Социально-психологические особенности: экстраверсия – интроверсия

Заключение №2 по результатам проведенного психодиагностического исследования

1. Испытуемая – Маша П. 14 лет, 9 Э класс

2. Причина исследования – у девушки-подростка имеются проблемы в обучении, проблемы в поведении.

3. План исследования:

- посторенние гипотезы исследования;

- выбор методик исследования;

- анализ и обработка диагностического материала;

- разработка рекомендаций по результатам диагностики.

Гипотезы:

1. Предполагается, что проблемы в поведении связаны с особенностями характера и личностными качествами подростка.

2. Предполагается, что проблемы поведения связаны с особенностями подросткового возраста.

3. Предполагается, что трудности в обучении связаны с особенностями подросткового возраста, а также из-за поведенческих проблем.

Для подтверждения гипотез были использованы методики:

· ПДО для подростков

· Опросник Р. Кеттела (16 факторов)

· Тест М. Люшера

4. Диагност: Добрынина Н.И. магистрант 2 года обучения, ЮФУ.

5. Сроки проведения исследования: 14.12.2015 – 18.12.2015.

6. Результаты исследования:

ПДО для подростков

По результатам диагностики был выявлен эпилептоидный тип акцентуаций характера. Главной чертой является склонность к состояниям злобно-тоскливого настроения с постепенно накипающим раздражением и поиском объекта, на котором можно было бы сорвать зло. С этими состояниями обычно связана аффективная взрывчатость. Аффекты не только сильны, но и продолжительны. Большим напряжением отличается инстинктивная жизнь. Любовь почти всегда окрашена ревностью. Алкогольные опьянения часто протекают тяжело — с гневом и агрессией. Лидерство проявляется в стремлении властвовать над другими. Неплохо адаптируются в условиях строгого дисциплинарного режима, где стараются подольститься к начальству показной исполнительностью и завладеть положением, дающим власть над другими подростками. Инертность, тугоподвижность, вязкость накладывают отпечаток на всю психику — от моторики и эмоций до мышления и личностных ценностей. Говорят медленно, веско, никогда не суетятся. Любят культивировать в себе физическую силу, предпочитают силовые виды спорта. Решения принимают не торопясь, весьма осмотрительно, из-за этого иногда пропускают момент, когда надо быстро действовать. Но в аффекте от медлительности не остается и следа, легко теряют контроль над собой, действуют импульсивно, в неподходящей ситуации могут разразиться потоком брани, нанести побои. Властолюбие сочетается со стремлением наводить «свои порядки», нетерпимостью к инакомыслию. Злопамятны в отношении нанесенных им обид и причиненного ущерба, даже незначительного — очень мстительны и изобретательны в способах мести. Мелочная аккуратность, скрупулезность, дотошное соблюдение всех правил, даже в ущерб делу, допекающий окружающих педантизм рассматриваются как компенсация собственной инертности. Педантичная аккуратность видна по одежде, прическе, предпочтению порядка во всем. Самооценка обычно однобокая: отмечается приверженность к порядку и аккуратности, нелюбовь пустых мечтаний и предпочтение жить реальной жизнью; в остальном обычно представляют себя более конформными, чем есть на самом деле.

Серьезных нарушений не выявлено.

Определение повышенной откровенности: Т<Д, это свидетельствует о низкой откровенности, показатель Д не превышает допустимого значения, а следовательно, результатам можно доверять.

Определение отражения реакции эмансипации: Е=4 — реакция эмансипации выраженная

Оценка черт мужественности-женственности в системе отношений:имеются равные показатели по обеим шкалам

Существует умеренный риск употребления психоактивных веществ.

Риски ранней половой жизни отсутствует.

Опросник Р. Кеттела (16 факторов)

1.Фактор А: «замкнутость – общительность» 10 стенов – склонность к добродушию, легкости в общении, эмоциональному выражению; готов к сотрудничеству, внимателен к людям, мягкосердечен, добр, приспособляем. Предпочитает ту деятельность, где есть занятия с людьми, ситуации с социальным значением. Этот человек легко включается в активные группы. Он щедр в личных отношениях, не боится критики. Хорошо запоминает события, фамилии, имена и отчества.

2.Фактор В: интеллект4 стена – менее интеллектуально развит, конкретно мыслит (меньшая способность к обучению).

