При формулировании предмета исследования следует знать, что он должен совпадать с темой исследования ил по звучанию быть очень близок к ней.
Предметом исследования становятся определенные стороны или отношения объектов, т.е. любые аспекты психической реальности (психические свойства, состояния, процессы, функции, виды поведения и общения, пространственные, временные, интенсивностные характеристики отдельных явлений, взаимосвязи между ними, взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями и .п.).
Например: Самооценка младшего школьника может быть объектом исследования, в таком случае предметом исследования могут стать факторы формирования его самооценки. Или, если объект - учебная деятельность школьника, процесс психического развития на определенной возрастной
ступени, то предметом исследования могут стать определенные психологические факторы, механизмы, закономерности. Или, если объектом исследования являются психические процессы, то предметом могут стать структура, взаимосвязи, механизмы.
Таким образом, объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. Понятие предмета и объекта психологического исследования относительны и характеризуются только во взаимосвязи.
На основе формулирования проблемы, определения объекта и предмета исследования устанавливается его цель. Цель исследования -это то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в работе над дипломным проектом. Это тот научный результат, который должен быть получен в конечном итоге всего исследования.
Формулировки цели исследования обычно начинаются словами «разработать методику (модель, критерии, требования, основы и др.) »; «обосновать что-либо»; «выявить что-либо» и и.п..
Возможными целями психологического исследования могут быть:
n определение характеристики изучаемого явления;
n выявление взаимосвязи психических явлений;
n изучение структуры психического явления (или факторов, влияющих на него);
n выявление психологических различий у испытуемых, относящихся к разным группам;
n описание нового феномена, эффекта;
n создание классификации, типологии:
n создание психодиагностической (психолого-педагогической ) методики;
n разработка или адаптация к новым условиям психодиагностической процедуры;
n изучение динамики возрастного развития определенных психических процессов, свойств, состояний;
n изучение изменений психических явлений в определенных условиях (например, в результате коррекционной работы);
n доказательство эффективности разработанной психокоррекционной методики;
n разработка и адаптация к новым условиям методики консультирования, коррекционной или развивающей психологической работы.
Задачи работыконкретизируют цели исследования или практической психологической деятельности и подразделяют ее достижение на определенные этапы. Обычно в исследовании рекомендуется формулировать не более пяти задач. Часто встречающаяся ошибка студентов возникает вследствие неумения различать задачи исследования и этапы его организации. Несомненно, они взаимосвязаны, но формулируя задачи исследования, нужно не описывать свои действия (анализ литературы, сбор эмпирических данных и
т.п.), а раскрывать для чего Вы осуществляете каждое из этих действий и как это способствует достижению общей цели исследования.
После формулирования объекта и предмета, цели и задач исследования строится гипотеза.Научный поиск, если им руководит гипотетическое предположение, перестает быть аморфным, обретает внутреннюю структуру и становится результативнее. Гипотеза направлена на то, чтобы доказать реальное существование предполагаемого, это не только догадка, но и логическое обоснование предположения исследователя о наличии, отсутствии или виде связей между изучаемыми явлениями, о характере этой связи, о закономерностях динамики явлений и т.п. Именно поэтому гипотеза способствует обнаружению новых фактов, исходя из определенной позиции.
Все большее значение в современной науке имеет математическая гипотеза. Для дипломника оказывается очень ценным математическая интуиция (умение «угадывать» математический аппарат), получать математическим путем результат и искать его психологическую, психофизиологическую, социально-психологическую (экономическую, политическую, физическую и т.п.) интерпретацию.
Кроме общей гипотезы формулируются частные гипотезы, которые подлежат эмпирической проверке и представляют собой предположительно ожидаемые результаты. Работая над дипломным проектом, студент постоянно ставит перед собой вопросы, то есть каждый раз выдвигает те или иные предположения, подтверждая или опровергая их. Тем самым дипломник работает с целой системой гипотез, хотя не формулирует их в письменном виде. Формулировка частных гипотез и вынесение их во введение перегружает восприятие читателей, научного руководителя, рецензента, членов аттестационной комиссии, делает его менее лаконичным и четким, показывает научную несостоятельность студента.
