Интроверсия и экстраверсия по К.Г. Юнгу.

Интроверсия (происходит лат. intrо – внутри + versare – обращать) — личностная ориентация в теории аналитической психологии К.Г. Юнга, которая выступает как одна из двух интегральных установок и характеризует индивида как сознающего, думающего и судящего.

Экстраверсия (лат. ехtеr – наружный + versare – обращать) — личностная ориентация в теории аналитической психологии К.Г. Юнга, которая выступает как одна из двух интегральных установок и характеризует индивида интуитивного, чувствующего, воспринимающего.

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ по ЮНГУ

Интроверсия и экстраверсия по К.Г. Юнгу. - student2.ru

Теория личности Айзенка


Х.Ю. Айзенк (1916–1997), английский психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, является создателем техфакторной теории личности.

Первоначально он интерпретировал экстраверсию — интроверсию на основе соотношения процессов возбуждения и торможения. Так, оказалось, что для экстравертов характерны медленное формирование возбуждения, его слабость и быстрое формирование реактивного торможения, его сила и устойчивость. Для интровертов же — быстрое формирование возбуждения, его сила (это связано с лучшим образованием у них условных рефлексов и их обучением) и медленное формирование реактивного торможения, слабость и малая устойчивость. Что же касается нейротизма, то Айзенк считал, что невротические симптомы представляют собой условные рефлексы, а поведение, представляющее собой избегание условно–рефлекторного раздражителя (сигнала опасности) и устраняющее тем самым тревожность, является самоценным. В работе „Биологические основы индивидуальности“ (1967) Айзенк предложил уже следующую интерпретацию этих двух личностных факторов: высокая степень интроверсии соответствует снижению порога активации ретикулярной формации, поэтому интроверты испытывают более высокое возбуждение в ответ на экстероцептивные раздражители. Высокая степень нейротизма соответствует снижению порога активации лимбической системы, поэтому у них повышена эмоциональная реактивность в ответ на события во внутренней среде организма, в частности, на колебания потребностей.

В результате дальнейших исследований с применением факторного анализа Айзенк пришел к формулированию „трехфакторной теории личности“. Эта теория опирается на определение черты личности как способа поведения в определенных жизненных областях:

· на низшем уровне анализа рассматриваются изолированные акты в специфических ситуациях (например, проявляющаяся в настоящий момент манера вступать в разговор с незнакомым человеком);

· на втором уровне — часто повторяющееся, привычное поведение в содержательно похожих жизненных ситуациях, это — обычные реакции, диагностируемые как поверхностные черты;

· на третьем уровне обнаруживается, что повторяющиеся формы поведения могут объединяться в некоторые, содержательно однозначно определяемые комплексы, факторы первого порядка (например, обыкновение бывать в компании, тенденция активно вступать в разговор и пр. дают основания постулировать наличие такой черты как общительность);

· на четвертом уровне содержательно определенные комплексы сами объединяются в факторы второго порядка, или типы, не имеющие явного поведенческого выражения, но основанные на биологических характеристиках. (общительность коррелирует с физической активностью, отзывчивостью, пластичностью и пр.).

На уровне факторов второго порядка Айзенк выделил три личностных измерения:
— психотизм (P),
— экстраверсию (E),
— нейротизм (N).

Интроверсия— личностная переменная, которая характеризуется рядом признаков. Среди них — настойчивость, ригидность, субъективизм, скромность, раздражительность. Интроверт застенчив, интроспективен, не следует внезапным побуждениям, любит порядок, на него можно положиться. Он холоден, ориентирован на представления. Является противоположной экстраверсии.
Одним из компонентов интроверсии выступает шизотимия (греч. schizo — раскалываю) — личностная переменная, которая характеризуется рядом признаков. Среди них — высокий личностный темп, реактивная раздражительность, абстрактные способности, независимость, сильное интрапсихическое напряжение и др. Индивиду с высоким показателем шизотимии свойственны абстракция, аналитическое мышление, плохая переключаемость, раздражительность, длительность аффекта.