3.Фактор С: «эмоциональная нестабильность -эмоциональная стабильность»4 стена – чувствительный, эмоционально менее устойчивый, легко расстраивается.

4.Фактор Е: «подчиненность-доминантность» 9стенов – утверждающий себя, свое «Я», самоуверенный, независимо мыслящий. Склонен к аскетизму, руководствуется собственными правилами поведения, враждебный и экстрапунитивный (авторитарный), командует другими, не признает авторитетов.

5.Фактор F: «сдержанность – экспрессивность» 9стенов – веселый, активный, разговорчивый, беззаботный, может быть импульсивен.

6.Фактор G: «низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения»3 стена – тенденция к непостоянству цели, непринужденный в поведении, не прилагает усилий к выполнению групповых задач, выполнению социально-культурных требований. Его свобода от влияния группы может вести к асоциальным поступкам, но временами делает его деятельность более эффективной. Отказ от подчинения правилам уменьшает соматические расстройства при стрессе.

7.Фактор Н: «робость – смелость»8 стенов – общительный, смелый, испытывает новые вещи; спонтанный и живой в эмоциональной сфере. Его «толстокожесть» позволяет ему переносить жалобы и слезы, трудности в общении с людьми в эмоционально напряженных ситуациях. Может небрежно относиться к деталям, не реагировать на сигналы об опасности.

8.Фактор I: «жесткость – чувствительность»10 стенов – слабый, мечтательный, разборчивый, капризный, женственный, иногда требовательный к вниманию, помощи, зависимый, непрактичный. Не любит грубых людей и грубых профессий. Склонен замедлять деятельность группы и нарушать ее моральное состояние нереалистическим копанием в мелочах, деталях.

9.Фактор L: «доверчивость – подозрительность» 9стенов– недоверчивый, сомневающийся, часто погружен в свое «Я», упрямый, заинтересован во внутренней психической жизни. Осмотрителен в действиях, мало заботится о других людях, плохо работает в группе. Этот фактор не обязательно свидетельствует о паранойе.

10.Фактор М: «практичность – мечтательность» 5 стенов - высокая скорость решения практических задач, прозаичность, ориентация на внешнюю реальность, развитое конкретное воображение, практичность, реалистичность.

11.Фактор N: «прямолинейность -дипломатичность» 5 стеновоткровенность, простота, наивность, прямолинейность, бестактность, естественность, непосредственность, эмоциональность, недисциплинированность, неумение анализировать мотивы партнера, отсутствие проницательности, простота вкусов, довольствие имеющимся.

12.Фактор О: «спокойствие – тревожность»7 стенов – тревожный, депрессивный, обеспокоенный (тенденция аутопунитивности), чувство вины.

13.Фактор Q1: «консерватизм – радикализм»8 стенов – поглощен интеллектуальными проблемами, имеет сомнения по различным фундаментальным вопросам. Он скептичен и старается вникнуть в сущность идей старых и новых. Он часто лучше информирован, менее склонен к морализированию, более – к эксперименту в жизни, терпим к несообразностям и к изменениям.

14.Фактор Q2: «конформизм – нонконформизм»3 стена – предпочитает работать и принимать решения вместе с другими людьми, любит общение и восхищение, зависит от них. Склонен идти с группой. Необязательно общителен, скорее ему нужна поддержка со стороны группы.

15.Фактор Q3: «низкий самоконтроль – высокий самоконтроль» 2 стена -не руководствуется волевым контролем, не обращает внимания на социальные требования, невнимателен к другим. Может чувствовать себя недостаточно приспособленным.

16.Фактор Q4: «расслабленность – напряженность» 9 стенов -стенов – склонен к напряженности, возбудимости.

F1. ТревогаВысокие баллы – высокий уровень тревоги в ее обычном понимании. Тревога не обязательно невротическая, поскольку она может быть обусловлена ситуационно. Однако в чем-то имеет неприспособленность, т. к. человек недоволен в степени, которая не позволяет ему выполнять требования и достигать того, что желает. Очень высокая тревога обычно нарушает продуктивность и приводит к соматическим расстройствам.

F2. Экстраверсия – интроверсияВысокие баллы – социально контактен, незаторможен, успешно устанавливает и поддерживает межличностные связи. Это может быть очень благоприятным моментом в ситуациях, требующих темперамента такого типа. Эту черту следует считать всегда благоприятным прогнозом в деятельности, например в учебе.

