до 4 баллов — это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября — по крайней мере, сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;

- 5-10 баллов — лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;

- 10 баллов и больше — было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.

А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика.

1 — необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику.

2 — нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми.

3 — предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями

4 — есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры.

Этот краткий тест дает представление о тех психологических сложностях, которые возникают у первоклассников. Внимательные родители умеют предвидеть и избегать проблем школьной адаптации, но для этого необходимо быть уверенным, что Ваш ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для того, чтобы учиться в школе.

Приложение 2.

Задание 2.

Оценка уровня «зрелости» с помощью наблюдения и ответов на вопросы. Вопросы разработаны психологом Джеральдиной Чейни.

Оценка развития познания

1. Владеет ли ребенок основными понятиями (например: правый/левый, большой/маленький, верх/низ, в/из и т.д.) ?

2. Умеет ли ребенок классифицировать, например: назвать вещи, которые могут катиться; назвать одним словом группу предметов (стул, стол, шкаф, кровать – мебель)?

3. Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?

4. Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум 3 указания (одень носки, сходи в ванну, там умойся, после этого принеси мне полотенце)?

5.Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?

Оценка базового опыта

6. Приходилось ли ребенку сопровождать взрослых на почту, в магазин, в сберкассу?

7. Был ли малыш в библиотеке?

8. Бывал ли ребенок в деревне, в зоопарке, в музее?

9. Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу, рассказывать ему истории?

10.Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо. Есть ли у него хобби?

Оценка языкового развития

11. Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?

12. Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?

13. Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи, например, пылесос, щетка, холодильник?

14. Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под стулом и т.д.?

15. В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь прошедший с ним случай?

16. Четко ли ребенок выговаривает слова?

17. Правильна ли его речь с точки зрения грамматики?

18.Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию, участвовать в домашнем спектакле?

Оценка умения общаться

23. Включается ли ребенок в игру других детей, делится ли с ними?

24. Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?

25.Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?

Оценка физического развития

26. Хорошо ли ребенок слышит?

27. Хорошо ли он видит?

28. Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?

29. Развита ли у него координация моторных навыков (может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице без помощи взрослого, не держась за перила, …)

30. Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?

31.Выглядит ли он здоровым, сытым, отдохнувшим (основную часть дня)?

Зрительное различение

32. Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы (найди картинку, непохожую на остальные)?

33.Может ли ребенок различать буквы и короткие слова ( кот/год, б/п…)?

Зрительная память

34. Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из 3х картинок, а затем одну убрать?

35.Знает ли ребенок свое имя и названия предметов, встречающихся в его повседневной жизни?

Зрительное восприятие

36. Способен ли ребенок разложить по порядку серию картинок?

37. Понимает ли он, что читают слева направо?

38. Может ли самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов?

39.Может ли интерпретировать картинку, составить небольшой рассказ по ней.

Оценка отношения к книгам

44. Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?

45. Внимательно ли и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают вслух?

46. Задает ли вопросы о словах, об их значении?

Степень психосоциальной зрелости (кругозор)– тестовая беседа, предложенная С. А. Банковым.

Ребенок должен ответить на следующие вопросы:

1. Назови свои фамилию, имя, отчество.

2. Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.

3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?

4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?

5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?

6. Сейчас утро или вечер (день или утро)?

7. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?

8. Что бывает раньше – обед или ужин?

9. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

10. Кем работает твой папа, твоя мама?

11. Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента (платье, карандаш)

12. Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?

13. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?

14. Почему снег бывает зимой, а не летом?

15. Что делает почтальон, врач, учитель?

16. Зачем в школе нужна парта, звонок?

17. Ты хочешь пойти в школу?

18. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?

19. Каких животных ты знаешь?

20. Каких птиц ты знаешь?

21. Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?

22. Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.

23. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Приложение 3.

Задание 1. Тест «Художник или мыслитель»

Ответьте на вопросы по 10-бальной системе. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию – 10 баллов. На все остальные нюансы в вашем распоряжении баллы от 1 до 9.

