Психофизиологические методики.

Психофизиологические методики составляют особый класс психодиагностических методов, позволяющих диагностировать природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы.
Они разрабатывались отечественной школой Теплова-Небылицына и их последователями в рамках научного направления, получившего название «дифференциальная психофизиология». Эти методики имеют ясное теоретическое обоснование — психофизиологическую концепцию индивидуальных различий, свойств нервной системы и их проявлений. Индивидуальные различия, обусловленные свойствами нервной системы, не предопределяют содержания психического. Они находят свое проявление в формально-динамических особенностях психики и поведения человека, измерения свойств нервной системы (в быстроте, темпе деятельности, выносливости, работоспособности, переключаемости, помехоустойчивости и др.).
Следует обратить особое внимание на одну черту психофизиологических методик, диагностирующих индивидуальные различия: они лишены оценочного подхода к индивиду. Проводя тесты интеллекта или способностей, исследователь дает в конечном счете оценочное заключение: один испытуемый выше или лучше другого, один ближе к нормативу, другой дальше. Оценочный подход имеет место и в некоторых личностных тестах, опросниках, правда, не во всех, а только в тех, где ставится цель выявить некоторые общепризнанные человеческие достоинства или констатировать их отсутствие. Диагностические психофизиологические методики не претендуют на оценку, поскольку нельзя утверждать, какие свойства нервной системы лучше, а какие хуже. В одних обстоятельствах лучше проявят себя люди с одними свойствами нервной системы, в других — с другими.
При доказательстве диагностической значимости результатов, полученных с помощью психофизиологических методик, используются все те критерии, которые разработаны в рамках традиционной тестологии (стандартизация, надежность, валидность).
По своей форме большинство психофизиологических методик являются аппаратурными: используются как электроэнцефалографы, так и специальная аппаратура. Но в последние два десятилетия были разработаны методики типа «карандаш и бумага» (бланковые методики). Для практического психолога они могут представлять особый интерес, поскольку их можно широко использовать в школьной практике и непосредственно на производстве. Как аппаратурные, так и бланковые методы носят индивидуальный характер.

11. Основные требования к построению и проверке психодиагностических методик.

Критерии оценки качества психодиагностических методик:
1. по содержательным параметрам
2. из всех методик самую лучшую по качеству
Стандартизация, проверка на надежность и на валидность относится только к строгоформализованным методикам.
Стандартизация.
Психодиагностическая методика должна быть разработана и описана так, чтобы любой психодиагностики получил такие же данные, что и ее автор.
Надежность и валидность - это те критерии, по которым можно определить качество и высокую эффективность психодиагностической методики.
Надежность.-это относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов методики при ее проведении на одних и тех же испытуемых. Надежность - это критерий, говорящий о точности психодиагностических измерений, зависит от множества причин:
от степени соблюдения стандартизации процедуры проведения методики , от правильности подбора выборки стандартизации .

Валидность.-это комплексная характеристика, включающая, с одной стороны, сведения о том, пригодна ли методика для измерения того,
для чего она была создана, а с другой стороны, какова ее действенность, эффективность. Проверка валидности методики называется валидизацией.
Существует несколько видов валидности, называются чаще всего следующие:
1. Валидность “по содержанию”. Этот прием используется в основном в тестах достижений. Обычно в тесты достижений включается не весь материал, который прошли учащиеся, а какая-то его небольшая часть (3–4 вопроса). Можно ли быть уверенным в том,
что правильные ответы на эти немногие вопросы свидетельствуют об усвоении всего материала? На это и должна ответить проверка валидности по содержанию.
2. Валидность “по одновременности”, или текущая валидность, определяется с помощью внешнего критерия, по которому информация собирается одновременно с экспериментами по проверяемой методике.

3. “Предсказывающая” валидность (другое название – “прогностическая” валидность). Определяется также по достаточно надежному внешнему критерию, но информация по нему собирается некоторое время спустя после испытания. 4. “Ретроспективная” валидность. Она определяется на основе критерия, отражающего события или состояние качества в прошлом. 12.Основные требования к проведению и интерпретации результатов психодиагностиких методик.

Основными требованиями к психодиагностическим методам являются:

а) стандартизация инструментария;

б) надежность и валидность инструментария;

в) жесткая регламентация процедуры обследования. Психодиагностические методы конкретизируются в трех основных диагностических подходах, которые практически охватывают все многообразие диагностических методик:

1. «Объективный» подход — диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и способа (особенностей) выполнения деятельности. Это преимущественно тесты личности и тесты интеллекта, 2. «Субъективный» подход — диагностика осуществляется на основе данных, которые сообщает о себе исследуемый, самоописаний особенностей личности, поведения в конкретных ситуациях. Это разнообразные опросники.

3. «Проективный» подход — диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с нейтральным, будто безличным материалом, который в силу его определенной неопределенности становится объектом проекции. Это разнообразные проективные методики исследования личности.

Если детализировать этапы процедуры психодиагностического обследования, то мы получаем пошаговое ее описание:

1. 3апрос, благодаря которому формулируется цель обследования.

2. Сбор анамнеза — сведений об особенностях развития к моменту обследования. Наблюдения за обследуемым в различных ситуациях.

3. Составление программы психодиагностического обследования, которая должна содержать цель, перечень методик диагностики, оборудование, описание условий и режима обследования.

4. Установление психологического контакта с обследуемым.

5. Реализация программы психологического обследования с фиксацией результатов в протоколе.

6. Обработка результатов обследования.

7. Первичная интерпретация результатов отдельно по каждой методике.

8. Целостная интерпретация результатов, при которой учитываются сведения из анамнеза и наблюдений.

9. Составление психологического диагноза, который помимо описания индивидуальных данных психики человека должен содержать анализ психологических механизмов возникновения и проявления его проблем и рекомендации относительно формы и содержания помощи, в которой нуждается человек.

Наши рекомендации