Познават процессы мл школьника
В младшем школьном возрасте у ребенка возникает множество позитивных изменений и преобразований. Это сензитивный период для формирования познавательного отношения к миру, навыков учебной деятельности, организованности и саморегуляции.
Познавательное развитие. В процессе школьного обучения ка-
чественно изменяются, перестраиваются все сферы развития ребенка. Начинается эта перестройка с интенсивного развития интеллектуальной сферы. Основное направление развития мышления в школьном возрасте — переход от конкретно-образного к словеснологическому и рассуждающему мышлению. Согласно положениям Л.С. Выготского о системном характере развития высших психических функций, в младшем школьном возрасте ォсистемообразующейサ функцией является мышление, и это сказывается на других
психических функциях, которые интеллектуализируются, осознаются и становятся произвольными.
В отличие от ребенка-дошкольника, при решении задач опи-
рающегося на стихийно сложившиеся представления о чувственно воспринимаемых свойствах вещей или на усвоенные в общении со взрослыми ォжитейские понятияサ, школьнику приходится учитывать такие свойства вещей, которые отражаются и фиксируются в форме подлинно научных понятий.
Но уровень усвоения этих понятий может существенно разли-
чаться в зависимости от организации обучения. Складывающееся мышление может быть эмпирическим, абстрактно-ассоциативным, сводящимся к оперированию заранее заданными признаками предмета (как правило, при традиционном обучении). В системе развивающего обучения ставится задача выработки так называемого содержательно - теоретического мышления, позволяющего ученику понять внутреннюю сущность изучаемого предмета, закономерно-
сти его функционирования и преобразования.
Интеллектуальная рефлексия (способность к осознанию
содержания своих действий и их оснований) является новообразованием, знаменующим начало развития теоретического мышления у младших школьников. Теоретическое мышление обнаруживается в ситуации, требующей не столько применения правила,сколько его открытия, конструирования.
В процессе обучения изменяются и другие познавательные процессы — внимание, восприятие, память. На первом плане — формирование произвольности этих психических функций, что может происходить либо стихийно, в виде стереотипного приспособления к условиям деятельности учения, либо целенаправленно, как интериоризация особых действий контроля.
С первых дней школьного обучения предъявляются чрезвычайно высокие требования к вниманию, особенно с точки зрения его произвольности, управляемости. Ребенок по указанию учителя должен направлять и удерживать внимание на таких предметах, которые не обладают чертами непосредственной привлекательности или необычности. Направление развития внимания в младшей школе: от
концентрации внимания в условиях, созданных учителем, к самоорганизации внимания, распределению и переключению его динамики в пределах задания и всего рабочего дня.
Восприятие из процесса узнавания, различения, опирающе-
гося на очевидные признаки, становится деятельностью наблюдения. Наблюдение сначала осуществляется под руководством учителя, который ставит задачу обследования предметов или явлений, знакомит учеников с правилами восприятия, обращает внимание на главные и второстепенные признаки, обучает способам регистрации результатов наблюдений (в виде записей, рисунка, схемы). Восприятие становится синтезирующим и устанавливающим связи, преднамеренным, целенаправленным наблюдением за объектом.Память приобретает осмысленный характер, если опирается на приемы логической обработки материала.
Психич развитие подростка
Познавательное развитие в подростковом возрасте. Младший подростковый возраст характеризуется возрастанием познавательной активности (ォпик любознательностиサ приходится на 11 —12 лет), расширением познавательных интересов.
В отрочестве интеллектуальные процессы подростка активно совершенствуются. В западной психологии развитие интеллекта в подростковом возрасте рассматривается с точки зрения совершенствования его структуры: происходит переход к формально-логическим операциям (Ж. Пиаже). В отечественной психологии в рамках системно-функционального подхода считается, что в подростковом
возрасте центральной, или ведущей, функцией является развитие мышления, функция образования понятий. Под влиянием обучения, усвоения более обобщенных знаний и основ наук высшие психические функции постепенно преобразуются в хорошо организованные, произвольно управляемые процессы. Изменения в когнитивной сфере влияют на отношение подростков к окружающей действительности, а также на развитие личности в целом.
Восприятие становится избирательной, целенаправленной,
аналитико-синтетической деятельностью. Качественно улучшаются все основные параметры внимания: объем, устойчивость, интенсивность, возможность распределения и переключения; оно оказывается контролируемым, произвольным процессом. Память внутренне опосредствована логическими операциями; запоминание и воспроизведение приобретают смысловой характер.
Увеличивается объем памяти, избирательность и точность мнемической деятельности. Постепенно перестраиваются процессы мышления — оперирование конкретными представлениями сменяется теоретическим мышлением. Теоретическое дискурсивное (рассуждающее) мышление строится на умении оперировать понятиями, сопоставлять их, переходить в ходе размышления от одного суждения к другому. В связи с развитиемсамостоятельного мышления, переходом к инициативной познавательной активности усиливаются индивидуальные различия в интеллектуальной
деятельности.Решающее значение для развития теоретического мышления и логической памяти имеет организация и мотивация учебной деятельности в средних классах школы, содержание учебных программ,система методов подачи учебного материала и контроля за его усвоением.
