Общенаучные методологические принципы научного исследования: парадигмальность, проблема демаркации, основные принципы демаркации, способы интерсубъективной проверки, принцип фальсификации.

Зачет по курсу профессора А.Н. Гусева «Подготовка публикации результатов научного исследования»

1. Существующие нормативные документы, регламентирующие подготовку и публикацию результатов научного исследования (статья, диссертация, научный отчет).

2. Общенаучные методологические принципы научного исследования: парадигмальность, проблема демаркации, основные принципы демаркации, способы интерсубъективной проверки, принцип фальсификации.

3. Критерии, ограничения, основные признаки научного эмпирического исследования.

4. Формальные и юридические основания представления рукописи в редакцию. Формальные пожелания автору рукописи публикации. Три

формальных принципа АРА.

5. Основные пожелания (рекомендации) авторам, предоставляющим в редакцию журнала результаты эмпирического исследования для публикации.

6. Типичные этические вопросы АРА, которые могут быть адресованы автору научной публикации.

7. Основные типы научных публикаций в соответствии с руководством АРА.

8. Автор и соавторы научной публикации.

9. Особенности научных публикаций, характерные для психологов.

10. Основные составные части научной публикации по психологии (эмпирическое исследование). Краткая характеристика. Общий объем статьи, примерный объем основных частей статьи.

11. Название работы, проблемы формулировки.

12. Реферат (его основные разделы, объем), ключевые слова. Отличие реферата статьи от автореферата диссертации.

13. Введение. Его роль в структуре статьи, основные разделы и их характеристика. Рекомендации АРА и ведущих российских журналов. Отличия введения к статье от введения к диссертации.

14. Обзорно-аналитическая часть научного отчета и диссертации. Основные недостатки обзора литературы.

15. Методы (методика). Роль этого раздела в структуре статьи, основные (стандартные) рубрики и их характеристика. Рекомендации АРА и ведущих российских журналов.

16. Результаты. Роль этого раздела в структуре статьи, основные (стандартные) рубрики и их характеристика. Порядок изложения результатов в данном разделе. Рекомендации АРА и ведущих российских журналов.

17. Правила оформления рисунков и таблиц.

18. Правила представления числовых данных и результатов статистических оценок.

19. Обсуждение результатов. Роль этого раздела в структуре статьи. Основное содержание данного раздела. Рекомендации АРА и ведущих российских журналов.

20. Заключение, выводы. Специфика и основное содержание данного раздела. Рекомендации АРА и ведущих российских журналов. Авторские примечания (виды и их значение). Приложения.

21. Список использованной литературы. Правила цитирования. Правила оформления списка литературы. Примерах основных типов ссылок: статья в периодическом издании, сборнике, учебник, монография, коллективная монография (сборник), переводные издания, авторефераты и диссертации, интернет-издания и материалы интернет-сайтов. Типичные сокращения, используемые в списке литературы.

22. Основные ГОСТы, регламентирующие подготовку и оформление статьи, диссертации и научного отчета, принятые в нашей стране.

23. Правила структурирования текста научной публикации. Уровни заголовков (рубрик) и правила их выделения. Рекомендации АРА, ГОСТ и ведущих российских журналов.

24. Структурирование текста статьи, нумерация (абзацы, список, буквы, цифры).

25. Проблема однозначности словесного выражения содержания научной публикации: испытуемые, пол, группы испытуемых, заболевание, социально-демографический статус и др. Ярлыки и штампы. Рекомендации АРА.

26. Использование заглавных букв. Использование курсивы и жирного шрифта. Использование аббревиатур.

27. Правила использования метрических обозначений.

28. Представление числовых данных. Использование цифр и слов при обозначении чисел. Правили применения десятичных знаков. Римские цифры. Представление статистических и математических данных в тексте. Использование греческих букв. Формулы.

29. Представление результатов в виде таблиц и рисунков. Основные цели представления данных. Правила оформления таблиц и рисунков. Основные типы рисунков. Основные критерии оценки таблиц и рисунков в редакциях. «Стандарты» хорошего рисунка согласно рекомендациям АРА.

