СЕРИЯ III. Исследование грамматического строя речи и словоизменения
№ задания | Количество проб | |||
0,25 (стулы) | ||||
0,5 | 0,5 | |||
после помощи логопеда | ||||
0,25 | 0,25 | 0,25 | 0,25 | |
ошибки в использовании предлогов | ||||
0,25 | 0,25 | 0,25 | 0,25 | |
ошибки в согласовании существительных с прилагательными |
Итог по серии III: N = 8,25
Степень успешности: 8,25 х 100 : 16 = 51
СЕРИЯ IV. Исследование словаря и навыков словообразования
Исследование активного словаря
№ задания | Количество проб | |||||
0,5 | 0,5 | 0,5 | ||||
после помощи логопеда | ||||||
0,25 | 0,25 | ХХХХХ | ХХХХХ | |||
словарь ограничен | ||||||
0,5 после помощи логопеда | ХХХХХ | |||||
0,25 словарь ограничен | 0,5 после помощи логопеда | 0,5 после помощи логопеда | ХХХХХ | ХХХХХ | ||
0,25 | 0,25 | 0,25 | ХХХХХ | ХХХХХ | ХХХХХ | |
понятие не сформированы |
2. Исследование навыков словообразования
№ задания | Количество проб | ||||
0,25 котенки | 0,25 гусенки | 0,25 утенки | 0,25 зайчонки | не образует |
Итог по серии IV: N = 15,5
Степень успешности: 15,5 х 100 : 32 = 48
СЕРИЯ V. Исследование связной речи
Оценка смысловой целостности - 1
(пересказ не полный, имеются значительные сокращения)
Оценка лексико-грамматического оформления - 1
(повторы, неадекватные замены)
Оценка самостоятельности выполнения задания - 1
(пересказ по вопросам)
Итог по серии V: N = 3
Степень успешности: 3 х 100 : 15 = 20
СЕРИЯ VI. Исследование общей и мелкой моторики
Исследование общей моторики
№ задания | Количество проб | ||||
ХХХХХ | ХХХХХ | ||||
0,5 | 0,5 | ХХХХХ | ХХХХХ | ||
выполняет после повтора инструкции | |||||
0,5 выполняет после повтора инструкции | 0,25 нескоординированность движений | ||||
не способен выполнить движение | |||||
0,25 двигательное беспокойство | ХХХХХ | ХХХХХ | ХХХХХ | ||
0,25 | 0,25 | ХХХХХ | ХХХХХ | ||
неполный объем движений | |||||
0,5 выполняет после повтора инструкций | 0,25 | 0,25 | ХХХХХ | ||
до конца не выполняет | |||||
Исследование мелкой моторики
№ задания | Количество проб | ||||
0,5 | 0,5 | 0,25 | 0,25 | ХХХХХ | |
нескоординированность движений при выполнении | трудность в переключении движений | ||||
0,5 | 0,5 | 0,25 наличие синкинезий в общескелетной мускулатуре | 0,25 | 0,25 | |
заторможенность движений | трудность в переключении движений |
Итог по серии VI: N = 8,75
Степень успешности: 8,75 х 100 : 23 = 38
Баллов за весь тест: N = 70
Степень успешности: N х 100 : 150 = 46,7
Речевой профиль
Из рисунка видно, что речевой дефект этого ребенка характеризуется равномерно выраженным недоразвитием всех обследованных компонентов речевой системы. Понимание речи (1) и фонематическое восприятие (2) относительно сохранны. В большей степени страдает моторная сторона речи (3, 4, 5), связная речь (8), общая и мелкая моторика (9). Результаты диагностического обследования подтвердили заключение ЗПМПк (ОНР II уровня, обусловленное моторной алалией).
Накопленные данные показывают, что предполагаемая методика позволяет надежно диагностировать ОНР, НВ ОНР*, моторную алалию, ЗПР у дошкольников**.
В дальнейшем на основе предложенной методики разрабатывается индивидуальный коррекционно-образовательный план работы с каждым ребенком.
