Зависимая переменная и ее параметры

В эксперименте обычно экспериментатор, варьируя независимую переменную, регистрирует изменение зависимой переменной и контролирует внешние (побочные) переменные. В психологии экспериментаторы имеют дело с поведением испытуемого, поэтому в качествезависимой переменной выбираются параметры вербального и невербального поведения. К ним относятся: число ошибок; время, которое затратил испытуемый при решении задачи; изменения мимики его лица при просмотре эротического фильма; время двигательной реакции на звуковой сигнал и т.д. Выбор поведенческого параметра определяется исходной экспериментальной гипотезой. Исследователь должен максимально конкретизировать выбранный параметр поведения, т.е. добиться того, чтобы зависимая переменная была операционализирована - поддавалась регистрации в ходе эксперимента.

Параметры поведения можно условно разделить на формально-динамические и содержательные. Формально-динамические (или пространственно-временные) параметры зависимой переменной достаточно легко поддаются регистрации с помощью аппаратуры. Приведем примеры этих параметров.

1. Точность - наиболее часто регистрируемый параметр поведения. Поскольку большинство заданий, предъявляемых испытуемому в психологических экспериментах, являются задачами на достижения, то точность или противоположный параметр - ошибочность действий -будет главным регистрируемым параметром поведения.

2. Латентность - скрытность протекания психических процессов для внешнего наблюдателя. Время от момента предъявления сигнала до начала выбора ответа называется латентным временем. В некоторых случаях латентное время является важнейшей характеристикой процесса, например при решении мыслительных задач.

3. Длительность, или скорость выполнения, - характеристика исполнительного действия. Время между выбором действия и окончанием его выполнения называют скоростью действия (в отличие от латентного времени).

4. Темп, или частота действий, - важнейшая характеристика, особенно при исследовании простейших форм поведения.

5. Продуктивность - отношение числа ошибок или качества

выполнения действия ко времени выполнения. Служит важнейшей характеристикой при исследовании научения, познавательных процессов, процессов принятия решения и т.д.

Содержательные параметры поведения предполагают категоризацию формы поведения либо в терминах обыденного языка, либо в терминах той теории, предположения которой проверяются в данном эксперименте.

Распознавание различных форм поведения - дело специально обученных экспертов и наблюдателей. Требуется немалый опыт, чтобы безошибочно различать разные уровни агрессии или удивления, характеризовать один поступок как проявление покорности, а другой -как проявление подобострастия.

Проблема фиксации качественных особенностей поведения решается посредством:

а) обучения наблюдателей и разработки карт наблюдения;

б) измерения формально-динамических особенностей поведения с помощью тестов.

Зависимая переменная должна быть валидной и надежной. Надежность переменной проявляется в устойчивости ее регистрируемости при изменении условий эксперимента в течение времени. Валидность зависимой переменной определяется только в конкретных условиях эксперимента и применительно к отдельной гипотезе.

Можно выделить три типа зависимых переменных.

1) Одномерная, при которой регистрируется лишь один параметр, и именно он считается проявлением зависимой переменной.

2) Многомерная, при которой регистрируется множество параметров, и они в комплексе являются проявлением зависимой переменной. Например, уровень интеллектуальной продуктивности проявляется во времени решения задачи, его качестве, сложности решенной задачи. Эти параметры могут фиксироваться независимо и выступать одновременно характеристиками изучаемой зависимой переменной.

3) Фундаментальная, при которой известно отношение между отдельными параметрами многомерной зависимой переменной, параметры рассматриваются в качестве аргументов, а сама зависимая переменная - в качестве функции. Например, фундаментальное измерение уровня агрессии F(a) рассматривается как функция отдельных ее проявлений (а1, а2, а3...): мимики, пантомимики, брани, рукоприкладства и др.:

F(a)=f (а1, а2, а3,...аn).

Существует еще одно важное свойство зависимой переменной - еесензитивность к изменениям независимой переменной. Суть в том, что манипуляция независимой переменной влияет на изменения зависимой. Если же мы манипулируем независимой переменной, а зависимая не изменяется, то зависимая переменная несензитивна по отношению к независимой. Существует два варианта проявления несензитивности зависимой переменной:

- "эффект потолка" - встречается тогда, когда предъявляемая задача так проста, что уровень ее выполнения много выше всех уровней независимой переменной;

- "эффект пола" - возникает тогда, когда задание настолько сложно, что уровень его выполнения оказывается ниже всех уровней независимой переменной.

Характеризуя зависимую переменную, необходимо отметить, что так же, как и прочие компоненты психологического исследования, зависимая переменная должна быть валидна, надежна, обладать чувствительностью к изменению уровня независимой переменной.

Существуют два основных приема фиксации изменений зависимой переменной.

1) Первый применяется наиболее часто в экспериментах с участием одного испытуемого. Изменение зависимой переменной регистрируется во время эксперимента вслед за изменением уровня независимой переменной. Примером является фиксация результатов в экспериментах по научению. Кривая научения представляет собой классический вариант тренда - изменения успешности выполнения заданий от числа проб (времени проведения эксперимента). Для обработки таких данных применяется статистический аппарат анализа трендов.

2) Второй прием фиксации изменения уровня независимой переменной называется отсроченным измерением. Между воздействием и эффектом проходит определенный промежуток времени, его длительность устанавливается по времени отдаленности следствия от причины. Например, прием дозы алкоголя увеличивает время сенсомоторной реакции не сразу, а по прошествии определенного времени. То же самое можно сказать о влиянии заучивания конкретного количества иностранных слов на успешность перевода текста на редкий язык: эффект появляется не сразу (если появляется).

Наши рекомендации