30. Уровни научных журналов, публикующих статьи исследователей, понятие рецензируемого журнала, требования ВАК РФ в научным публикациям аспирантов и соискателей, ведущие международные базы данных, учитывающие индексы цитирования, индекс Хирша.

Вопрос № 1. "Существующие нормативные документы, регламентирующие подготовку и публикацию результатов научного исследования (статья, диссертация, научный отчет)."

Существуют государственные стандарты - ГОСТы. Опираясь на ГОСТы, такие организации как ВАК (высшая аттестационная комиссия) или редакции крупных научных журналов, а также научные издательства создают свои нормативные документы, на которые в свою очередь опираются рецензенты и редакторы при приёме рукописи к публикации.

Оформление рукописи для последующей публикации подчиняется жёстким нормативам. В основе требований к рукописи, содержащей научные результаты, лежат принципы надёжности исследования. Принцип унификации в представлении результатов исследования должен строго соблюдаться. Отсюда видно, что следование нормативам и принятым форматам крайне важно.

Есть данные, что 70-80 % работ отклоняются к публикации, часто именно из-за надлежащего оформления.

Для разных видов публикаций предусмотрены разные нормативные документы.

Существуют общие требования к оформлению диссертационных исследований. Эти стандарты разрабатываются высшей аттестационной комиссией - ВАК.

Так, например, диссертация в виде рукописи имеет следующую структуру.

а) титульный лист;

б) оглавление;

в) текст диссертации:

1) введение,

2) основная часть,

3) заключение;

г) список сокращений и условных обозначений*;

д) словарь терминов*;

е) список литературы;

ж) список иллюстративного материала*;

и) приложения*.

* Хотя список сокращений и условных обозначений, список терминов, список иллюстрированного материала и приложения не являются обязательными элементами структуры диссертации.

Нужно добавить, что обязательным требованием к публикации или рекомендации диссертационного исследования к защите помимо должного оформления, соответствующего ГОСтам, является оригинальность публикуемого текста, его законченность, стиль изложения (рукопись должна быть отредактирована, обладать концептуальной строгостью, логической связностью подходов, объяснений и выводов, ясностью и краткостью изложения, иметь рубрикацию в соответствии с правилами) и положительное решение нескольких независимых рецензентов.

Для публикаций в зарубежных журналах следует учитывать, что нормативные документы там могут отличаться от российских. APA (American Psychological Association), то есть Американская Психологическая Ассоциация выпустила руководство к оформлению рукописей для публикации - Publication Manuel of American Psychological Association. Руководство регулярно переиздаётся с учётом изменений и вновь возникших требований к публикациям. Следует учитывать это и пользоваться последним изданием Publication Manuel of American Psychological Association.

Вопрос №2.

Вопрос № 3.

Список литературы

Название

Название (заголовок) — обозначение структурной части основного текста произведения (раздела, главы, параграфа, таблицы и др.) или издания.

Основное требование к названию статьи — краткость и ясность. Максимальная длина заголовка — 10—12 слов. Название должно быть содержательным, выразительным, отражать содержание статьи.

При переводе заглавия статьи на английский язык не должно использоваться никаких транслитераций с русского языка, кроме непереводимых названий собственных имен, приборов и др. объектов, имеющих собственные названия; также не используется непереводимый сленг, известный только русскоговорящим специалистам.

Аннотация

Аннотация — это не зависимый от статьи источник информации. Ее пишут после завершения работы над основным текстом статьи. Она включает характеристику основной темы, проблемы, объекта, цели работы и ее результаты. В ней указывают, что нового несет в себе данный документ в сравнении с другими, родственными по тематике и целевому назначению. Рекомендуемый объем — 100 – 250 слов на русском и английском языках.

Аннотация выполняет следующие функции:

* позволяет определить основное содержание статьи, его релевантность и решить, следует ли обращаться к полному тексту публикации;

* предоставляет информацию о статье и устраняет необходимость чтения ее полного текста в случае, если статья представляет для читателя второстепенный интерес;

* используется в информационных, в том числе автоматизированных, системах для поиска документов и информации.

