Методика обследования связной речи по В.П. Глухову

В работе с детьми мы применяли следующие методы:

- обследование словарного запаса по специальной схеме;

- исследование связной речи с помощью серии заданий;

- наблюдения за детьми в процессе учебной, предметно-практической, игровой и обиходно-бытовой деятельности в условиях детского образовательного учреждения;

- использование данных бесед с родителями, воспитателями и детьми.

В целях комплексного исследования связной речи детей нами были проведены серии заданий, которые включали:

— составление предложений по отдельным ситуационным картинкам; — составление предложения по трем картинкам, связанным тематически;

— пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);

— составление рассказа по серии сюжетных картинок;

— сочинение рассказа на основе личного опыта,

— составление рассказа-описания.

В ходе проведения диагностики мы изучили способность детей к передаче содержания знакомого литературного текста, зрительно воспринимаемой сюжетной ситуации, а также своих жизненных впечатлений и собственного замысла.

Задание 1: Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам ( картинки-действия).

Цель: определить способности детей составлять адекватное законченное высказывание на уровне фразы.

Задачи: развивать у детей самостоятельное установление смысловых отношений в высказывании и передавать их в виде соответствующей по структуре фразы.

Инструкция. Подготовка исследования: Для проведения исследования требуются несколько картинок следующего образца: Девочка сидит на стуле. Мальчик читает книгу. Мальчик ловит рыбу. Девочка катается на коньках (санках).

Исследование проводится в индивидуальной форме.(рис.6) При показе каждой картинки ребенку задается вопрос-инструкция: «Скажи, что здесь нарисовано? Кто (что) это? Что он (она) делает?»

Оценки уровня выполнения задания на составление предложений по отдельным ситуационным картинкам. Оценка в баллах.

Высокий уровень -задание в виде грамматически правильно построенной фразы, адекватной по смыслу содержанию предложенной картинки, полное или точно отображенное ее предметное содержание- 5 баллов

Средний -Длительные паузы с поиском нужного слова -4 балла Недостаточный Сочетание указанных недостатков информативности и лексико-грамматического структурирования фразы при выполнении всех (или большинства) вариантов задания -3 балла

Низкий- Адекватная фраза-высказывание составлена с помощью дополнительного вопроса, указывающего на выполненное субъектом действие. Не все варианты задания выполнены-2 балла

Задание выполнено неадекватно Отсутствие адекватного фразового ответа с помощью дополнительного вопроса. Составление фразы подменяется перечислением предметов, изображенных на картинках- 1 балл

Задание 2: Составление предложения по трем картинкам (например: бабушка, нитки, спицы).

Цель: выявить способности детей составить предложение по трем картинкам.

Задачи: развивать способности детей устанавливать, логико-смысловые отношения между предметами и передавать их в виде законченной фразы- высказывания.

Инструкция. Ребенку предлагается назвать картинки, а затем составить предложение так, чтобы в нем говорилось о всех трех предметах.

Оценки уровня выполнения задания на составление предложений по трем картинкам . Оценка в баллах

Высокий - Фраза составлена с учетом предметного содержания всех предложенных картинок, представляет собой адекватное по смыслу, грамматически правильно оформленное, достаточно информативное высказывание.-5 баллов

Средний - Если у детей имеются отдельные недостатки в построении фразы, адекватной по смыслу и соответствующей вероятной предметной ситуации- 4 балла.

Недостаточный - Фраза составлена на основе предметного содержания только двух картинок. При оказании помощи (указание на пропуск) ребенок составляет адекватное по содержанию высказывание - 3 балла

Низкий - Ребенок не смог составить фразу высказывание с использованием всех трех картинок, несмотря на оказываемую ему помощь -2 балла Неадекватный -Предложенное задание не выполнено- 1 балл

Задание 3: Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа).

Цель: выявить возможности детей воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст.

Задачи: развивать способности детей передать содержание рассказа полно без наличия смысловых пропусков, повторов.