1. У меня преобладает плохое настроение.

2. Я помню то, чему учился насколько лет назад.

3. Прослушав раз – другой мелодию, я могу правильно воспроизвести ее.

4. Когда я слушаю рассказ, то могу воспроизвести его в образах.

5. Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают.

6. Мне трудно дается алгебра.

7. Я легко запоминаю незнакомые лица.

8. В группе приятелей я первым начинаю разговор.

9. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов.

10. У меня преобладает плохое настроение.

Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам 1, 2, 5, 8, 9 (левое полушарие) и 3, 4, 6, 7, 10 (правое полушарие)

1. Если ваш «левополушарный» результат («Л») более чем на 5 баллов превышает «правополушарный» («П»), то значит, вы принадлежите к логическому типу мышления. Вы, в общем-то, оптимист и считаете, что большую часть своих проблем вы решите самостоятельно. Как правило, вы без особого труда вступаете в контакт с людьми. В работе и житейских делах больше полагаетесь на расчет, чем на интуицию. Испытываете больше доверия к информации, полученной из печати, чем к собственным впечатлениям. Вам легче даются виды деятельности, требующие логического мышления.

2. Если 2П» больше «Л» более чем на 5 баллов, это означает, что вы человек художественного склада. Представитель этого типа склонен к некоторому пессимизму. Предпочитает полагаться больше на собственные чувства, чем на логический анализ событий, и при этом зачастую не обманывается. Не очень общителен, но зато может продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях (шум, различные помехи и т.д.)

3. Перед человеком, в равной степени сочетающим в себе признаки логического и художественного мышления, открывается широкое поле деятельности. Зоны его успеха там, где требуется умение быть последовательным в работе и одновременно образно, цельно воспринимать события, быстро и тщательно продумывать свои поступки даже в экстремальной ситуации.

Задание 2. Экспресс – анализ.

А. Переплетите пальцы рук. Сверху оказался палец левой руки (Л) или правой (П)? запишите результат.

Б. Сделайте в листе бумаги карандашом небольшое отверстие и посмотрите через него двумя глазами на какой-либо предмет (например, карандаш), расположенный на расстоянии 10 см. поочередно закрывайте то один глаз, то другой. Запишите букву, обозначающую тот глаз, когда предмет смещается.

В. Встаньте в «позу Наполеона», скрестив руки на груди. Какая рука (лучевая кость) сверху?

Г. Попробуйте изобразить «бурные аплодисменты». Какая ладонь сверху?

Теперь посмотрим, что у вас получилось.

ПППП – обладатель такой характеристики консервативен, предпочитает общепринятые нормы поведения.

ПППЛ – темперамент слабый, преобладает нерешительность.

ППЛП – характер сильный, энергичный, артистический. Приобщении с таким человеком не помешают решительность и чувство юмора.

ППЛЛ – характер близок к предыдущему типу, но более мягок, контактен, медленнее привыкает к новой обстановке. Встречается довольно редко.

ПЛПП – аналитический склад ума. Основная черта – мягкость, осторожность. Избегает конфликтов, терпим и расчетлив, в отношениях предпочитает дистанцию.

ПЛПЛ – слабый тип. Встречается только среди женщин. Характерны подверженность различным влияниям, беззащитность, но вместе с тем способность идти на конфликт.

ПЛЛП – артистизм, некоторое непостоянство. Склонность к новым впечатлениям.

ПЛЛЛ – а этот тип, наоборот, наиболее характерен для мужчин. Отличается независимостью, непостоянством и аналитическим складом ума.

ЛППП – один из наиболее распространенных типов. Он эмоционален, легко контактирует практически со всеми. Однако недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию.

ЛППЛ – похож на предыдущий тип, но еще менее настойчив. Мягок и наивен. Требует особо бережного отношения к себе.

ЛПЛП – это самый сильный тип характера. Настойчив, энергичен, трудно поддается убеждению. Несколько консервативен из-за того, что нередко пренебрегает чужим мнением.