Ключевые слова: Ключевые слова выражают основное смысловое содержание статьи, служат ориентиром для читателя и используются для поиска статей в электронных базах. Размещаются после аннотации в количестве 4—8 слов, приводятся на русском и английском языках. Должны отражать дисциплину (область науки, в рамках которой написана статья), тему, цель, объект исследования.

Введение – 15%.:Введение призвано дать вводную информацию, касающуюся темы статьи, объяснить, с какой целью предпринято исследование. Во введении в обязательном порядке четко формулируются:

1. цель и объект предпринятого автором исследования. актуальность и новизна.

2. Актуальность темы — степень ее важности в данный момент и в данной ситуации. Это способность результатов работы быть применимыми для решения достаточно значи-мых научно-практических задач.

3. Новизна — это то, что отличает результат данной работы от результатов, полученных другими авторами.

Обзор литературы:Обзор литературы представляет собой теоретическое ядро исследования. Его цель — изучить и оценить существующие работы по данной тематике. Предпочтительным является не просто перечисление предшествующих исследований, но их критический обзор, обобщение основных точек зрения.

Основная часть – 70%

Методология – 30%

В данном разделе описывается последовательность выполнения исследования и обосновывается выбор используемых методов.

Результаты – 40%

В этой части статьи должен быть представлен авторский аналитический, систематизированный статистический материал.

По объему эта часть занимает центральное место в научной статье. Это основной раздел, цель которого заключается в том, чтобы при помощи анализа, обобщения и разъяснения данных доказать рабочую гипотезу (гипотезы). Результаты при необходимости подтверждаются иллюстрациями — таблицами, графиками, рисунками, которые представляют исходный материал или доказательства в свернутом виде. Результаты исследования должны быть изложены кратко, при этом содержать достаточно информации для оценки сделанных выводов, также должно быть очевидно, почему для анализа выбраны именно эти данные.

Обсуждение результатов, выводы – 15%

Заключение содержит краткую формулировку результатов исследования. В нем в сжатом виде повторяются главные мысли основной части работы. В этом разделе необходимо сопоставить полученные результаты с обозначенной в начале работы целью. В заключении суммируются ре-зультаты осмысления темы, делаются выводы, обобщения и рекомендации, которые вытекают из работы, подчеркивается их практическая значимость, а также определяются основные направления для дальнейшего исследования в этой области. В заключительную часть статьи желательно включить попытки прогноза развития рассмотренных вопросов. Общий объем – 17…20 с (40000 знаков с пробелами), включая рисунки, таблицы, список использованной литературы.

Из презентации Гусева А.Н.

( слайд 34)

1-ая с. Реферат:краткое изложение содержания работы; 960 печатных знаков или 150-200 слов. Он включается в БД.

Реферат пишут в последнюю очередь. А читают в первую …

Реферат, Abstract статьи, отчета… ( слайд 35)

4 разделареферата эмпир. статьи:

1. Формулировка проблемы исследования. Участники исследования и/или изучаемые переменные: «Приведены результаты феноменологического описания переживаний 12 учащихся старших классов в ситуации решения инсайтных задач».

2. Информация о методе.

3. Краткое изложение результатов.

4. Краткий вывод.

5. Ключевые слова. Для др. типов публ.: c. 26-27, Manual APA.

Пример из презентации (слайд 38):В статье исследуется формирование образно-символического мышления, понимаемое как фактор развития ценностно-нравственной структуры личности. Использованы авторские методики. Представлены эмпирические результаты оценки уровней смыслового отражения мира, сформированности образно-символического мышления и эмпатийного отношения к явлениям и событиям жизни учащихся 1-11 классов общеобразовательных школ и экспериментальных площадок гг. Москвы, Тольятти, Череповца. Выделены характеристики образно-символического мышления, обусловленные спецификой процессов абстрагирования, обобщения с одной стороны, и развитием эмоциональной сферы, с другой.