* Неярко выраженное ОНР
** Средние показатели тестирования групп детей с каждым из этих нарушений представлены в приложении 4.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.Оборудование, необходимое для проведения обследования
I уровень (3 года)
Серия I | |
Задание 1: игрушки | кукла, зайчик, собачка, мячик, матрешка, машина, кошка, пирамидка, кубик, мишка |
Задание 2: картинки или игрушки, по 3 – 4 к каждой теме | игрушки, предметы посуды, животные, предметы одежды |
Задание 3: картинки к глаголам | спать, есть, играть, рисовать |
Задание 4: игрушки | кукла, мишка, собачка |
Задание 5: картинки | чашка, чашки, мяч, мячи, кукла, куклы, стол, столы |
Задание 6: предметы | карандаш, мяч, конфета |
Задание 7: картинки | дом, домик, шапка, шапочка, ложка, ложечка, кукла, куколка |
Серия III | |
Задание 1:картинки | мяч, мячи, кукла, куклы, стол, столы, глаз, глаза |
Задание 2: картинки | мяч, собака, кукла, кубики, дом |
Задание 3: предметы и игрушки | кошка, стул, коробка, домик |
Задание 4: картинки | мяч синий, чашка зелена, кубики красные, яблоко желтое |
Серия IV | |
Задание 1: картинки по 5 к каждой теме | игрушки, животные, предметы посуды, предметы одежды |
Задание 2: картинки к глаголам | есть, играть, мыть, бегать, спать |
Задание 3: по 3 – 5 картинок, иллюстрирующих каждое понятие | основные цвета (красный, зеленый, синий, желтый); размеры (большой – маленький); формы (шарик – кубик – кирпичик) |
II уровень (4 года)
Серия I | |
Задание 1: по 5 – 6 картинок к каждой теме | дикие животные, мебель, домашние животные, обувь |
Задание 2: картинки | дерево, деревья, лист, листья, машина, машины, сапог, сапоги |
Задание 3: картинки | птичка над деревом, около дерева, под деревом, на дереве |
Задание 4: картинки | яблоко, яблочко, стул, стульчик, заяц, зайчик, машина, машинка |
Задание 5: игрушки | кубик или любая другая игрушка, зайчик, кукла |
Задание 6 (а): картинки к глаголам | нести, везти, висеть, стоять |
Задание 6 (б): картинки | большой медведь, маленький медведь, высокий дом, низкий дом, чистые руки, грязные руки |
Серия III | |
Задание 1: картинки | стул, стулья, заяц, зайцы, слон, слоны, кошка, кошки |
Задание 2: картинки | кошка, заяц, мама, медведь, молоко, морковь, цветы, мед |
Задание 3: предметы и игрушки | кошка, диван; карандаш, коробка; книги, шкаф; мяч, стол |
Задание 4: картинки | флажки красные, кофта желтая, цветок синий, яблоко зеленое |
Серия IV | |
Задание 1: картинки по 5 к каждой теме | предметы посуды, животные, предметы одежды, члены семьи, предметы обуви, предметы мебели |
Задание 2:картинки | человек, машина, кукла, одежда |
Задание 3: картинки | врач, продавец, повар, парикмахер, воспитатель |
Задание 4: по 3 – 5 картинок, иллюстрирующих каждое понятие | пять действий ребенка, которые он выполняет в течение дня; действия к профессиям; кто как ест (курица, кошка, собака); глаголы (танцует, поет, идет, летит, причесывает …) |
Задание 5: по 3 – 5 картинок, иллюстрирующих каждое понятие | цвет (красный, зеленый, синий, желтый, черный и белый); качественные прилагательные (мягкое, колючее, холодное); формы (круглый, квадратный, треугольный) |
Серия V | |
Задание 1: картинки к сказке (по 5 – 8) | «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок» (по выбору логопеда) |
III уровень (1-й год обучения, 5 лет)
Серия I, пункт 1 | |
Задание 1: по 5 – 6 картинок к каждой теме | птицы, транспортные средства, дикие животные, предметы обуви |
Задание 2: картинки | мальчик входит в дом, выходит из дома; девочка ставит чайник на стол, берет чашку со стола; заяц сидит под кустом, выскакивает из-под куста |
Серия I, пункт 2 | |
Задание 1: картинки | бусы, бусинка, виноград, виноградинка, машина, машинка |
Задание 2: картинки к глаголам | выходит, заходит, подходит, заезжает, выезжает, подъезжает |
Серия I, пункт 3 | |
Задание 1: предметы | ключ, карандаш, платок |
Задание 2: картинки | девочка рвет цветы, девочка играет в мяч |
Задание 3: картинка | девочка ловит бабочку сачком |