F3. ЧувствительностьНизкие баллы – тенденция испытывать затруднения в связи с проявляющейся во всем эмоциональностью. Эти люди могут относиться к типу недовольных и фрустрированных. Однако присутствует чувствительность к нюансам жизни. Вероятно, имеются артистические наклонности и мягкость. Если у такого человека возникает проблема, то на ее разрешение требуется много размышлений до начала действий.

F4. КонформностьВысокие баллы – агрессивная, независимая, отважная, резкая личность. Старается выбрать такие ситуации, где подобное поведение, по крайней мере, терпят. Проявляет значительную инициативу.

Тест Люшера

+7+1. Состояние характеризуется выраженной неустойчивостью. Протестная реакция на обстоятельства, нарушающие покой, затрудняющие общение. Вегетоэмоциональная неустойчивость, вызванная фрустрацией тех потребностей, которые обозначены функцией «—». Раздражительная слабость, функциональные нарушения психосоматического круга.

хЗх2. Активность в преодолении трудностей, доминантность в отношениях с окружающими, стремление к лидирующей позиции, вспыльчивость в конфликтных ситуациях.

=5=4. Эгоцентрическая обидчивость; убежденность в том, что надежды на замыслы осуществимы, потребность в поддержке и ободрении.

–8–6. Подавление физиологических потребностей. Неудовлетворенная потребность в отношениях, полных взаимопонимания, с тенденцией сохранить свое превосходство.

+7–6. Императивная потребность в уважении, завышенные Притязания, стремление претендовать на исключительность, отказ от обыденности и подчиненной позиции.

По данной методике выявлено, что черный цвет стоит на первой позиции, что свидетельствует о негативном отношении к жизни на момент исследования.

Общий вывод.

На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что испытуемая Маша испытывает тревогу в отношении чего-то. Могу предположить, что эта тревога касается неудовлетворенностью каких-либо потребностей. Используя данные результаты, было выявлено, что Маша своеобразная личность. Ей присущи такие черты как эгоцентричность, эмансипация, желание быть лидером в группе, высокие притязания к жизни. Также было выявлено, что она обидчива, иногда не сдержанна в своих эмоциональных проявлениях. Иногда вступает в конфликт. Имеет склонность к агрессивному поведению, к протестным реакциям. Проблемы с обучением связаны с невысоким уровнем интеллектуальных способностей.

Рекомендации.

На основании проведенного исследования были даны следующие рекомендации:

v Важно установить контакт, взаимопонимание с ребенком. Обстоятельность и неторопливость, чуткость и тактичность – вот что требуется от взрослого.

v Очень важно такому подростку найти подходящее дело, которое отвлекает его от отрицательных эмоций, снимает напряжение, желательно привлекать к занятиям спортом.

v Доброжелательное авансирование его будущих успехов, поощрение его реальных достижений, которые помогают подростку самоутвердиться.

v Можно поручать руководство небольшими группами.

v Помните, что, с одной стороны, подросток остро нуждается в помощи родителей, сталкиваясь со множеством проблем, а с другой – стремится оградить свой внутренний мир интимных переживаний от бесцеремонного и грубого вторжения, и он имеет на это полное право.

v Не унижайте и не оскорбляйте подростка (особенно в присутствии сверстников).

v Не сравнивайте подростка с другими детьми. Помните, что каждый ребенок уникален и неповторим.

v Станьте ему «добрым другом и советником».

Заключение №2 по результатам проведенного психодиагностического исследования

1. Испытуемая – Маша П. 14 лет, 9 Э класс

2. Причина исследования – у девушки-подростка имеются проблемы в обучении, проблемы в поведении.

3. План исследования:

- посторенние гипотезы исследования;

- выбор методик исследования;

- анализ и обработка диагностического материала;

- разработка рекомендаций по результатам диагностики.

Гипотезы:

1. Предполагается, что проблемы в поведении связаны с особенностями характера и личностными качествами подростка.

2. Предполагается, что проблемы поведения связаны с особенностями подросткового возраста.

3. Предполагается, что трудности в обучении связаны с особенностями подросткового возраста, а также из-за поведенческих проблем.

Для подтверждения гипотез были использованы методики:

· ПДО для подростков

· Опросник Р. Кеттела (16 факторов)

· Тест М. Люшера

4. Диагност: Добрынина Н.И. магистрант 2 года обучения, ЮФУ.