Экстраверсия— личностная переменная, которая характеризуется рядом признаков. Среди них — социабельность, импульсивность, активность, оживленность, восприимчивость, возбудимость. Экстраверт любит вечеринки, нуждается в людях, любит каверзные шутки, не лезет за словом в карман, любит перемены. Беззаботен, весел, любит смеяться, вспыльчив, не всегда на него можно положиться. Ориентирован на ощущения и эмоции.
Одним из компонентов экстраверсии выступает импульсивность (лат. impulsus – толчок) — склонность действовать без достаточного сознательного контроля, под влиянием внешних обстоятельств или в силу эмоциональных переживаний. Как возрастная особенность импульсивность проявляется преимущественно у детей дошкольного и младшего школьного возраста, что обусловлено недостаточной сформированностью функции контроля за поведением. При нормальном развитии такая форма импульсивности достаточно оптимально корректируется в совместных играх детей, в которых исполнение ролевых правил требует сдерживания своих непосредственных побуждений и учета интересов других играющих, а также несколько позднее в учебной деятельности. При достижении подросткового возраста импульсивность вновь может проявляться как возрастная особенность, связанная уже с повышением эмоциональной возбудимости в этом возрасте. Характеризуется такими поведенческими признаками, как фантазия, богатство воображения, живость ассоциаций, оригинальность, негибкость, субъективизм, недостаток реалистичности, эгоцентризм, эгоизм, бесстрастие, неконтактность, плохое переключение, недостаточная точность движений, иногда конфликтность, сильное внутреннее напряжение, неадекватность эмоциональных реакций. При этом на первый план выходит склонность к уединению и нечуткость к другим. Является противоположной силе суперэго.

Сила суперэго (англ. superego strength) — вторичная личностная черта, которая характеризуется такими поведенческими признаками, как общительность и способность к сопереживанию, сочувствию.


В огромном числе прикладных исследований, которые Айзенк провел для доказательства своей теории чаще всего вместе со специалистами в соответствующих областях, была показана важность различий по этим факторам в статистике преступности, при душевных заболеваниях, в предрасположенности к несчастным случаям, в выборе профессий, в выраженности уровня достижений, в спорте, в сексуальном поведении и т.д. Так, в частности, показано, что по факторам экстраверсии и нейротизма хорошо дифференцируются два типа невротических расстройств: истерический невроз, который наблюдается у лиц холерического темперамента (нестабильные экстраверты) и невроз навязчивых состояний — у лиц меланхолического темперамента (нестабильные интроверты).

Характер человека.

Наиболее объективные и неопровержимые данные о характере человека дают не его паспортные данные, не черты внешнего облика, не его непроизвольные действия, а сознательное поведение. Именно по тому, не из возможных действий выбирает человек в той или иной ситуации, оценивается его характер. Характер человека достаточно многогранен. Это видно уже в процессе деятельности: один делает все быстро, другой медленно и основательно, тщательно обдумывает, действуя наверняка, а третий сразу же хватается за работу, не подумав, и только через какой-то период времени, не решив проблему с наскока, осматривается и координирует свои действий с учетом обстоятельств. Эти особенности, выделяемые в поведении человека, называют чертами, или сторонами, характера. Любая черта есть некоторый устойчивый стереотип поведения.

Однако черты характера не могут быть вырваны из типичных ситуаций, в которых они проявляются, в некоторых ситуациях даже вежливый человек может быть грубым. Поэтому любая черта характера - это устойчивая форма поведения в связи с конкретными, типичными для данного вида поведения ситуациями.

По мнению Ю.М. Орлова, наряду с ситуациями, в которых обнаруживается определенная черта человека, ее существенной характеристикой является вероятность того, что данный вид поведения в данной ситуации состоится. О какой-либо черте можно говорить как об устойчивой характеристике человека, если вероятность ее проявления в определенной ситуации достаточно велика. Однако вероятность означает, что эта черта проявляется не всегда, в противном случае речь бы шла просто о механическом поведении. Такое понимание черт характера очень напоминает проявление привычки человека: в определенных условиях действовать определенным образом. Черта характера включает в себя определенный способ мышления, понимания. В совершении характерного поступка включены волевые механизмы, задействованы чувства. Обуславливая поведение человека, черта характера в поведении и формируется. Формирование черт характера не может быть оторвано от формирования мотивов поведения. Мотивы поведения, реализуясь в действии, закрепляясь в нем, фиксируются в характере. Каждый действенный мотив, который приобретает устойчивость, по мнению С.Л. Рубинштейна, - это в потенции будущая черта характера в ее происхождении и развитие, в мотивах черты характера выступают впервые еще в виде тенденций, действие приводит их затем в устойчивые свойства. Путь к формированию черты характера лежит поэтому через формирование надлежащих мотивов поведения и организацию направленных на их закрепление поступков.

Наиболее общие свойства характера располагаются по осям: сила - слабость; твердость - мягкость; цельность - противоречивость; широта - узость. Если под силой характера понимают ту энергию, с которой человек преследует поставленные цели, его способность страстно увлечься и развивать большое напряжение сил при встрече с трудностями, умение преодолевать их, то слабость характера связывают с проявлением малодушия, нерешительности, "астеничности" в достижениях целей, неустойчивости взглядов и т.д. Твердость характера означает жесткую последовательность, упорство в достижении целей, отстаивании взглядов и т.д., в то время как мягкость характера проявляется в гибком приспособлении к изменяющимся условиям, достижении цели за счет некоторых уступок, нахождении разумных компромиссов. Цельность или противоречивость характера определяется степенью сочетания ведущих и второстепенных черт характера. Если ведущие и второстепенные гармонируют, если отсутствуют противоречия в стремлениях и интересах, то такой характер называют цельным, если же они резко контрастируют - то противоречивым.