При построении гипотезы и всего дальнейшего исследования следует иметь в виду:
1. На основании предположения можно получить результаты, которые противоречат опыту. Действия по принципу: «если факты не подходят под мою теорию, то тем хуже для фактов» приводят к неизбежному разочарованию. Поэтому необходимо или изменить или уточнить само предположение, или, наоборот, отбросить его.
2. Выдвинутая гипотеза может не подтвердиться. Хотя в науке отрицательный результат не менее важен, чем положительный. Строить работу, где утверждается, что гипотеза не подтвердилась - не следует. В этом случае нужно создать многоаспектную гипотезу, которая охватывает разные стороны (аспекты) явления или процесса. Тогда в выводах можно будет четко сказать: то-то получилось, а то-то - нет, это ошибка и ваш опыт должен предостеречь последователей от ошибочных вариантов.
3. Вы можете получить результат, не свойственный изучаемому объекту в норме, и возникший в ходе его исследования - артефакт (от лат.artefactum - искусственно сделанное). Причиной такого результата может быть дефект
4. методики проведения опыта, что часто бывает при использовании или нестандартизированных, или модифицированных, или самостоятельно сконструированных методик; непрофессиональная психолого-педагогическая коррекционная работа (внушение тех или иных показаний); невалидная выборка испытуемых; как результат несоблюдения правил психолого-педагогической диагностики (так, инструктаж, программирующий результат и т.п.). В этом случае Вам необходимо найти причину и устранить ее в новом исследовании. Если даже Вам удастся объяснить причину артефакта на хорошем научном уровне - это не может быть свидетельством состоятельности Вашей работы.
5. В Вашей работе может не возникнуть необходимости в выдвижении гипотезы, так например, если Вы разрабатываете и обосновываете тренинговую программу.
Чтобы избежать описанных последствий, рассмотрим, как надо строить и подтверждать гипотезу:
6. Выделить группу явлений, причину существования которых пока невозможно объяснить с помощью имеющихся приемов и средств научного исследования.
7. Детально изучить доступную наблюдению совокупность явлений, причина которых должна быть найдена.
8. Выяснить все, связанные с этим явлением обстоятельства (предшествующие явления, сопутствующие явления, последующие явления и т.п.).
9. Сформулировать научное предположение (саму гипотезу) о возможной причине, вызвавшей возникновение данного явления или группы однородных предметов.
10. Определить одно или несколько следствий, логически вытекающих из предполагаемой причины, если бы причина была в действительности найдена.
11. Проверить, насколько эти следствия соответствуют фактам действительности
Чтобы построить научную гипотезу необходимо помнить:
· гипотеза определяется целью всего исследования;
· должна быть верифицируемой, то есть проверяемой (доказываемой или опровергаемой) с помощью научных методов любой науки (психологии);
· быть доказательной с помощью математико-статистических критериев, при которых исследователь однозначно может утверждать - подтвердилась она или нет;
· понятия, которые использует гипотеза, и соответствующие суждения предположительного характера должны быть достаточно четкими и конкретными;
· не должны содержать самоочевидных заявлений, так как где нет сомнений - нет и исследования.
Любое исследование предполагает раскрытие его методологических основ, то есть, тех концепций и теорий, которые легли в основу исследования. Имеются в виду не все публикации, на которые ссылается дипломник, а только те (обычно их бывает от трех до четырех - пяти) которые действительно лежат в основе квалификационной работы.
Необходимость указания методологической базы исследования продиктована этическими соображениями: во-первых, в современной науке не может быть первооткрывателей, которые начинают с «чистого листа»; во-вторых, этот грамотно составленный раздел введения позволит понять к какому научному направлению или школе вы принадлежите. Если дипломник будет настаивать на своей самостоятельности и оригинальности, то он чаще всего будет изобретать велосипед и открывать Америку.
Методологические основы исследования формулируются примерно так: «исследование опиралось на концепцию ...», «методологической базой исследования послужили работы...», «методологической основой исследования является...» и т.п.