Ключевые слова: символ, знак, образно-символическое мышление, ценностно-смысловые представления, при-своение мира.

Англоязычный пример. (слайд 42):Dissociation of explicit and implicit responses during a change blindness task in schizophrenia.

Background: Patients with schizophrenia are abnormally disturbed by information onsets, which may result in a disadvantage in filtering relevant information. The paradigm of change blindness offers the interesting possibility of studying sensitivity to the sudden irruption of visual information with ecological stimuli in schizophrenia. An increased attentional capture by the irruption of visual information would suggest better performance in patients than in healthy controls. This approach has the advantage of circumventing a non-specific general attentional deficit in schizophrenia. Methods: Sixteen patients with schizophrenia and 16 healthy controls were asked to detect changes in 99 scenes with 0, 1 or 3 changes. We measured the participants' speed and accuracy in explicitly reporting the changes via motor responses and their capacity to implicitly detect changes via eye movements. Results: Although the controls were faster and more efficient in explicitly reporting changes, the patients' eyes shifted more quickly toward the changes. Regardless of the group, increasing the magnitude of change improved the performance. Conclusions: The better capacity of the patients to shift their eyes toward changes confirmed the capture by the sudden irruption of visual information in schizophrenia while avoiding the effects of general attentional deficits. However, the striking dissociation between this implicit response and the capacity to explicitly report changes could be interpreted as a deficit in access to conscious perception.

Ключевые слова (слайд 43):Количество: 4 … 6(максимум). Область исследования (Subject), более широкий термин (Broader Term), более узкий термин (Narrower Term). Например: Attention, BT – Awareness, NT – Divided Attention, Spatial Attention, и сам изучаемый феномен - Change Blindness.

Какие: стандартные; избегать авторских, нетрадиционных; ориентироваться на:

1) словари, 2) аналогичные публикации, 3) тезаурус АРА – Thesaurus of Psychological Index Terms, Eleventh Edition released June 15, 2007 (www.apa.org): Includes more than 8,200 standard and cross-referenced terms, 4) тезаурусы основных реферативных и полнотекстовых БД.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1 Реферат и аннотация выполняют следующие функции:

- дают возможность установить основное содержание документа, определить его

релевантность и решить, следует ли обращаться к полному тексту документа;

- предоставляют информацию о документе и устраняют необходимость чтения полного

текста документа в случае, если документ представляет для читателя второстепенный

интерес;

- используются в информационных, в том числе автоматизированных системах для поиска

документов и информации.

4.2 Реферат используется в качестве элемента библиографической записи и элемента

выходных сведений (по ГОСТ 7.4, ГОСТ 7.19, ГОСТ 7.23, ГОСТ 7.32, ГОСТ 7.51).

РЕФЕРАТ

5.1 Структура реферата

5.1.1 Реферат включает следующие аспекты содержания исходного документа:

- предмет, тему, цель работы;

- метод или методологию проведения работы;

- результаты работы;

- область применения результатов;

- выводы;

- дополнительную информацию.

Оптимальная последовательность аспектов содержания зависит от назначения реферата.

Например, для потребителя, заинтересованного в получении новых научных знаний,

наиболее удобным является изложение результатов работы и выводов в начале текста

реферата.

5.1.2 Предмет, тема, цель работы указываются в том случае, если они не ясны из заглавия документа.

5.1.3 Метод или методологию проведения работы целесообразно описывать в том случае, если они отличаются новизной или представляют интерес с точки зрения данной работы.

Широко известные методы только называются. В рефератах документов, описывающих экспериментальные работы, указывают источники данных и характер их обработки.

5.1.4 Результаты работы описывают предельно точно и информативно. Приводятся основные теоретические и экспериментальные результаты, фактические данные, обнаруженные взаимосвязи и закономерности. При этом отдается предпочтение новым результатам и данным долгосрочного значения, важным открытиям, выводам, которые опровергают существующие теории, а также данным, которые по мнению автора документа имеют практическое значение. Следует указать пределы точности и надежности данных, а также степень их обоснования. Уточняют, являются ли цифровые значения первичными или производными, результатом одного наблюдения или повторных испытаний.

