Формы анализа и самоанализа урока

Формы анализа и самоанализа урока

1. Краткий (оценочный) анализ - это общая оценка образовательно - воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации.

2. Структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей обучающихся.

3. Системный анализ – это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков обучающихся, усвоение ими способов учения.

4. Полный - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности обучающихся по таким характеристикам, как уровни усвоения обучающимися знаний и способов умственной деятельности, развитие школьников, реализация дидактических принципов и результативности урока.

5. Структурно-временной анализ – это оценка использования времени урока по каждому его этапу.

6. Комбинированный анализ - это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов.

7. Психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности обучающихся развивающего типа).

8. Дидактический анализ - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приёмов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся и т.п.)

9. Аспектный анализ – это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой- либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности обучающихся. Примеры аспектов урока:

ü реализация учителем триединой задачи урока;

ü использование развивающих методов на уроке;

ü пути развития познавательного интереса;

ü формирование общеучебных умений и навыков;

ü проверка и оценка знаний, умений и навыков у школьников и т.п.

10. Комплексный анализ - это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков)

Дидактический анализ урока

1. Общая структура.

l Принципы организации учебной деятельности,

l основная дидактическая цель и задачи,

l тип урока, его место в системе уроков,

l основные элементы (начало, основной этап, окончание),

l дозировка времени, эффективность его использования.

2. Реализация основной дидактической цели.

l Выполнение требования программы,

l соотношение объясненного и самостоятельной работы учащихся,

l организация первичного закрепления,

l проверка качества знаний, умений, навыков,

l охват учащихся учебной работой.

3. Развивающая функция.

l Вовлечение учащихся в совершенствование основных мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, систематизация),

l обучение учебным умениям,

l развитие познавательной самостоятельности,

l развитие творческого мышления,

l сообщение информации для общего развития.

4. Воспитывающая функция.

l Использование воспитательных возможностей содержания учебного материала,

l приобщение к общечеловеческим ценностям,

l практическая направленность, учет интересов,

l воспитание добросовестного отношения к учебному труду,

l учет воспитательной функции отметки,

l личность учителя.

5. Методы и средства обучения.

l Методы введения нового материала (объяснение, рассказ, лекция, беседа, демонстрации и др.),

l методы контроля (индивидуальный, фронтальный, комбинированный, взаимоконтроль, методика проверки домашнего задания),

l методы выработки и закрепления умений и навыков (беседа, письменные или устные упражнения, работа с учебником...),

l инновационные методы.

6. Работа с учениками.

l Подготовленность учеников к уроку,

l активность учеников на разных этапах урока,

l виды деятельности,

l культура труда, дисциплина,

l отношение к предмету, к учителю,

l динамика работоспособности, моменты ее наибольшей активности, спада, их причины,

l привлечение учащихся к самостоятельным выводам, заключению.

Комплексный анализ урока

Наиболее сложен и целесообразен с целью обмена опытом.

Содержание комплексного анализа урока может быть различным. В.П. Симонов, М.Н. Скаткин указывают на некоторые его направления.

1-е направление — анализ выполнения задач:

l учет и отражение принципов обучения в содержании, и методике работы учителя;

l содержательность дидактических и воспитательных задач урока;

l способы активизации познавательной деятельности школьников на разных этапах урока;

l методы и формы стимулирования ответственного отношения учащихся к учебному труду;

l объективность оценки знаний, умений, навыков;

l методы и формы взаимосвязи теории с практикой;

l сочетание содержания и методов обучения;

l применение традиционных и инновационных видов обучения, технических средств;

l учет возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей и способностей школьников.

2-е направление— анализ воспитательного влияния урока:

l что на уроке служило идейно-нравственному, эстетическому, умственному, физическому развитию, трудовому воспитанию и профориентации;

l как знания помогали осмыслить и оценить явления социальной действительности, события в жизни страны, республики, края, города, села, школы, класса;

l каковы воспитывающие отношения между учащимися, между учителем и учениками;

l насколько способствовала организация труда формированию личностных качеств и
т. д.

3-е направление — анализ педагогических возможностей педагога:

l какие его личностные качества проявлялись на разных этапах урока (педагогическая этика и, культура, внешний вид, эстетика одежды учителя, его речь, манера держаться, авторитетность, умение видеть класс, активизировать и мотивировать груд детей, определять типичные ошибки в их работе и устранять их, оценивать результаты своего труда и итоги учения школьников, вносить коррективы).

4-е направление — анализ деятельности учащихся на уроке:

l учет студентом-практикантом воспитуемости и обучаемости детей, результатов предшествующих занятий, работоспособности учащихся на уроке, умения мыслить, работать самостоятельно, оказывать помощь однокласснику;

l уровень устойчивости интересов, развития речи, умения применять теорию на практике и др.

Формы анализа и самоанализа урока

1. Краткий (оценочный) анализ - это общая оценка образовательно - воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации.

2. Структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей обучающихся.

3. Системный анализ – это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков обучающихся, усвоение ими способов учения.

4. Полный - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности обучающихся по таким характеристикам, как уровни усвоения обучающимися знаний и способов умственной деятельности, развитие школьников, реализация дидактических принципов и результативности урока.

5. Структурно-временной анализ – это оценка использования времени урока по каждому его этапу.

6. Комбинированный анализ - это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов.

7. Психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности обучающихся развивающего типа).

8. Дидактический анализ - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приёмов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся и т.п.)

9. Аспектный анализ – это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой- либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности обучающихся. Примеры аспектов урока:

ü реализация учителем триединой задачи урока;

ü использование развивающих методов на уроке;

ü пути развития познавательного интереса;

ü формирование общеучебных умений и навыков;

ü проверка и оценка знаний, умений и навыков у школьников и т.п.

10. Комплексный анализ - это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков)

Дидактический анализ урока

1. Общая структура.

l Принципы организации учебной деятельности,

l основная дидактическая цель и задачи,

l тип урока, его место в системе уроков,

l основные элементы (начало, основной этап, окончание),

l дозировка времени, эффективность его использования.

2. Реализация основной дидактической цели.

l Выполнение требования программы,

l соотношение объясненного и самостоятельной работы учащихся,

l организация первичного закрепления,

l проверка качества знаний, умений, навыков,

l охват учащихся учебной работой.

3. Развивающая функция.

l Вовлечение учащихся в совершенствование основных мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, систематизация),

l обучение учебным умениям,

l развитие познавательной самостоятельности,

l развитие творческого мышления,

l сообщение информации для общего развития.

4. Воспитывающая функция.

l Использование воспитательных возможностей содержания учебного материала,

l приобщение к общечеловеческим ценностям,

l практическая направленность, учет интересов,

l воспитание добросовестного отношения к учебному труду,

l учет воспитательной функции отметки,

l личность учителя.

5. Методы и средства обучения.

l Методы введения нового материала (объяснение, рассказ, лекция, беседа, демонстрации и др.),

l методы контроля (индивидуальный, фронтальный, комбинированный, взаимоконтроль, методика проверки домашнего задания),

l методы выработки и закрепления умений и навыков (беседа, письменные или устные упражнения, работа с учебником...),

l инновационные методы.

6. Работа с учениками.

l Подготовленность учеников к уроку,

l активность учеников на разных этапах урока,

l виды деятельности,

l культура труда, дисциплина,

l отношение к предмету, к учителю,

l динамика работоспособности, моменты ее наибольшей активности, спада, их причины,

l привлечение учащихся к самостоятельным выводам, заключению.

Наши рекомендации