Во «Введении» нельзя обойтись без указания на используемые методы и методики.Традиционной и лаконичной формой описания методов исследования является классификация их на:
n методы сбора эмпирической информации: наблюдение, опрос, анализ продуктов человеческой деятельности, эксперимент и т.д.;
n теоретические методы (абстрагирование, восхождение от абстрактного к конкретному, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, формализация, идеализация и др.);
n методы обработки полученных данных: качественные и колличественные (методы математической статистики).
Выбор методов исследования опирается на понимание специфики объекта и предмета исследования, а вот уже конкретные методики (техники, приемы) определяются поставленными задачами и условиями проведения исследования, но их Вы опишите в эмпирической главе.
Один из важных разделов методологического аппарата - научная новизна исследования,поскольку этот признак дает исследователю право на использование понятия «впервые» при характеристике полученных результатов и проведенного исследования в целом. Большое желание дипломника употребить слово «впервые» вполне понятно. Но все же употреблять это слово надо исключительно осторожно так как: во-первых, нельзя быть абсолютно уверенным в том, что все сделанные построения являются действительно абсолютно новыми; во-вторых - скромность всегда только украшает настоящего исследователя. Понятие «впервые» означает в науке факт отсутствия подобных результатов. Впервые может проводится исследование на оригинальные темы, которые ранее не исследовались в той или иной отрасли научного знания.
Для большого количества наук научная новизна проявляется в наличии теоретических положений, которые впервые сформулированы и содержательно обоснованы; методических рекомендаций, которые внедрены в практику и оказывают существенное влияние на достижение новых психолого-педагогических (социально- экономических) результатов; доказательства правомочности нового (вводимого Вами) понятия; раскрытие механизмов реализации некоторых закономерностей. Научная новизна в психологии состоит во ведение в научный оборот новых, не использованных ранее научных источников, в определении генезиса развития той или иной отрасли научного знания, во вскрытии закономерностей и основных путей развития той или иной науки. Хотя степень новизны может быть различной, техника ее выявления одна и та же: предложенное решение научной проблемы или практической задачи сопоставляется с уже существующими решениями аналогичных задач или с прототипом, под которым понимается наиболее близкий по смыслу (техническому существу) и по достигаемому эффекту предшественник предполагаемого новшества.
Подраздел «Введения» - «научная новизна» чаще всего делается в формулировках: разработаны, раскрыты, обоснованы, определены, установлены и т.п.
Наличие подраздела«Практическая значимость выбранной темы»связано с той конкретной, ощутимой пользой, которую могут принести его результаты, помощь кому-либо в его практической деятельности. Если Вы получили результат, применять который не следует, то это необходимо отметить и подчеркнуть в этом подразделе.
Если дипломная работа будет носить методологически характер, что на этом уровне научных работ бывает крайне редко, практическая значимость может проявиться в апробации результатов исследования на научно-практических конференциях, педагогических советах школы любого учебного заведения, в использовании научных разработок в учебном процессе высших и средних учебных учреждений.
Если квалификационная работа будет носить методический характер, то ее практическая значимость может проявить себя в наличии научно-обоснованной и апробированной в результате экспериментальной работы системы методов и средств совершенствования педагогического процесса, психологического сопровождения воспитательного процесса, психолого-педагогической диагностики (экономического, технического и социального развития страны).
Если предполагается, что будущее исследование будет обеспечивать научное обоснование путей оптимизации трудовых и материальных ресурсов или производственных процессов, т.е. носить сугубо прикладной характер, то его практическая значимость может проявиться в следующих формах:
IY.Написание реферативной (теоретической) части работы
Все содержание научного проекта состоит обычно из двух частей, различающихся по характеру и направленности научной работы, описываемой в них: обзор литературы (теоретическая часть) и описание эмпирического исследования ( практическая часть).
Рассмотрим в этом разделе методического комплекса теоретическую (реферативную) часть, которой могут быть посвящены одна или две главы, в зависимости от тематики и логики исследования.
Главу, посвященную обзору литературы, надо озаглавить так, чтобы она отражала тему и проблему Вашего исследования, то есть, должно быть понятно, что Вы обосновываете. Этот раздел может быть назван: «Анализ литературы по проблеме....»; «Теоретическое исследование по теме...»; «Обзор литературы по проблеме...»; «Научные и практические исследования по теме...»; «Теория и практика исследования феномена...» или сформулирована как и название работы (например, «Традиции использования сказочных тестов») т.п.