5.1.5 Область применения результатов важно указывать для патентных документов.

5.1.6 Выводы могут сопровождаться рекомендациями, оценками, предложениями, гипотезами, описанными в исходном документе.

5.1.7 Дополнительная информация включает данные, не существенные для основной цели исследования, но имеющие значение вне его основной темы. Кроме того, можно указывать название организации, в которой выполнена работа, сведения об авторе исходного документа, ссылки на ранее опубликованные документы и т.п. При наличии в исходном документе серьезных ошибок и противоречий могут даваться примечания автора реферата и редактора.

5.2 Особенности текста реферата

5.2.1 Текст реферата не должен содержать интерпретацию содержания документа, критические замечания и точку зрения автора реферата (кроме положений, указанных в

5.1.7), а также информацию, которой нет в исходном документе.

5.2.2 Текст реферата должен отличаться лаконичностью, четкостью, убедительностью формулировок, отсутствием второстепенной информации.

5.2.3 Текст реферата начинают фразой, в которой сформулирована главная тема документа. Сведения, содержащиеся в заглавии и библиографическом описании, не должны повторяться в тексте реферата. Следует избегать лишних вводных фраз (например, «автор статьи рассматривает...»). Исторические справки, если они не составляют основное содержание документа, описание ранее опубликованных работ и общеизвестные положения, в реферате не приводятся.

5.2.4 В тексте реферата следует употреблять синтаксические конструкции, свойственные языку научных и технических документов, избегать сложных грамматических конструкций.

5.2.5 В тексте реферата следует применять стандартизованную терминологию. В рефератах по общественным наукам допускается использование терминологии исходного документа.

Следует избегать употребления малораспространенных терминов или разъяснять их при первом упоминании в тексте.

Необходимо соблюдать единство терминологии в пределах реферата.

5.2.6 В тексте реферата следует применять значимые слова из текста исходного документа для обеспечения автоматизированного поиска.

5.2.7 Сокращения и условные обозначения, кроме общеупотребительных в научных и технических текстах, применяют в исключительных случаях или дают их определения при первом употреблении.

5.2.8 Единицы физических величин следует приводить в международной системе СИ по ГОСТ 8.417. Допускается приводить в круглых скобках рядом с величиной в системе СИ значение величины в системе единиц, использованной в исходном документе.

5.2.9 Имена собственные (фамилии, наименования организаций, изделий и др.) приводят на языке первоисточника. Допускается транскрипция (транслитерация) собственных имен или перевод их на язык реферата с добавлением в скобках при первом упоминании собственного имени в оригинальном написании.

5.2.10 Географические названия следует приводить в соответствии с последним изданием «Атласа мира». При отсутствии данного географического названия в «Атласе мира» его приводят в той же форме, что и в исходном документе.

5.2.11 Таблицы, формулы, чертежи, рисунки, схемы, диаграммы включаются только в случае необходимости, если они раскрывают основное содержание документа и позволяют сократить объем реферата.

Формулы, приводимые неоднократно, могут иметь порядковую нумерацию, причем нумерация формул в реферате может не совпадать с нумерацией формул в оригинале.

5.2.12 Объем текста реферата определяется содержанием документа (количеством сведений, их научной ценностью и/или практическим значением), а также доступностью и языком реферируемого документа.

Рекомендуемый средний объем текста реферата 850 печатных знаков.

В информационных изданиях по общественным наукам объем реферата не регламентируется. В экспресс-информации допускается публикация расширенных рефератов в соответствии с ГОСТ 7.23.

Автореферат (выдержка из файла Гусева А.Н. «О присуждении ученых степеней...»)

По диссертациям, принятым к защите, должен быть напечатан на правах рукописи автореферат объемом до 2 авторских листов для диссертации на соискание ученой степени доктора наук и до 1 авторского листа - для диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.