Пубертатный кризис
Подростковый кризис — ломка, резкая смена всей систе-
мы переживаний подростка, ее структуры и содержания. Выготскивыделял возраст около 13 лет как переломную точку кризиса, но отмечал, что посткризисные годы (14—15 лет), когда складываются и предъявляются окружающим новые психологические образования субъективно воспринимаются и родителями, и учителями как наиболее трудные. Характер протекания, острота кризисных явлений зависят во многом от чувствительности взрослых к тем переменам, которые происходят с растущим ребенком, от их способности гибко
изменять воспитательную тактику, перестраивать отношения, учитывая новые потребности и новые способности подростка.
Даже для здоровых подростков характерны неустойчивость настроения, физического состояния и самочувствия, противоречивость побуждений, ранимость, депрессивные переживания. Часто встречающийся у подростков ォаффект неадекватностиサ (эмоциональная реакция большой силы по незначительному поводу) связан с противоречием между низкой самооценкой подростка и высоким уровнем
притязаний. В этом возрасте нередко происходит обострение или возникновение патологических реакций (именно в этот период наиболее часто манифестирует, например, шизофрения). Подростковая психиатрия выделена как самостоятельный раздел психиатрии.
Самосознание. Новообразование критической фазы начала
подросткового возраста, чувство взрослости, — это особая
форма подросткового самосознания, субъективное представление о себе как о человеке, скорее принадлежащем к миру взрослых.
Выделено и описано несколько видов взрослости1:
— подражание внешним признакам взрослости: курение, употребление алкоголя, использование косметики, преувеличенный интерес к проблемам пола, копирование способов развлечения и ухаживания, подражание взрослым в одежде и прическе; это поверхностное представление о взрослости с акцентом на специфическое свободное времяпровождение;
— стремление подростков - мальчиков соответствовать представлению о ォнастоящем мужчинеサ, воспитать у себя силу воли,выносливость, смелость и т.п.;
— социальная взрослость — как правило, складывается в ситуациях сотрудничества взрослого и подростка как его помощника,часто возникает в тех семьях, где подросток в силу обстоятельств вынужден фактически занять место взрослого, и тогда подростки стремятся овладеть полезными практическими умениями и оказывать реальную помощь и поддержку;
— интеллектуальная взрослость — связана с развитием устойчивых познавательных интересов, с появлением самообразования как учения, выходящего за рамки школьной программы.
Выделяют особую форму подросткового эгоцентризма, свя-
занную с особенностями интеллекта подростка и его аффективной сферы3. Подросток затрудняется в дифференциации предмета своего мышления и мышления других людей. Поскольку он более всего заинтересован собой, происходящими с ним психофизиологическими изменениями, он интенсивно анализирует и оценивает себя. При этом у него возникает иллюзия, будто другие люди озабочены тем
же самым, т.е. непрерывно оценивают его поведение, внешность, образ мыслей и чувств. Феномен ォвоображаемая аудиторияサ,один из компонентов эгоцентризма, состоит в убеждении, что его постоянно окружают некие зрители, а он как бы все время находит-
ся на сцене. Другой компонент подросткового эгоцентризма — личный миф. Личный миф — это вера в уникальность собственныхчувств страдания, любви, ненависти, стыда, основанная на сосредоточенности на собственных переживаниях.
Личность подростка
Л.С. Выготский выделял две фазы подросткового возраста (негативную и позитивную), связывая их с видоизменениями в сфере интересов. В негативной фазе происходит свертывание, отмирание прежней системы интересов,
появляются первые сексуальные влечения. Отсюда внешне наблюдаемые отрицательные поведенческие особенности: снижение работоспособности, ухудшение успеваемости и навыков, грубость и повышенная раздражительность подростка, его недовольство самим собой и беспокойство. Позитивная фаза характеризуется зарождением новых интересов, более широких и глубоких. У подростка развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным. Обращенность подростка в будущее, еще очень туманное и неопределенное, реализуется в форме мечты, в создании некой воображаемой действительности.
Л.С. Выготский считал проблему интересов ォключом ко всей
проблеме психологического развития подросткаサ1. Он выделил несколько групп интересов (ォдоминантサ) подростка:
— ォэгоцентрическая доминантаサ (интерес к собственной личности) ;
— ォдоминанта далиサ (большая субъективная значимость от-
даленных событий, чем текущих и ближайших);
— ォдоминанта усилияサ (тяга к сопротивлению, к преодоле-
нию, к волевому усилию, которые могут проявляться в негативных формах: в упрямстве, хулиганстве и т.п.);
— ォдоминанта романтикиサ (стремление к неизведанному,
рискованному, приключениям).
Не слабость воли, а отсутствие или слабость целей дезорганизуют поведение подростка: необходимы важные жизненные цели, выходящие за пределы сиюминутных дел и развлечений. Возникновение избирательных или, по определению Л.И. Божович, постоянных (стержневых) личностных интересов, которые характеризуются ォненасыщаемостьюサ, подталкивает подростков к постановке отдаленных целей, делает их целеустремленнее,
организованнее, гармоничнее
Я-концепция как новый уровень самосознания — центральное
новообразование старшего подросткового возраста. Формирование нового уровня самосознания (представления о себе самом, Я-концепции) характеризуется появлением потребности в познании себя как личности, своих возможностей и особенностей, своего сходства с другими людьми и своей уникальности.
К концу подросткового возраста складывается достаточно развитое самосознание. Происходит постепенный переход от оценки,заимствованной у взрослых, к самооценке, возникает стремление к самовыражению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию, к формированию положительных качеств и преодолению отрицательных (побороть лень, развить смелость). Способность к постановке перспективных задач придает новый смысл учебной деятельности, происходит поворот к новым задачам: са-
мосовершенствования, саморазвития, самоактуализации