Что такое и какие бывают педагогические эксперименты?

Педагогический эксперимент — это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. В отличие от методов, лишь регистрирующих то, что уже существует, эксперимент в педагогике имеет созидательный характер. Экспериментальным путем, например, пробивают дорогу в практику новые приемы, методы, формы, системы учебно-воспитательной деятельности.

Педагогический эксперимент – это специально организованный педагогический опыт. Исследователь "внедряется" в ход педагогического процесса, изменяет его, создавая специальные условия. Для студента- исследователя наиболее приемлемы мини-эксперименты. Это может быть, например, создание таких ситуаций, когда изучаемый вынужден проявить свое отношение к товарищам, к порученному делу, когда он поставлен в ситуацию интеллектуального или нравственного выбора и т.д. В процессе подготовки и проведения педагогического эксперимента перед исследователем стоят две задачи. Первая – диагностика и фиксирование результатов экспериментальной работы, вторая – учет воспитательного воздействия самого эксперимента. При планировании педагогического эксперимента должны быть четко сформулированы его цели и задачи, определены условия проведения и время, учтены исходный уровень воспитанности и обученности изучаемых, структура их межличностных взаимоотношений. Педагогический эксперимент должен быть направлен не только на исследование каких-то явлений и ситуаций, но и на решение педагогических проблем и задач.

Педагогический эксперимент может охватывать группу в несколько человек, класс, студенческую группу, рабочий коллектив, школу или несколько школ. Осуществляются и очень широкие региональные эксперименты. Исследования могут быть длительные или краткосрочные в зависимости от темы и цели.

Определяющая роль при эксперименте принадлежит научной гипотезе. Исследование гипотезы — это форма перехода от наблюдения явлений к раскрытию законов их развития.

Надежность экспериментальных выводов прямо зависит от соблюдения условий эксперимента.

В зависимости от цели, которую преследует эксперимент, различают:

1) констатирующий эксперимент, при котором изучаются существующие педагогические явления;

2) проверочный, уточняющий эксперимент, когда проверяется
гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы;

3) созидательный, преобразующий, формирующий эксперимент, в процессе которого конструируются новые педагогические явления.

По месту проведения различают естественный и лабораторный педагогический эксперимент.

Естественный эксперимент представляет собой научно организованный опыт проверки выдвинутой гипотезы без нарушения учебно-воспитательного процесса. Объектами естественного эксперимента чаще всего становятся планы и программы, учебники и учебные пособия, приемы и методы обучения и воспитания, формы учебно-воспитательного процесса.

Лабораторный эксперимент используется тогда, когда надо проверить какой-либо частный вопрос, или в случае, если для получения необходимых данных надо обеспечить особенно тщательное наблюдение за испытуемым, при этом эксперимент переносится в специальные исследовательские условия.

Что такое педагогическое тестирование?

Тестирование — это целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. От других способов обследования тестирование отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации.

Тестирование – метод целенаправленного обследования испытуемых на основании психолого-педагогических тестов.

Если говорить о чисто педагогических аспектах тестирования, надо указать, прежде всего, на использование тестов успеваемости. Широко применяются тесты элементарных умений, таких как чтение, письмо, простейшие арифметические операции, а также различные тесты для диагностики уровня обученности — выявления степени усвоения знаний, умений по всем учебным дисциплинам.

Итоговый тест содержит большое число вопросов и предлагается после изучения крупного раздела учебной программы.

Выделяются два вида тестов: скорости и мощности. По тестам скорости у испытуемого обычно не хватает времени ответить на все вопросы; по тестам мощности у каждого такая возможность есть.

Тест должен быть валидным. ВАЛИДНОСТЬ это показатель качества метода, его способность давать результаты, адекватно отражающие изучаемое явление, т.е. именно те результаты, для получения которых он предназначен.

Наши рекомендации