Задание 4: картинкаи | лента узкая, лента широкая, лимон, конфета, книга толстая, книга тонкая |
Серия III | |
Задание 2: картинки | карандаш, мел, ручка, кисть |
Задание 3: картинки | машина стоит около дома; бабочка летает над цветком; мышка убегает от колки; мальчик подходит к дому |
Задание 4: картинки | красные ягоды, синее одеяло, желтые листья, голубые глаза |
Задание 5: картинки | один (одна) – утка, гусь, дом; два (две) – кошка, заяц, яблоко |
Серия IV, пункт 1 | |
Задание 2: картинки (хорошо просматриваются части изображенного предмета) | любой предмет одежды (рукав, воротник, карман, пуговица, пояс); транспортное средство (кабина, колесо, руль, дверь, фара, мотор) |
Задание 3: картинки | фотограф, почтальон, строитель, птичница, библиотекарь |
Задание 4: картинки | врач, повар, воспитатель, продавец, парикмахер; шить, вязать, подметать, поливать, гладить |
Задание 5: по 3 – 5 картинок, иллюстрирующих каждое понятие | оттенки цветов (оранжевый, розовый, коричневый, фиолетовый, голубой); качественные прилагательные (длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, кислый, горький, сладкий, соленый); формы (овальный, четырехугольный) |
Серия V | |
Задание 1: картинки | сюжетная картинка (по выбору логопеда); иллюстрации к одной из сказок – «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок» (по выбору логопеда) |
III уровень (2-й год обучения, 6 лет)
Серия I | |
Задание 1: картинки | ручка (авторучка, дверная, детская); кран (подъемный, водопроводный); иголка (швейная, еловая) |
Задание 3: предметы | стул, мяч, зайчик, рыбка |
Серия III | |
Задание 3: предметы и игрушки | щенок, коробка, кукла, домик, снежинка, стол, книга |
Задание 4: картинки | красные помидоры, белое полотенце, синее ведро, желтые листья |
Серия IV, пункт 1 | |
Задание 2: картинки (хорошо просматриваются части изображенного предмета) | окно (стекло, рама, подоконник, форточка); диван (спинка, сиденье, подлокотник, ножки) |
Задание 3: картинки | хлебороб, врач (специалисты: хирург, стоматолог, окулист), строитель (каменщик, маляр, плотник), швея, музыкант (пианист, скрипач, трубач), животновод (птичница, доярка, пастух, свинарка, конюх), металлург |
Задание 4: картинки | самолет, поезд, теплоход, человек; врач, повар, продавец, воспитатель, хлебороб, животновод |
Серия IV, пункт 2 | |
Задание 4: картинки к глаголам | выходит, уходит, заходит; выезжает, заезжает, объезжает; бежит, убегает, перебегает |
Серия V | |
Задание 2: картинки | серия сюжетных картин (по выбору логопеда) |
Приложение 2. Количество проб и максимальные баллы за каждую из серий
I уровень (3 года)
Номер серии | Проб | Баллов | Всего за серию | |
проб | баллов | |||
Серия I | ||||
Серия II, пункт 1 | ||||
Серия II, пункт 2 | ||||
Серия II, пункт 3 | ||||
Серия II, пункт 4 | ||||
Серия III | ||||
Серия IV | ||||
Серия V | ||||
Серия VI, пункт 1 | ||||
Серия VI, пункт 2 | ||||
Итог |
II уровень (4 года)
Номер серии | Проб | Баллов | Всего за серию | |
проб | баллов | |||
Серия I | ||||
Серия II, пункт 1 | ||||
Серия II, пункт 2 | ||||
Серия II, пункт 3 | ||||
Серия II, пункт 4 | ||||
Серия II, пункт 5 | ||||
Серия III | ||||
Серия IV | ||||
Серия V | ||||
Серия VI, пункт 1 | ||||
Серия VI, пункт 2 | ||||
Итог |
III уровень, 1-й год обучения (5 лет)
Номер серии | Проб | Баллов | Всего за серию | |
проб | баллов | |||
Серия I | ||||
Серия II, пункт 1 | ||||
Серия II, пункт 2 | ||||
Серия II, пункт 3 | ||||
Серия II, пункт 4 | ||||
Серия II, пункт 5 | ||||
Серия III | ||||
Серия IV | ||||
Серия V | ||||
Серия VI, пункт 1 | ||||
Серия VI, пункт 2 | ||||
Итог |
III уровень, 2-й год обучения (6 лет)
Номер серии | Проб | Баллов | Всего за серию | |
проб | баллов | |||
Серия I | ||||
Серия II, пункт 1 | ||||
Серия II, пункт 2 | ||||
Серия II, пункт 3 | ||||
Серия II, пункт 4 | ||||
Серия II, пункт 5 | ||||
Серия III | ||||
Серия IV | ||||
Серия V | ||||
Серия VI, пункт 1 | ||||
Серия VI, пункт 2 | ||||
Итог |
Приложение 3.Протокол обследования.
I уровень (3 года)