5. Сроки проведения исследования: 14.12.2015 – 18.12.2015.

6. Результаты исследования:

ПДО для подростков

По результатам диагностики был выявлен эпилептоидный тип акцентуаций характера. Главной чертой является склонность к состояниям злобно-тоскливого настроения с постепенно накипающим раздражением и поиском объекта, на котором можно было бы сорвать зло. С этими состояниями обычно связана аффективная взрывчатость. Аффекты не только сильны, но и продолжительны. Большим напряжением отличается инстинктивная жизнь. Любовь почти всегда окрашена ревностью. Алкогольные опьянения часто протекают тяжело — с гневом и агрессией. Лидерство проявляется в стремлении властвовать над другими. Неплохо адаптируются в условиях строгого дисциплинарного режима, где стараются подольститься к начальству показной исполнительностью и завладеть положением, дающим власть над другими подростками. Инертность, тугоподвижность, вязкость накладывают отпечаток на всю психику — от моторики и эмоций до мышления и личностных ценностей. Говорят медленно, веско, никогда не суетятся. Любят культивировать в себе физическую силу, предпочитают силовые виды спорта. Решения принимают не торопясь, весьма осмотрительно, из-за этого иногда пропускают момент, когда надо быстро действовать. Но в аффекте от медлительности не остается и следа, легко теряют контроль над собой, действуют импульсивно, в неподходящей ситуации могут разразиться потоком брани, нанести побои. Властолюбие сочетается со стремлением наводить «свои порядки», нетерпимостью к инакомыслию. Злопамятны в отношении нанесенных им обид и причиненного ущерба, даже незначительного — очень мстительны и изобретательны в способах мести. Мелочная аккуратность, скрупулезность, дотошное соблюдение всех правил, даже в ущерб делу, допекающий окружающих педантизм рассматриваются как компенсация собственной инертности. Педантичная аккуратность видна по одежде, прическе, предпочтению порядка во всем. Самооценка обычно однобокая: отмечается приверженность к порядку и аккуратности, нелюбовь пустых мечтаний и предпочтение жить реальной жизнью; в остальном обычно представляют себя более конформными, чем есть на самом деле.

Серьезных нарушений не выявлено.

Определение повышенной откровенности: Т<Д, это свидетельствует о низкой откровенности, показатель Д не превышает допустимого значения, а следовательно, результатам можно доверять.

Определение отражения реакции эмансипации: Е=4 — реакция эмансипации выраженная

Оценка черт мужественности-женственности в системе отношений:имеются равные показатели по обеим шкалам

Существует умеренный риск употребления психоактивных веществ.

Риски ранней половой жизни отсутствует.

Опросник Р. Кеттела (16 факторов)

1.Фактор А: «замкнутость – общительность» 10 стенов – склонность к добродушию, легкости в общении, эмоциональному выражению; готов к сотрудничеству, внимателен к людям, мягкосердечен, добр, приспособляем. Предпочитает ту деятельность, где есть занятия с людьми, ситуации с социальным значением. Этот человек легко включается в активные группы. Он щедр в личных отношениях, не боится критики. Хорошо запоминает события, фамилии, имена и отчества.

2.Фактор В: интеллект4 стена – менее интеллектуально развит, конкретно мыслит (меньшая способность к обучению).

3.Фактор С: «эмоциональная нестабильность -эмоциональная стабильность»4 стена – чувствительный, эмоционально менее устойчивый, легко расстраивается.

4.Фактор Е: «подчиненность-доминантность» 9стенов – утверждающий себя, свое «Я», самоуверенный, независимо мыслящий. Склонен к аскетизму, руководствуется собственными правилами поведения, враждебный и экстрапунитивный (авторитарный), командует другими, не признает авторитетов.

5.Фактор F: «сдержанность – экспрессивность» 9стенов – веселый, активный, разговорчивый, беззаботный, может быть импульсивен.

6.Фактор G: «низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения»3 стена – тенденция к непостоянству цели, непринужденный в поведении, не прилагает усилий к выполнению групповых задач, выполнению социально-культурных требований. Его свобода от влияния группы может вести к асоциальным поступкам, но временами делает его деятельность более эффективной. Отказ от подчинения правилам уменьшает соматические расстройства при стрессе.