По диссертациям на соискание ученой степени доктора наук и кандидата наук в области гуманитарных наук объем автореферата может составлять до 2,5 и до 1,5 авторского листа соответственно.

В автореферате диссертации излагаются основные идеи и выводы диссертации, показываются вклад автора в проведенное исследование, степень новизны и практическая значимость приведенных результатов исследований, содержатся сведения об организации, в которой выполнялась диссертация, об оппонентах и ведущей организации, о научных руководителях и научных консультантах соискателя ученой степени (при наличии), приводится список публикаций автора диссертации, в которых отражены основные научные результаты диссертации. Автореферат диссертации рассылается членам диссертационного совета, принявшего диссертацию к защите, и заинтересованным организациям не позднее чем за 1 месяц до дня защиты диссертации.

Перечень организаций, которым автореферат диссертации рассылается в обязательном порядке, определяется положением о диссертационном совете. Других адресатов, которым необходимо направить автореферат диссертации, определяет диссертационный совет, принявший диссертацию к защите.

СТРУКТУРА АВТОРЕФЕРАТА (из файла Гусева А.Н. «Структура автореферата)

АКТУАЛЬНОСТЬ

ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ

ЦЕЛЬисследования

ОБЪЕКТисследования

ПРЕДМЕТисследования

ГИПОТЕЗА

ЗАДАЧИисследования

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

МЕТОДЫ исследования

ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫБОРКИ

НАУЧНАЯ НОВИЗНАполученных результатов

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬполученных результатов

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬполученных результатов

ДОСТОВЕРНОСТЬ И НАДЕЖНОСТЬрезультатов исследования

Вопрос № 13. Введение. Его роль в структуре, основные разделы и их характеристика. Рекомендации АРА и ведущих российских журналов. Отличия введения к статье от введения к диссертации.

Введение должно быть достаточно лаконичным и структурированным, отличаться последовательностью и четкостью изложения, поскольку данный раздел является моделью всего исследования. Объём Введения составляет в среднем 1,5-3 листа печатного текста. Введение не должно быть слишком объёмным, и при этом не должно быть слишком кратким и должно содержать следующую информацию:

1. Актуальность исследования - это современность и своевременность изучаемой проблемы. Следует подчеркнуть, что рассматриваемая тема является на сегодняшний день важным для исследования вопросом, подчеркнуть немногочисленность разработокпо проблеме и указать теоретико-методологическую основу работы. Оценка актуальности формируется из анализа ситуации в области исследования на базе литературных источников и научно-исследовательских работ, что позволяет сделать заключение о недостаточной изученности ряда вопросов.

Актуальность должна быть наглядно показана и доказана.Часто в работе обосновывается актуальность направления исследования, а не конкретно выбранной магистрантом темы, что является недостатком работы. Актуализация темы, прежде всего, предполагает увязку с важными научными и прикладными задачами, стоящими перед теорией и практикой научной дисциплины по избранной теме и что предстоит сделать.

На этой основе формулируется противоречие как несогласованность, несоответствие между какими-либо противоположностями, но обязательно относительно одного объекта исследования. Это выражается, прежде всего, в необходимости научного подхода в изменяющихся условиях к практическим задачам в области психологии и психоанализа, решение которых до настоящего момента не получило должного освещения и разработки.

Правильно сформулированная актуальность выбранной темы отражает умение отделять главное от второстепенного, выяснять то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования.

2. Степень разработанности темы.В психологии и психоанализе - это анализ теоретико-методологической базы исследования, с указанием на немногочисленность разработок по данной проблематике, акцентируется внимание на важнейших из них, которые и являются фундаментом предстоящей работы.

3. Проблема– это научная ситуация, требующая разрешения, она формулируется в виде проблемного вопроса, ответом на который и послужит написание магистерской диссертации.

4. Цель исследования формулируется, исходя из проблемы, которую следует разрешить студенту в процессе выполнения ВКР и представляет собой в самом сжатом виде тот результат, который планируется получить в итоге исследования; Постановка цели предопределяет ответ на вопрос: «Для чего проводится конкретное исследование?»

