СЕРИЯ II. Исследование сенсомоторного уровня речи.
1. Проверка состояния фонематического восприятия.
Педагог: Послушай и повтори за мной слоговые ряды:
· ма-на-ма на-ма-на
· за-са-за са-за-са
· ца-са-ца са-ца-са
· ча-тя-ча тя-ча-тя
· ла-ра-ла ра-ла-ра
· ла-ля-ла ля-ла-ля
· ра-ря-ра ря-ра-ря
Оценка состояния фонематического восприятия 1 балл точно и правильно воспроизводит в темпе предъявления 0,5 балла первый член воспроизводит правильно, второй уподобляет первому 0,25 балла неточно воспроизводит оба члена пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками 0 баллов не воспроизводит |
Итог: 7 проб, 7 баллов |
2. Состояние фонематического анализ и синтеза.
Педагог: Послушай слова и выполни мои задания:
· определи первый согласный звук в словах: мак, дым, трава, кошка;
· определи последний звук в словах: дом, мак, камыш, ключ, булка;
· назови последовательность звуков в слове: мак, суп, лук, каша;
· определи количество звуков в словах: дом, рак, луна, совы, банан;
· определи общий звук в словах: коСа, Сом, миСка; пиЛа, Ландыш, стоЛ; Осы, лОм, Окна; кРан, Рыба, сыР;
· подбери слова к заданному звуку: «С», «М», «К».
Оценка состояния фонематического анализа и синтеза 1 балл правильно отвечает с первой попытки 0,5 балла правильно отвечает со второй попытки 0,25 балла правильно отвечает с третьей попытки 0 баллов отвечает не правильно |
Итог: 6 проб, 6 баллов |
3. Исследование артикуляционной моторики.
Педагог: Выполни движения по моей инструкции:
· «лопаточка – иголочка» · «трубочка» · «чашечка» | · «змейка» · «качели» |
Оценка состояния артикуляционной моторики 1 балл правильно выполняет движения 0,5 балла выполняет замедленно и напряженно 0,25 балла выполняет с ошибками: длительный поиск позы, отклонение конфигурации, синкинезии, гиперкинезы 0 баллов не выполняет движений |
Итог: 5 проб, 5 баллов |
4.1. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова, предложения.
Педагог: Повтори за мной слова:
· сквозняк · велосипед · простокваша | · температура · скворечник · водопроводчик | · сковорода · регулировщик |
4.2. Исследование предложений.
Педагог: Повтори за мной предложения:
· Мальчики слепили снеговика.
· Водопроводчик чинит водопровод.
· Волосы подстригают в парикмахерской.
· Саше понравился пластмассовый кораблик.
· У девочки Дины котенок Тима.
· Регулировщик стоит на перекрестке.
Оценка состояния сформированности звуко-слоговой структуры слова и предложений 1 балл правильно и точно воспроизводит в темпе предъявления 0,5 балла замедленное послоговое воспроизведение 0,25 балла искажает звуко-слоговую структуру слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова) 0 баллов не воспроизводит |
Итог: 14 проб, 14 баллов |
5. Исследование звукопроизношения.
В таблице символами отметить характер нарушений: (–) – нарушение звука, м/з – межзубное произнесение и т.д.
Звуки | Характер произношения звуков | Балл | ||
Изолированно | В слогах | В словах | ||
· В | ||||
· Д | ||||
· Б | ||||
· Г | ||||
· С | ||||
· З | ||||
· Сь | ||||
· Зь | ||||
· Ц | ||||
· Ш | ||||
· Ч | ||||
· Ж | ||||
· Щ | ||||
· Л | ||||
· Р | ||||
· Ль | ||||
· Рь | ||||
· М | ||||
· Н | ||||
· Й |
Речевой материал для проверки правильности произношения звуков в словах (Педагог: повтори за мной).
1 группа Звонкие согласные В, Б, Д, Г | В – вата, сова, вилка. Д – дом, удочка, еда. Б – банка, обед, батон. Г – гуси, иголка, вагон. |
2 группа Свистящие С, Сь, З, Зь, Ц | С – собака, миска, нос З – зайка, зонт, коза Сь – сено, письмо, гусь Зь – зима, козел, магазин Ц – цапля, овца, палец |
3 группа Шипящие Ш, Ж, Ч, Щ | Ш – шуба, кошка, малыш Ч – чай, очки, ночь Ж – жук, ножи, ежи Щ – щука, вещи, лещ |
4 группа Сонорные Л, Ль, Р, Рь | Л – лапа, молоко, стол Р – рыба, корова, забор Ль – лев, пальто, соль Рь – репа, варенье, дверь М – муха, лимон, дом Н – нога, кино, сон Й – йод, сойка, май |
Оценка звукопроизношения 1 балл безукоризненно произносит звук в любых речевых ситуациях 0,5 балла изолированно и отраженно произносит правильно, но иногда подвергает звук замене или искажению 0,25 балла изолированно звук произносит правильно, но в самостоятельной речи звук не автоматизирован 0 баллов в любой позиции звук искажается или заменяется |
Итог: 20 пробы, 20 баллов Итог по серии II: 52 пробы, 52 балла |