7.Фактор Н: «робость – смелость»8 стенов – общительный, смелый, испытывает новые вещи; спонтанный и живой в эмоциональной сфере. Его «толстокожесть» позволяет ему переносить жалобы и слезы, трудности в общении с людьми в эмоционально напряженных ситуациях. Может небрежно относиться к деталям, не реагировать на сигналы об опасности.

8.Фактор I: «жесткость – чувствительность»10 стенов – слабый, мечтательный, разборчивый, капризный, женственный, иногда требовательный к вниманию, помощи, зависимый, непрактичный. Не любит грубых людей и грубых профессий. Склонен замедлять деятельность группы и нарушать ее моральное состояние нереалистическим копанием в мелочах, деталях.

9.Фактор L: «доверчивость – подозрительность» 9стенов– недоверчивый, сомневающийся, часто погружен в свое «Я», упрямый, заинтересован во внутренней психической жизни. Осмотрителен в действиях, мало заботится о других людях, плохо работает в группе. Этот фактор не обязательно свидетельствует о паранойе.

10.Фактор М: «практичность – мечтательность» 5 стенов - высокая скорость решения практических задач, прозаичность, ориентация на внешнюю реальность, развитое конкретное воображение, практичность, реалистичность.

11.Фактор N: «прямолинейность -дипломатичность» 5 стеновоткровенность, простота, наивность, прямолинейность, бестактность, естественность, непосредственность, эмоциональность, недисциплинированность, неумение анализировать мотивы партнера, отсутствие проницательности, простота вкусов, довольствие имеющимся.

12.Фактор О: «спокойствие – тревожность»7 стенов – тревожный, депрессивный, обеспокоенный (тенденция аутопунитивности), чувство вины.

13.Фактор Q1: «консерватизм – радикализм»8 стенов – поглощен интеллектуальными проблемами, имеет сомнения по различным фундаментальным вопросам. Он скептичен и старается вникнуть в сущность идей старых и новых. Он часто лучше информирован, менее склонен к морализированию, более – к эксперименту в жизни, терпим к несообразностям и к изменениям.

14.Фактор Q2: «конформизм – нонконформизм»3 стена – предпочитает работать и принимать решения вместе с другими людьми, любит общение и восхищение, зависит от них. Склонен идти с группой. Необязательно общителен, скорее ему нужна поддержка со стороны группы.

15.Фактор Q3: «низкий самоконтроль – высокий самоконтроль» 2 стена -не руководствуется волевым контролем, не обращает внимания на социальные требования, невнимателен к другим. Может чувствовать себя недостаточно приспособленным.

16.Фактор Q4: «расслабленность – напряженность» 9 стенов -стенов – склонен к напряженности, возбудимости.

F1. ТревогаВысокие баллы – высокий уровень тревоги в ее обычном понимании. Тревога не обязательно невротическая, поскольку она может быть обусловлена ситуационно. Однако в чем-то имеет неприспособленность, т. к. человек недоволен в степени, которая не позволяет ему выполнять требования и достигать того, что желает. Очень высокая тревога обычно нарушает продуктивность и приводит к соматическим расстройствам.

F2. Экстраверсия – интроверсияВысокие баллы – социально контактен, незаторможен, успешно устанавливает и поддерживает межличностные связи. Это может быть очень благоприятным моментом в ситуациях, требующих темперамента такого типа. Эту черту следует считать всегда благоприятным прогнозом в деятельности, например в учебе.

F3. ЧувствительностьНизкие баллы – тенденция испытывать затруднения в связи с проявляющейся во всем эмоциональностью. Эти люди могут относиться к типу недовольных и фрустрированных. Однако присутствует чувствительность к нюансам жизни. Вероятно, имеются артистические наклонности и мягкость. Если у такого человека возникает проблема, то на ее разрешение требуется много размышлений до начала действий.

F4. КонформностьВысокие баллы – агрессивная, независимая, отважная, резкая личность. Старается выбрать такие ситуации, где подобное поведение, по крайней мере, терпят. Проявляет значительную инициативу.

Социально-психологические особенности: экстраверсия – интроверсия

A+,F+,H+
Открытость, общительность, активность в установлении как межличностных, так и социальных контактов. В поведении проявляются экспрессивность, импульсивность, социальная смелость, склонность к риску, готовность к вступлению в новые группы, быть лидером. Направленность вовне, на людей. Экстраверсия.

Наши рекомендации