Формы анализа и самоанализа урока
Формы анализа и самоанализа урока
1. Краткий (оценочный) анализ - это общая оценка образовательно - воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации.
2. Структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей обучающихся.
3. Системный анализ – это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков обучающихся, усвоение ими способов учения.
4. Полный - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности обучающихся по таким характеристикам, как уровни усвоения обучающимися знаний и способов умственной деятельности, развитие школьников, реализация дидактических принципов и результативности урока.
5. Структурно-временной анализ – это оценка использования времени урока по каждому его этапу.
6. Комбинированный анализ - это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов.
7. Психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности обучающихся развивающего типа).
8. Дидактический анализ - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приёмов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся и т.п.)
9. Аспектный анализ – это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой- либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности обучающихся. Примеры аспектов урока:
ü реализация учителем триединой задачи урока;
ü использование развивающих методов на уроке;
ü пути развития познавательного интереса;
ü формирование общеучебных умений и навыков;
ü проверка и оценка знаний, умений и навыков у школьников и т.п.
10. Комплексный анализ - это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков)
Дидактический анализ урока
1. Общая структура.
l Принципы организации учебной деятельности,
l основная дидактическая цель и задачи,
l тип урока, его место в системе уроков,
l основные элементы (начало, основной этап, окончание),
l дозировка времени, эффективность его использования.
2. Реализация основной дидактической цели.
l Выполнение требования программы,
l соотношение объясненного и самостоятельной работы учащихся,
l организация первичного закрепления,
l проверка качества знаний, умений, навыков,
l охват учащихся учебной работой.
3. Развивающая функция.
l Вовлечение учащихся в совершенствование основных мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, систематизация),
l обучение учебным умениям,
l развитие познавательной самостоятельности,
l развитие творческого мышления,
l сообщение информации для общего развития.
4. Воспитывающая функция.
l Использование воспитательных возможностей содержания учебного материала,
l приобщение к общечеловеческим ценностям,
l практическая направленность, учет интересов,
l воспитание добросовестного отношения к учебному труду,
l учет воспитательной функции отметки,
l личность учителя.
5. Методы и средства обучения.
l Методы введения нового материала (объяснение, рассказ, лекция, беседа, демонстрации и др.),
l методы контроля (индивидуальный, фронтальный, комбинированный, взаимоконтроль, методика проверки домашнего задания),
l методы выработки и закрепления умений и навыков (беседа, письменные или устные упражнения, работа с учебником...),
l инновационные методы.
6. Работа с учениками.
l Подготовленность учеников к уроку,
l активность учеников на разных этапах урока,
l виды деятельности,
l культура труда, дисциплина,
l отношение к предмету, к учителю,
l динамика работоспособности, моменты ее наибольшей активности, спада, их причины,
l привлечение учащихся к самостоятельным выводам, заключению.
Комплексный анализ урока
Наиболее сложен и целесообразен с целью обмена опытом.
Содержание комплексного анализа урока может быть различным. В.П. Симонов, М.Н. Скаткин указывают на некоторые его направления.
1-е направление — анализ выполнения задач:
l учет и отражение принципов обучения в содержании, и методике работы учителя;
l содержательность дидактических и воспитательных задач урока;
l способы активизации познавательной деятельности школьников на разных этапах урока;
l методы и формы стимулирования ответственного отношения учащихся к учебному труду;
l объективность оценки знаний, умений, навыков;
l методы и формы взаимосвязи теории с практикой;
l сочетание содержания и методов обучения;
l применение традиционных и инновационных видов обучения, технических средств;
l учет возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей и способностей школьников.
2-е направление— анализ воспитательного влияния урока:
l что на уроке служило идейно-нравственному, эстетическому, умственному, физическому развитию, трудовому воспитанию и профориентации;
l как знания помогали осмыслить и оценить явления социальной действительности, события в жизни страны, республики, края, города, села, школы, класса;
l каковы воспитывающие отношения между учащимися, между учителем и учениками;
l насколько способствовала организация труда формированию личностных качеств и
т. д.
3-е направление — анализ педагогических возможностей педагога:
l какие его личностные качества проявлялись на разных этапах урока (педагогическая этика и, культура, внешний вид, эстетика одежды учителя, его речь, манера держаться, авторитетность, умение видеть класс, активизировать и мотивировать груд детей, определять типичные ошибки в их работе и устранять их, оценивать результаты своего труда и итоги учения школьников, вносить коррективы).
4-е направление — анализ деятельности учащихся на уроке:
l учет студентом-практикантом воспитуемости и обучаемости детей, результатов предшествующих занятий, работоспособности учащихся на уроке, умения мыслить, работать самостоятельно, оказывать помощь однокласснику;
l уровень устойчивости интересов, развития речи, умения применять теорию на практике и др.
Формы анализа и самоанализа урока
1. Краткий (оценочный) анализ - это общая оценка образовательно - воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации.
2. Структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей обучающихся.
3. Системный анализ – это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков обучающихся, усвоение ими способов учения.
4. Полный - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности обучающихся по таким характеристикам, как уровни усвоения обучающимися знаний и способов умственной деятельности, развитие школьников, реализация дидактических принципов и результативности урока.
5. Структурно-временной анализ – это оценка использования времени урока по каждому его этапу.
6. Комбинированный анализ - это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов.
7. Психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности обучающихся развивающего типа).
8. Дидактический анализ - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приёмов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся и т.п.)
9. Аспектный анализ – это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой- либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности обучающихся. Примеры аспектов урока:
ü реализация учителем триединой задачи урока;
ü использование развивающих методов на уроке;
ü пути развития познавательного интереса;
ü формирование общеучебных умений и навыков;
ü проверка и оценка знаний, умений и навыков у школьников и т.п.
10. Комплексный анализ - это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков)
Дидактический анализ урока
1. Общая структура.
l Принципы организации учебной деятельности,
l основная дидактическая цель и задачи,
l тип урока, его место в системе уроков,
l основные элементы (начало, основной этап, окончание),
l дозировка времени, эффективность его использования.
2. Реализация основной дидактической цели.
l Выполнение требования программы,
l соотношение объясненного и самостоятельной работы учащихся,
l организация первичного закрепления,
l проверка качества знаний, умений, навыков,
l охват учащихся учебной работой.
3. Развивающая функция.
l Вовлечение учащихся в совершенствование основных мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, систематизация),
l обучение учебным умениям,
l развитие познавательной самостоятельности,
l развитие творческого мышления,
l сообщение информации для общего развития.
4. Воспитывающая функция.
l Использование воспитательных возможностей содержания учебного материала,
l приобщение к общечеловеческим ценностям,
l практическая направленность, учет интересов,
l воспитание добросовестного отношения к учебному труду,
l учет воспитательной функции отметки,
l личность учителя.
5. Методы и средства обучения.
l Методы введения нового материала (объяснение, рассказ, лекция, беседа, демонстрации и др.),
l методы контроля (индивидуальный, фронтальный, комбинированный, взаимоконтроль, методика проверки домашнего задания),
l методы выработки и закрепления умений и навыков (беседа, письменные или устные упражнения, работа с учебником...),
l инновационные методы.
6. Работа с учениками.
l Подготовленность учеников к уроку,
l активность учеников на разных этапах урока,
l виды деятельности,
l культура труда, дисциплина,
l отношение к предмету, к учителю,
l динамика работоспособности, моменты ее наибольшей активности, спада, их причины,
l привлечение учащихся к самостоятельным выводам, заключению.