При выполнении реферативной части выпускной квалификационной работы от студента потребуются следующие умения:
n грамотно выстраивать (в соотствии с темой работы и ее планом) реферативный текст;
n логично и последовательно раскрывать тему;
n формулировать выводы из литературного обзора материала;
n правильно оформлять теоретическую часть дипломного проекта;
n обладать навыками стилистики научной речи: соответствовать нормам литературного и профессионального языка.
Обзор литературы нуждается в особом комментарии, так как дипломнику целесообразно стремится к изложению всего материала источников. Он подразделяется на обзор первоисточников и второисточников: это деление условно и в реферативном тексте не выделяется подзаголовком или шрифтом. Под первоисточниками понимаются тексты, которые являются объектом исследования.К таковым относятся тексты, принадлежащие авторам, на которых строится исследование, (о них шла речь во введении, раздел
«Методологический аппарат»); исторические документы; законодательные (или иные нормативные) акты и т.п.. Ковтороисточникам относятся тексты, которые отражают предмет исследования, то есть, исследования провенденные по тому же поводу, что и Ваше, либо сопряженное с ним.
Источниковедческая база выпускной квалификационной работы должна охватывать не менее 50 источников и научных трудов.
Логика обзора литературы может быть основана на:
· переходе от рассмотрения общих проблем к описанию конкретных вопросов (например, по теме «Проблема посттравматического стресса детей старшего школьного возраста» целесообразно начать описания с феноменологии и подходов к изучению стресса, а затем описать категорию «посттравматический стресс», потом - перейти к специфике посттравматического стресса детей старшего школьного возраста);
· хронологии исследований в этой области, где описывается история изучения проблемы по периодам, основные этапы ее разработки учеными, исследовательские парадигмы (например: «Проблема стресса стала впервые изучаться...»; «Следующим этапом в разработке проблемы стресса стало...»; «На современном этапе развития этой проблемы важно..» и т.п.);
· логике построения структуры текста: выделяются предпосылки, ход действия, результаты, факторы, благоприятствующие и препятствующие возникновению описанного явления;
· подходах к исследованию проблемы - акцент а анализе делается на различии исследовательских подходов в различных научных школах или у разных групп исследователей;
· изучении отдельных сторон проблемы: логика рассмотрения проблемы может заключаться , например, в описании понятия стресса, причин стресса, последствий стресса;
· сопоставлении и анализе взглядов видных ученых на данную проблему.
Описанные типы логики построения теоретической части могут определенным образом сочетаться в зависимости от замысла автора, логики, которую он считает наиболее целесообразной и анализа материала публикаций.
Начинать каждый раздел необходимо с вводного предложения, например: «Проблема ..... явления рассматривалась в работах многих ученых...»; «Рассмотрим основные проблемы ......»; «При изучении проблемы.... выделяются следующие понятия». Текст каждого раздела не должен представлять набор выписок из прочитанных источников. Нужно стремиться пересказывать их содержание более или менее близко к тесту оригинала, стараясь передать идеи и факты источника. Это может достигаться за счет частичного переформулирования фразы, ее упрощения, выражения главной мысли за счет опускания несущественных для Вашей работы фрагментов, слов, выражений.
При этом в тексте должно быть видно, на каких авторов и на какие работы вы опираетесь, содержание работы не должно быть безличным, например: «как показано в работах А.А. Смирнова, А.Н. Леонтьева, память является...»; «психологические проблемы учебной деятельности рассматривались в работах Н.А. Менчинской, П.Я.Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Д.Э. Эльконина и т.д.»; «П.Я.Гальперин считает, что...»; «Исследования В.В.Давыдова показали, что...» и т.п.
Для подтверждения собственных доводов ссылкой на авторитетный источник или для критического разбора того или иного научного произведения следует приводить цитаты. Они используются для того чтобы без искажений передать мысль автора первоисточника, для идентификации взглядов при сопоставлении различных точек зрения и т.д. Цитаты служат необходимой опорой автору дипломного проекта в процессе анализа и синтеза информации. Отталкиваясь от их содержания, можно создать систему убедительных доказательств, необходимых для объективной характеристики обозреваемого явления. Цитаты могут использоваться и для подтверждения отдельных положений, которые приводит дипломник.