ЛПЛЛ – характер сильный, но ненавязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание приэтом отстает.

ЛЛПП – характерны дружелюбие, простота, некоторая разбросанность интересов.

ЛЛПЛ – простодушие, мягкость, доверчивость – вот его основные черты. Очень редкий тип, у мужчин практически не встречается.

ЛЛЛП – эмоциональность в сочетании с решительностью приводит к непродуманным поступкам. Энергичен.

ЛЛЛЛ – обладает способностью по-новому взглянуть на вещи. Ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью.

Приложение 3.

Опросник по Аннет

Вопросы Ответы и оценка их в баллах
правой любой левой
только +2 чаще +1 чаще -1 только -2
Какой рукой Вы пишете? Какой рукой бросаете камень, мяч? Какой рукой держите ракетку для игры в теннис, бадминтон? Какой рукой зажигаете спичку? Какой рукой режете ножницами бумагу? Какой рукой вставляете нитку в иглу? Какой рукой режете хлеб? Какой рукой расчесываетесь? Какой рукой сдаете карты? Какой рукой держите молоток? Какой рукой держите зубную щетку? Какой рукой отвинчиваете крышку тюбика с зубной пастой?          
Общая сумма балов          

Общая сумма баллов может колебаться от. +24 (выраженная праворукость) до —24 баллов (выраженная леворукость). В оценке результатов можно прибегать к следующей шкале:

1) праворукость — от +24 до +9 баллов;

2) амбидекстрия — от +8 до —8 баллов;

3) леворукость — от —9 до —24 баллов.

Следует, однако, помнить, что эта шкала относительная и в условиях активного переучивания часть леворуких будет переходить в группу амбидекстров и слабоправоруких. Поэтому опросник обычно дополняют тщательным расспросом о том, не имело ли место переобучение обследуемого в детстве с левой руки на правую. Кроме того, многие ученые считают обязательным расспросить обследуемого, нет ли левшей среди его родственников. В семьях с отягощенной наследственностью по линии леворукости увеличивается число явных и скрытых инверсий по сравнению с чисто праворукими семьями.

Приложение 4.

Общителен ли Ваш ребенок?

а) Любит общество детей и взрослых, быстро знакомится.

б) Предпочитает одиночество.

в) Всегда нужны сподвижники и зрители.

г) Предпочитает одиночество, общителен лишь с близкими людьми.

Как усваивает новое?

а) Легко и быстро.

б) Обстоятельно, но медленно.

в) Все схватывает на лету и так же быстро забывает.

г) Осваивает быстро или медленно в зависимости от обстоятельств.

Особенности речи.

а) Речь выразительная, живая, с мимикой и жестами.

б) Речь медленная, невыразительная, без жестов.

в) Речь быстрая, отрывистая, эмоциональная, часто срывается на крик. Тараторит,

глотая слоги и слова.

г) Речь выразительна, но тиха и неуверенна.

Особенности сна.

а) Обычно засыпает быстро, спит хорошо, просыпается с улыбкой.

б) Засыпает сразу, спит спокойно, после сна ходит вялый, сонный.

в) Засыпает долго и с трудом , спит беспокойно, просыпается в разном настроении:

от самого хорошего, до самого плохого.

г) Долго укладывается спать, но быстро засыпает, просыпается веселый.

Музыкальные способности

 
1. Быстро и хорошо отзывается на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них.          
2. Хорошо поет.          
3. В игру на инструменте, в песню, танец вкладывает много энергии и чувств.          
4. Стремится как можно больше слушать музыку.          
5. В пении или музыке выражает чувства, свое состояние.          
6. Сочиняет оригинальные, свои собственный мелодии, песни.          
7. Хорошо играет на каком-нибудь музыкальном инструменте.          

Итого: __________

Артистические способности

 
1. Легко входит в роль другого персонажа, человека и т.д.          
2. Понимает и хорошо изображает конфликт, когда и

Наши рекомендации