Для этого мы использовали знакомую детям сказку «Теремок». Текст произведения прочитывался дважды, перед повторным чтением давалась установка на составление пересказа. При анализе составленных пересказов особое внимание обращалось на полноту передачи содержания текста, наличие смысловых пропусков, повторов, соблюдение логической последовательности изложения, а также наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа.

Оценки уровня выполнения задания по пересказу текста . Оценка в баллах

Высокий - Если пересказ составлен самостоятельно, полностью передается содержание текста- 4 балла

Средний - Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы), но полностью передается содержание текста- 3 балла

Недостаточный - Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента -2 балла

Низкий - Пересказ составлен по наводящим вопросам, связность изложения нарушена- 1 балл.

Задание выполнено неадекватно. Задание не выполнено- 0 баллов

Задание 4: Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Цель: выявление возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.

Задачи: закреплять способности детей развивать фразовую речь, при составлении рассказа по картине.

Инструкция. Это задание использовалось для выявления возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов. По трем сюжетным картинкам дети составляли рассказ .(рис.15)Картинки в нужной последовательности раскладываются перед ребенком, который их внимательно рассматривает и составляет рассказ по картинкам.

Оценки уровня выполнения задания на составление рассказа по картинке .

Высокий - Самостоятельно составлен связный рассказ -4 балла

Средний - Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку), достаточно полно отражено содержание картинок- 3 балла

Недостаточный - Рассказ составлен с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или ее конкретную деталь- 2 балла

Низкий - Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов, его связность резко нарушена, отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету- 1 балл

Неадекватный - Задание не выполнено- 0 баллов

Задание 5: Сочинение рассказа на основе личного опыта.

Цель: выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.

Задачи: развивать фразовую речь, при составлении сообщения без наглядной и текстовой опоры.

Инструкция. Детям предлагалось рассказать, что находится на участке; чем занимаются на участке дети, в какие игры они играют; назвать свои любимые игры и занятия; вспомнить о зимних играх и развлечениях.

Оценки уровня выполнения задания на сочинение рассказа на основе личного опыта . Оценка в баллах.

Высокий - Рассказ содержит достаточно информативные ответы на все вопросы -4 балла

Средний - Рассказ составлен в соответствии с вопросным планом задания, большая часть фрагментов представляет связные, достаточно информативные высказывания- 3 балла

Низкий - В рассказе отражены все вопросы задания, отдельные его фрагменты представляют собой простое перечисление предметов и действий, информативность рассказа недостаточна -2 балла

Недостаточный- Отсутствуют один или два фрагмента рассказа, большая его часть представляет простое перечисление предметов и действий- 1 балл

Задание выполнено неадекватно. Задание не выполнено. - 0 баллов

Задание 6: Составление рассказа-описания.

Цель: выявление полноты и точности отражения в рассказе основных свойств предмета, наличие логико-смысловой организации сообщения.

Задачи: развивать у детей способность отражать основные свойства предметов, используя языковые средства словесной характеристики.

Инструкция. Логопед знакомит детей с каждым условным обозначением, рассказывает о том, как схема будет помогать составлять рассказ об овощах(рис.16).

План рассказа: 1.Что это за предмет? 2.Где растет? 3. Какой овощ на вкус? 3. Какой на ощупь? 5. Какой формы овощ? 6. Какого цвета овощ? 7. Что можно приготовить из овоща?

Оценки уровня выполнения рассказа описания .Оценка в баллах .

Высокий -В рассказе-описании отражены все основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначение, соблюдается логическая последовательность в описании признаков предмета. -4 балла

Средний - Рассказ-описание достаточно информативен, отличается логической завершенностью, в нем отражена большая часть основных свойств и качеств предмета.- 3 балла

Недостаточный - Рассказ-описание составлен с помощью отдельных побуждающих и наводящих вопросов, недостаточно информативен, в нем не отражены некоторые существенные признаки предмета.- 2 балла

Низкий - Рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Описание предмета не отображает многих его существенных свойств и признаков. Не отмечается какой-либо логически обусловленной последовательности рассказа.- 1 балл

Задание выполнено неадекватно. Задание не выполнено.- 0 баллов

Наши рекомендации