Академический этикет требует знания определенных правил цитирования:
1. Цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным, так как избыточное цитирование создает впечатление компилятивности работы, а недостаточное цитирование снижает научную ценность излагаемой работы.
2. Цитирование автора делается только по его произведениям.
3. Если необходимо выразить отношение автора диплома к отдельным словам или мыслям цитируемого текста, то после них ставится восклицательный знак или знак вопроса, которые заключаются в круглые скобки.
4. Ссылки в тексте делаются только на источники, которые читал студент и которые указаны в списке литературы в конце работы. Ссылки на иностранные или российские источники, которые недоступны студенту, делать нецелесообразно.
5. Необходимо соблюдать определенные правила цитирования.
Правила оформления цитат.В случае прямого цитирования текст оригинала заключается в кавычки («...») и приводится в той грамматической форме, в какой он дается в источнике, с сохранением особенностей авторского написания.
Возможны два варианта оформления цитат. Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, то она начинается с прописной буквы, например:
С.Л. Рубинштейн писал: «Только для того, кто не привык самостоятельно мыслить, не существует проблем; все представляется само собой разумеющимся лишь тому, чей разум еще бездействует» (...)
Если цитата воспроизводит только часть предложения цитируемого текста, то она начинается со строчной буквы и после открывающих кавычек часто ставят отточие, например;
Как подчеркивал А.Н.Леонтьев, «...понятие деятельности необходимо связано с понятием мотива» (...).
Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого приводим в соответствии с требованиями библиографических стандартов:
n После кавычки, завершающей воспроизведение чужой мысли, в круглых скобках указывается фамилия цитируемого автора (авторов), заглавие книги (или первые слова заглавия), после запятой пишется год выпуска источника, затем номер страницы, на которой данная мысль изложена в оригинале, например: ( Фрейд З., 1921, с. 18).
n Или: после приведенной в тексте цитаты в квадратных скобках указывается номер цитируемого источника библиографического указателя в конце вашей работы и через точку с запятой - номер страницы, например: 14,236.
Косвенноецитирование воспризводит близко к тексту оригинала чужую мысль, классификацию, фактическую информацию, точку зрения. В этом случае цитата не заключается в кавычки, но после завершения цитирования в скобках обязательно указывается источник, из которого она взята.
Как же ссылаться на источники и автров, информация которых важна для изложения проблемы, но недоступна. В таком случае, несмотря на то, что в тексте упоминается автор книги или статьи, котору студенть не читал в подлиннике, в скобках после цитаты пишется : ( цит. по : Асмолову А.Г., 1966, с. 45)- и указывается фамилия автора, год издания и страница источника, из которого взата информация.
Теоретическая глава ( главы):
n определяет сущность исследуемой проблемы, описывает опыт ее реализации в практике психолого-педагогической деятельности;
n дает характеристику степени проработанности проблемы в литертурных источниках;
n определяет состав и краткое содержание принципов и методов изучаемой проблемы на практике;
n осуществляет обоснование выбора методик, с помощью которых будет проведен анализ и совершенствование исследуемого объекта по выбранной теме выпускной работы;
n увязывает проблематику исследования с общетеоретическими положениями;
n создает основу для последующих глав, которые будут конкретизировать теоретические положения выпускной квалификационной работы.
Y. Планирование, проведение и описание эмпирического исследования
Важнейшей частью дипломной работы студента считается эмпирическое исследование, которое направлено на сбор и анализ данных по проблеме или разработку методики в области практической психологии.
Всякое научное изучение от творческого замысла до его оформления осуществляется индивидуально, но все же можно определить некоторые общие методологические подходы к его проведению, что принято называть научным изучением. Традиционная модель научного изучения предполагает движение по цепочке: установление эмпирических фактов - первичное эмпирическое обобщение - обнаружение отклоняющихся от правил фактов - изобретение теоретической гипотезы с новой схемой объяснения - логический вывод из гипотезы всех наблюдаемых фактов, что является ее проверкой на истинность.