При этом единство, многогранность характера не исключает того, что в различных ситуациях у одного и того же человека проявляются различные и даже противоположные свойства. Человек может быть одновременно и очень нежным и очень требовательным, мягким, уступчивым и одновременно твердым до непреклонности. И единство его характера может не только сохранятся, несмотря на это, но именно в этом и проявляется.

Большое значение для характерологических проявлений имеет взаимоотношение интеллектуальных черт личности. Глубина и острота мысли, необычность постановки вопроса и его решения. Интеллектуальная инициатива, уверенность и самостоятельность мышления - все это составляет оригинальность ума как одну из сторон характера. Однако то, как человек использует свои умственные способности, будет существенно зависеть от характера. Нередко встречаются люди, имеющие высоко интеллектуальные данные, но не дающие ничего ценного именно в силу своих характерологических особенностей.

Реальные достижения человека зависят не от одних абстрактно взятых умственных возможностей, а от специфического сочетания его особенностей и характерологических свойств.

Однако большинство индивидуальных проявлений, образующих характер человека, являются комплексным и практически не поддаются классификации по отдельным свойствам и состояниям (так, например, злопамятность, подозрительность, щедрость и пр.). В то же время отдельные качества волевой (решительность, самостоятельность и т.д.) и интеллектуальной (глубина ума, критичность и т.д.) сфер могут быть рассмотрены как составляющие особенности характера человека и использованы для его анализа. Все черты характера имеют между собой закономерную зависимость.

В самом общем виде черты характера можно разделить на основные, ведущие, задающие общую направленность развитию всего комплекса его проявлений, и второстепенные, определяемые основными.

Знание ведущих черт позволяет отразить основную суть характера, показать его основные проявления.

Хотя всякая черта характера отражает одно из проявлений отношения человека к действительности, это не означает, что всякое отношение будет чертой характера. Лишь некоторые отношения в зависимости от условий становятся чертами характера.

Немецкая характерология.

Немецкая характерология, восходящая к классической немецкой философии, ставит в центр всех психологических исследований две главные задачи:
— построения типологии характеров,

— развития методов определения типа характера по выразительным действиям индивида (телосложение, экспрессия, почерк и т.д.).

При этом индивид трактуется как душевно–телесная целостность, внешние проявления которого вполне соответствуют его внутреннему душевному содержанию (противостоящего духовному как безлично–универсальному).).
Ф. Лерш (1898–1972), немецкий психолог, представитель понимающей психологии и характерологии, основываясь на общеантропологических представлениях о полярности отношений индивида с окружающим миром, разработал достаточно умозрительное учение о слоях характера, в котором выделял:
— „эндотимную“ основу (настроения, чувства, аффекты, влечения);
— личностную „надстройку“.

Рассматривая „эндотимную“ основу характера, предложил классификацию переживаемых влечений, выделив три уровня:


— уровень влечений витального бытия (стремление к деятельности, к наслаждению, либидо, стремление к впечатлениям),

— уровень влечений индивидуального Я (потребность в самосохранении, эгоизм, воля к власти, уровень притязаний, стремление к значимости, потребность в признании, потребность в самоуважении),

— уровень влечений индивидуального бытия (человеческое участие, стремление к продуктивному творчеству, познавательные интересы, любовное соучастие, долг, художественные потребности, метафизические потребности, религиозные искания).

?

Как формируется личность в онтогенезе? Какие типы темперамента по Павлову Вы знаете? Что такое интроверсия и экстраверсия по Юнгу? Что включает в себя теория личности Айзенка? Что такое характер? Как он формируется? Что такое типология личности? Какие Вы можете назвать типы личности? Какие задачи ставит в центр всех психологических исследований немецкая характерология?

З

Подумайте, какой темперамент личности лично у Вас? Определите свой темперамент личности по предложенной методике А.Белова в приложении. Совпал ли он с тем, который Вы определили для себя сами?

   

http://www.aquarun.ru/oracle/colortest/default.htm

И

Компьютерный тестЛюшера — определение психологической структуры личности — позволяет легко и быстро (за 10 мин) дать полное психологическое описание личности по оригинальной цветовой методике: выявить скрытые конфликты и внутренние проблемы (а также наметить пути их компенсации), наличие психологического и физиологического стресса, жизненные установки и цели. Нужно только указать, какой цвет вам нравится, а какой нет. Данный тест хорошо подходит для самодиагностики психологического состояния, анализа семейных проблем, неудач в личной жизни и т. д.. Результаты выдаются тестируемому в доступной форме, их можно распечатать на принтере, чтобы обратиться к профессиональному психологу для более детального анализа.




Наши рекомендации