Часть 3. Рисунки детей с физическими или психическими нарушениями

Влияние зрения, осязания и движения на развитие представлений детей

Зрение и осязание

В рисунке ребенок выражает себя творчески посредством визуальных образов, возникающих из разнообразных сенсорных феноменов, ассимилированных и концептуализированных. Характер переживаний влияет на форму изображения, особенно в раннем возрасте (вероятно, первые 5 лет), когда впечатления яркие, устойчивые и незабываемые. Эта гипотеза о роли движения в процессе познания подробно обсуждается Пиаже и Инхелдером в книге «Воображение ребенка» (1971). Но об этом позже, а сейчас давайте рассмотрим сенсорный феномен.

Все части глаза, за исключением ямок, полностью развиты к моменту рождения. В эту минуту площадь сетчатки, непосредственно за зрачком, должна стать точкой яснейшего видения, благодаря возрастающей концентрации конусов сетчатки. Этот анатомический факт обуславливает неспособность новорожденного принимать точное изображение на сетчатке, когда его глаз реагирует на свет. Любой, кто видел новорожденного, знает, как плотно закрываются его глаза при воздействии света. На четвертом месяце появляется достаточное количество конусов в ямке, допускающее восприятие очертаний в период, когда младенец начинает сосредотачивать свое внимание. Ребенок начинает пользоваться зрением задолго до того, как становится способным сделать что-то со своими руками. Однако именно ощущение является основным чувством, «матерью чувств». Действительно, прикосновение воспринимается ребенком еще до рождения.

Это первенство прикосновения было отмечено еще древними мыслителями. «Каждое живое существо должно иметь тактильную возможность... Каждое животное должно обладать этим чувством, оно не должно обладать другим» (Аристотель, «De Anima» «О душе»). «Чувство прикосновения самое лучшее из всех чувств, более совершенное в человеке, чем у других существ» (Фома Аквинский).

Интуиция философов была подтверждена современными учеными, а также профессионалами, изучающими функционирование одного из самых сложных механизмов в мире — человеческого мозга. Общепризнанно, что восприятие чувственного материала должно быть централизованно обработано, чтобы обрести смысл, отсюда традиционное различие между восприятием стимула и его осознанием. Но в 1930 г. Гезелл и Аматруда написали в своей книге «Диагностика развития», что глаза не выполняют функцию рецепторов, а играют роль светопоисковой антенны, они находятся в постоянном адаптирующем движении, и кинестетические впечатления от их движений так же существенны, как и отпечаток на сетчатке для осознания конфигурации объектов.

Не так давно Арнхейм высказал прямо противоположное общепринятой точке зрения мнение о том, что органы чувств воспринимают информацию, а интеллект учится интерпретировать. Он отрицает дуализм, при котором бы органы чувств просто собирали перцептивный материал, в то время как более высокие когнитивные уровни переделывали бы их в концепции. Арнхейм подчеркивает роль органов чувств и в особенности активного избирательного зрения в умственных операциях, составляющих познание. Функция глаза не ограничивается пассивным восприятием. Леонардо пошел дальше, утверждая, что глаз не только воспринимает, но и посылает стимулы дальше. Я не могу сделать вывод, что страус и паук могут высиживать яйца, только взглянув на них, но я согласен, что девушки «имеют силу в глазах, чтобы привлечь любовь мужчин».

Хотя зрение и слух являются исчерпывающими и эффективными репортерами о том, что происходит во внешнем мире, трудно сомневаться в том, что прикосновение — источник наших первых впечатлений. Врожденный рефлекс может служить иллюстрацией первенства тактильного ощущения. Этот рефлекс позволяет новорожденному повернуть голову и взять в рот сосок, как только им дотронутся до его щеки. Только позже, в 4 месяца, он возбуждается и поджимает губы при виде желаемой груди или бутылочки. Через прикосновение он научился видеть. Безусловный рефлекс стал условным восприятием.

Тактильное ощущение — одно из самых широко распространенных. Рецепторы для ощущения тепла, холода и боли обнаруживаются по всей коже, которая, кстати, самый большой орган нашего тела. Информация также передается мозгу через мышцы и суставы. Концентрация чувствительных рецепторов во рту и на пальцах занимает большую площадь в сенсорной коре головного мозга. Через рот новорожденный осуществляет первый значимый контакт с миром, с телом его матери. Лишенные зрения и слуха, Лаура Бридман и Елена Келлер смогли контактировать с окружающим миром на самом высоком уровне — тактильном. Но без прикосновения разум не может развиваться потому, что стимулы, принесенные другими чувствами, не имеют смысла. Кроме основной роли в когнитивном развитии тактильное прикосновение является посредником, передающим чувственные состояния от матери к ребенку в процессе эмпатического обмена, который в значительной степени определяет личность будущего взрослого.

Чувство и движение

Сенсорные феномены сложны и тесно взаимосвязаны с движением. Зрение является как моторным, так и сенсорным. Чтобы чувствовать, пальцы должны двигаться. Даже образы сновидения связаны с быстрыми движениями глаз. Мы привыкли рассматривать их отдельно, но даже в коре мозга чувствительные и двигательные представления не функционируют изолированно. Пенфильд (Penfield) и Расмуссен (Rasmussen) доказали, что нет четкой границы между двигательной и сенсорной зонами коры: пока первоначальные проявления движения сконцентрированы в прецентральных извилинах (precentra gyrus), одновременно отмечается проявление движения в постцентральных извилинах (postcentra gyrus). И наоборот, пока постцентральные извилины являются первоначальной чувствительной зоной, также есть проявление чувств в прецентральной (двигательной) зоне. Это фундаментальное открытие еще раз подчеркивает, что чувства и движения неразделимо связаны.

Восприятие возникает из интеграции различных сенсомоторных стимулов. Постепенно глаза возьмут верх над прикосновением и станут главными рецепторами, в то время как слух добавляет другое измерение. Просто, смотря на колокол, мы знаем, что он тяжелый и гладкий и что он звонит, если его потрясти. Манипуляция как термин обозначает функцию рук, но мы как будто хватаем глазами то, что не можем взять руками.

В дальнейшем исследователи сенсорных и двигательных нарушений будут сохранять общепринятую дихотомию, называя сенсорными те нарушения, когда, как в случае слепых и глухих, функция рецепции имеет общие нарушения, и рассматривая их отдельно от тех случаев, когда наблюдается общее нарушение экспрессивной или двигательной функции.

Концепция тела формируется в процессе интеграции перцептивно-моторных двигательных переживаний, и, как отмечал Шилдер (P. Schilder), это происходит параллельно сенсомоторному развитию ребенка. Следовательно, сенсомоторные нарушения неблагоприятно влияют на представление о теле и, в свою очередь, на его графическое изображение.

Наши рекомендации