Научно изучать это значит:
n обоснованно использовать научное предвидение,
n использовать продуманный научный расчет,
n ничего не принимать за истинное, что не представляется ясным и расчетливым,
n вести поисковые исследования, как бы заглядывая в будущее,
n трудные вопросы делить на столько частей, сколько нужно для разрешения,
n начинать исследование с самых простых и удобных для познания вещей и восходить постепенно к познанию трудных и сложных,
n останавливаться на всех подробностях, на все обращать внимание, чтобы быть уверенным, что ничего не упущено,
n помнить, что если факты и закономерности установлены правильно (то есть подтверждены многочисленными свидетельствами наблюдения, экспериментов, проверок и т.п.), то считаются бесспорными и обязательными. Если среди этих фактов обнаруживается некая регулярность, повторяемость, то можно утверждать, что сделано эмпирические обобщение.
Организация эксперимента обычно имеет несколько последовательных стадий:
1. выдвижение научной гипотезы;
2. постановка конкретной задачи и выбор объекта исследования;
3. подготовка материальной базы для выполнения эксперимента;
4. выбор оптимального пути эксперимента;
5. наблюдение явлений при эксперименте и их описание;
6. анализ и обобщение полученных результатов.
Планированиеэмпирического исследования предполагает «перевод» теоретических понятий в конкретные исследовательские переменные, подбор методов и методик исследования и обработки полученных данных, прогнозирование выборки участников исследования, определение места и условий его проведения.
Проект эмпирического исследования разрабатывается студентом с помощью научного руководителя. Дипломный проект предполагает выполнение студентом определенного объема эмпирической или практической психологической работы. Этот объем определяется:
n количеством испытуемых, которые были обследованы;
n количеством используемых методик и степенью их трудоемкости;
n сложностью обработки и анализа полученных данных.
В этой части описывается фактологическая база исследования: место и условия проведения исследования; контингент и число испытуемых, их социальные и психологические характеристики, наличие экспериментальной и контрольной групп.
Этап планирования предполагает разработку программы реализации общей гипотезы. Для этого формулируются частные гипотезы, которые подлежат эмпирической проверке, и представляют собой предположительные ожидаемые результаты. В эмпирической части подробно описываются этапы и процедура исследования, указываются способы обработки первичных данных, обоснование выбора метода (методов) математической статистики.
Для решения поставленных задач подбираются соответствующие методы и методики исследования. При выборе методов и методик необходимо ориентироваться на такие методы как наблюдение, эксперимент, опрос, тестирование, анализ документов. В процессе эмпирического исследования собираются объективные и субъективные данные. Объективные показатели обладают целым рядом преимуществ с точки зрения доказательности, поэтому им обычно отдается приоритет. Для обеспечения ясности и достоверности научных выводов, важно уже на ранних стадиях исследования точно определить независимые и зависимые переменные, которые будут изучаться. Должна быть предусмотрена возможность управления независимой переменной и способы регистрации зависимой переменной. Необходимо спланировать, какие показатели и в каких условиях будут регистрироваться, и основанием для каких выводов будут служить.
Независимо от типа исследовательских задач всегда следует искать возможность получить и представить количественные данные по изучаемому объекту, явлению или закономерности в определенной шкале: номинативной
(шкала наименований), порядковой, шкале отношений (В.Н.Дружинин,1997, Е.В. Сидоренко, 2001).
Планируя методики и процедуры эмпирического исследования, необходимо учитывать их валидность, прогностическую надежность. Использование методик предполагает знание их автора (авторов), условий их разработки и предшествующей апробации. Текст методики, который содержит только вопросы (или задания), ключ для оценки ответов и интерпретацию, существенно ограничивает возможности ее использования в научном исследовании. Ориентация на собственные, ранее полученные нормы является опасным и бездоказательным способом, так как они вляются статистическими и зависят от особенностей выборки испытуемых и условий проведения методики.
