Исследование приставочных глаголов.
С 6 лет: ходит — выходит, заходит; бежит, летит.
12. Исследование образования глаголов совершенного вида.
Рисовал — нарисовал; писал, делал.
По результатам обследования грамматического строя определяется уровень.
Первый уровень (низкий, 1 балл)— не использует морфологические элементы для передачи грамматических отношений.
Второй уровень (ниже среднего, 2 балла)— отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций.
Третий уровень (средний, 3 балла)— грамматический строй имеет отклонения от возрастной нормы. Не всегда удается употреблять правильно предложенные предлоги, согласовывать существительное с числительным и прилагательным, образовывать названия детенышей.
Четвертый уровень (выше среднего, 4 балла)— грамматический строй соответствует возрастной норме, однако имеются незначительные затруднения при выполнении не более 2 заданий.
Пятый уровень (высокий, 5 баллов)— грамматический строй соответствует возрастной норме. Безошибочно образовывает существительные именительного падежа множественного числа, родительного падежа множественного числа, существительные в косвенных падежах. Употребляет правильно все предложенные предлоги. Может согласовывать существительное с числительными прилагательным, образовывать названия детенышей, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, относительные прилагательные от существительных, притяжательные прилагательные, приставочные глаголы, глаголы совершенного вида.
Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями
Обследование связной речи
Исследование пересказа.
Учитель-логопед дает задание ребенку: «Послушай, что я тебе прочитаю, и перескажи».
Рассказ «Умная галка» для обследования четырехлетнего ребенка.
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что стало можно пить.
Рассказ «Муравей и голубка» для обследования пятилетнего ре-бенка.
Муравей захотел напиться и спустился к ручью. Волна захлестнула его, и он начал тонуть.
Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся.
На следующий день муравей увидел, что охотник хочет пойти и поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
2. Исследование составления рассказа по сюжетной картинке.
Материалом исследования служат сюжетные картинки. На
пример, «Зимние забавы», «Детский сад».
Ребенку предлагается сюжетная картинка и дается следующая инструкция: «Рассмотри внимательно картинку и расскажи, что нарисовано на картинке. Составь рассказ, который будет называться... («Зимние забавы», «Детский сад»)».
При выборе стимульного материала следует учитывать возрастные особенности детей; их речевые возможности; конкретность, понятность, точность сюжета; красочность предложенных картинок или предметов.
3. Исследование составления рассказа по серии сюжетных кар
тинок.
Материалом исследования служат серии из 3-5 картинок.
Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями
Серия из 4-х сюжетных картинок «Верный друг»:
1. Мальчик ловил рыбу с лодки, а собака сидела на берегу.
2. Лодка покачнулась.
3. Мальчик упал в воду и стал тонуть. Собака бросилась в воду.
4. Собака схватила мальчика за рубашку и вытащила его на берег.
Параметры оценки. Рассказ оценивается с учетом:
• соответствия его изображаемой ситуации (наличие искажений, добавлений);
• целостности (наличие всех смысловых звеньев);
• правильной последовательности — 1 балл;
• плавности изложения: передает содержание без остановок, длительных пауз, дополнительных слов (например: «Ну как там дальше?» и т.п.);
• понимания содержания излагаемого;
• полноты пересказа (наличие пропусков);
• характера языкового оформления (грамматическая правильность предложений);
• способа выполнения задания (самостоятельно или с помощью экспериментатора).
По результатам обследования понимания речи определяется уровень.
Первый уровень (низкий, 1 балл)— ребенок не владеет связной речью. Задание не выполнено.
Второй уровень (ниже среднего, 2 балла)— пересказ составлен по наводящим вопросам. Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств.
Третий уровень (средний, 3 балла)— используются повторные наводящие вопросы. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связности изложения, единичные смысловые несоответствия.
Четвертый уровень (выше среднего, 4 балла)— пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие
Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями
вопросы). Полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений.
Пятый уровень (высокий, 5 баллов)— ребенок владеет связной речью. Пересказ составлен самостоятельно. Полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. При пересказе в основном соблюдаются грамматические нормы родного языка.
Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями
Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями
Обоснование логопедического заключения
По результатам обследования и на основании количества баллов, набранных ребенком, учитель-логопед дает заключение о состоянии речевого развития каждого ребенка. В результате полного обследования ребенка могут быть следующие варианты заключений.
Первый уровень (низкий, 8—10 баллов)— общее недоразвитие речи (ОНР), I уровень. Речь как коммуникативная функция отсутствует.
Второй уровень (ниже среднего, 11—18 баллов)— общее недоразвитие речи (ОНР), II уровень. Речевая активность возросла, но речь не выполняет своей роли как коммуникативная функция.
Третий уровень (средний, 19—29 баллов)— общее недоразвитие речи (ОНР), III уровень. Речь понятная, однако имеют место лексико-грамматические, фонетико-фонематические нарушения и в целом несформированность связной речи.
Четвертый уровень (выше среднего, 30—37 баллов)— фонети-ко-фонематическое недоразвитие. Наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений. Возможно (чаще всего как результат логопедического воздействия) нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР). При отсутствии нарушений звукопро-изношения возможно заключение: лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР): у детей нормальное звукопроизноше-ние, относительно сохранны фонематические процессы (чаще всего как результат логопедического воздействия), однако отмечаются ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи.
Пятый уровень (высокий, 38—40 баллов)— возможна норма речевого развития. При наличии нарушенного звукопроизно-шения возможно фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ).
Данная форма фиксации полученных результатов, уровневый подход к оценке результатов исследования позволяют делать правильное заключение о состоянии речевого развития ребенка, надежно отслеживать динамику коррекции речевого дефекта не только у одного конкретного ребенка, но и в целом в группе.
1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. — М., 2006.
2. Бородин А.М. Методика развития речи детей. — М., 1987.
3. Бъюзен Т. Супермышление. — Минск, 2008.
4. Варенцова Н.С. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Н.С. Варенцова, Е.В. Колесникова. — М., 1997.
5. Глухое В. П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — М.: АРКТИ, 2002.
6. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. — М., 1990.
7. Каше Т.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М. 1985.
8. КорневА.Н. Как научить ребенка говорить, читать и думать / А.Н. Корнев, Н.Е. Старосельская. — СПб.: Паритет, 1999.
9. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. — М., 2002.
10. Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной группе (для детей с ФФН) на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей. — М., 1998.
11. Коноваленко В. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН / В.В. Коноваленко, СВ. Коноваленко. - М., 1998.
12. КорневА.Н. Основы лингвопатологии детского возраста. — СПб., 2006.
ХЪ.Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. — СПб., 1999.
Н.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. — М., 2001.
15.Логопедия / под ред. Л.С. Волковой. — М. 2002.
16.Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. — М., 2004.
Литература
17.Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. — М., 1991.
18. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. — Ярославль: ТОО Гринго,1995.
19.Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. — М., 1984.
20.Филичева Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение /Т.Б. Филичева, ТВ. Туманова.-М., 1999.
21. Филичева Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. — М., 1999.
И.Филичева Т.Б. Развитие речи дошкольника/Т. Б. Филичева, А.В. Соболева. — Екатеринбург, 1996.
23. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — Воронеж, 1997.
24. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. — М.: Гном Пресс, 2006.
25.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1983.
Учебно-методическое издание |
Акименко Вера Михайловна