При составление выборки испытуемых в эмпирическом исследовании необходимо учитывать: пол, возраст, социальное положение, уровень образования, состояние здоровья и многие другие особенности, которые могут оказать влияние на результат. Выборка должна моделировать генеральную совокупность, то есть быть репрезентативной по отношению ко всей изучаемой категории людей. Для этого она должна быть случайной или специально подобранной так, чтобы представлять основные типы испытуемых. При этом устраняются переменные, которые могут быть источником артефактов. Выводы по результатам исследования распространяются на всех членов изучаемой группы людей, а не только на представителей выборки.
Численность выборки должна обеспечивать доказательность положений, которые выносятся на защиту дипломного проекта. В зависимости от целей и гипотезы исследования она может быть представлена от одного до нескольких тысяч человек. Количество испытуемых в отдельной выборке (контрольной и экспериментальной) варьирует от 1 до 100. Исходя из методов математической статистики, рекомендуется, чтобы численность сравниваемых групп была не менее 30-35 человек, поскольку при таком количестве испытуемых коэффициент корреляции выше 0,35 значимы при a=0,05 (В.Н. Друджинин,1997). Если для обработки данных используется факторный анализ, то существует закон: надежные факторные решения можно получить лишь в том случае, когда количество испытуемых не менее чем в 3 раза, превышает число регистрируемых параметров.Вам необходимо учесть, что это количество испытуемых надо увеличить на 5-10%, так как часть из них будет «отбракована» (не поняли инструкцию, ненадежные и недостоверные результаты, отсутствуют какие-либо переменные и т. п. ).
Закономерна ситуация, когда не удается добиться идеальных условий исследования: объект исследования не доступен для практического контакта; нет условий, необходимых для изучения; испытуемые небрежно относятся к исследованию; отсутствует доверие со стороны испытуемого, что результаты будут использоваться только в научных целях; вы сами понимаете, что не всегда соблюдаете правила профессиональной этики. Эти и многие другие обстоятельства корректируют планы и исследовательские процедуры. Это этап работы называется пилотажным, он позволяет корректировать планы и исследовательские процедуры, усовершенствовать программу и методику исследовательского проекта.
Особое внимание обращается на обработку и систематизацию фактов. Факты собираются для решения поставленной задачи. Поэтому количество собранных фактов должно быть в определенном смысле оптимальным. Оптимальность знания связана с отбрасыванием избыточной информации, позволяющей избежать растянутости и расплывчатости изложения, а также устранением искажений и «шумов».
Искажения - это стилистические и логические ошибки, нечеткости, туманные формулировки, мешающие правильному воприятию научной информации.
Под «шумом» подразумеваются ошибки в расчетах, предвзято отобранные экспериментальные данные, выводы, противоречащие приведенному фактическому материалу, а также необоснованные рекомендации.
Методы математической статистики при обработке эмпирических данных
повышают достоверность научных выводов. Не рекомендуется ограничиваться использованием таких показателей, как средние арифметические и проценты. Такие методы не дают достаточных оснований для обоснованных выводов. Для выбора статистических критериев и знакомства с основами их применения необходимо использовать пособиями А.Г. Шмелева, 2002; К.М.Гуревич, Е.М.Борисова, 2000; Д. Гласс, Д. Стенли, 1976;. Л. Закс, 1976; Б.А. Сосновский, 1979; Л.Н. Большев, Н.В. Смирнов, 1968: Г.В. Суходольский, 1972 и др..Рунион, 1982.. Сидоренко, 2001 Л.Н.Большев, Н.В.Смирнов, 1968 и др.)
Выбор метода (методов) математической обработки данных - очень важная и ответственная часть эмпирического исследования и делать это лучше до того, как получены экспериментальные данные. Для этого нужно определить тип переменных (признаков) и шкалу измерения психологических показателей (возраст, состав семьи, уровень образования и т.п.). В качестве переменных могут выступать любые показатели, которые можно сравнивать друг с другом: время выполнения задания, количество ошибок, уровень самооценки, количество правильно решенных задач и качественные особенности их выполнения, личностные показатели, получаемые в психологических тестах и т.п..
В области практической психологии, где возможости использования традиционных и стандартизированных тестов ограничены, используются речевые высказывания клиента, виды поведенческих реакций, параметры мимики и пантомимики и т.п. Для обоснования эффективности результатов опытной практической психологической работы полезно использовать поведенческие показатели испытуемых «до» и «после» такой работы.