Не рекомендуется формулировать цель с помощью слов «исследование…», «изучение…», подменяя саму цель процессом ее достижения.

Перечислим основные виды целей психологического исследования:

- определение характеристик явления,

- выявление взаимосвязи психических явлений,

- изучение возрастной динамики явления,

- описание нового феномена, эффекта

5. Задачи исследования - формулируются в соответствии целью, это средства, раскрывающие и конкретизирующие цель, или «подцели» как цели второго порядка. Они могут быть сформулированы как вопросы (задачи), ответы на которые позволят прийти к цели исследования.

Решение задач должно впоследствии отражаться в названии и содержании глав (разделов). Могут быть описательными, эмпирическими, проблемными и пр. Задачи обычно формулируются в виде перечисления (проанализировать., разработать., обобщить..., выявить..., доказать..., внедрить..., показать..., выработать..., изыскать..., найти..., изучить..., определить..., описать..., установить..., выяснить..., вывести формулу..., дать рекомендации..., установить взаимосвязь..., сделать прогноз... и т.п.)

Первая задача должна носить теоретический характер – к примеру, анализ проблемы …., исторический обзор явления…., сравнительный анализ теорий/моделей/подходов…., описание нового аспекта проблемы….и т.д. Количество задач зависит от темы ВКР и поставленной цели и структуре работы (рекомендуется формулировать 3 - 5 задач).

Вопрос № 16. Результаты. Роль этого раздела в структуре статьи, основные (стандартные) рубрики и их характеристика. Порядок изложения результатов в данном разделе. Рекомендации АРА и ведущих российских журналов.

Результаты:то что было установлено в исследовании (без интерпретации). Иногда: «Результаты и обсуждение».

Что излагается в этом разделе:

Ø Словесное изложение результатов.

Ø Ссылки на таблицы, рисунки. Приложения приводятся, если требуется показать «живую» фактуру исследования или сами результаты слишком громоздки, но, тем не менее, должны быть представлены: рисунки испытуемых, протоколы беседы, первичные результаты и т.д.

Ø Первичные данные приводятся только при небольшом числе испытуемых.

Правила оформления рисунков:

Ø Обозначать оси координат, указывать единицы измерения. Если на оси разрыв, его обозначают двойной ломаной линией.

Ø Использовать точечно-линейные маркеры для обозначения изменения нескольких переменных (квадраты, кружки, треугольники). Сохранять преемственность однотипных обозначений. Не использовать в тексте цвет.

Ø Не более 3-4 кривых на рисунке.

Ø Лучше делать рисунки покрупнее, на отдельных страницах.

Ø Номер и подпись рисунка – внизу.

Не делать буквы и цифры слишком мелкими Статистические оценки:

Ø Результаты статистических выводов приводятся в стандартной форме: значения итоговых статистических показателей, уровни значимости; итоговые таблицы – как в статистической системе. Например, при сравнении по t-критерию двух групп испытуемых указать: «Между группами было установлено статистически достоверное различие, t(22)=3.98, p<0.005». Порядок таков: индекс→степени свободы→результат→значимость.

Ø Если используется нестандартная обработка результатов, то приводятся формулы, ссылки на авторитетов, общее описание смысла использованной процедуры.

: 12-14 кегль

Рекомендации АPA.

1.Привлечение испытуемых (recruitment): данные о способах привлечении испытуемых: основной источник; по группам, если различаются.

2. Анализ данных, статистика (statistics and data analysis). Не исключая описание.

3. Дополнительная обработка (ancillary analysis): преобразование («очистка») данных, по подгруппам исп., оценка статистических ошибок, варианты структурного моделирования и др.

4. Движение испытуемых в ходе исследования (participant flow).

5. Подтверждение эффектов интервенции или манипуляции, которые использовались. Эффекты взаимодействия факторов (manipulation fadelity).

6. Основные данные о группах испытуемых (baseline data): демографические и клинические характеристики каждой группы.

7. Оценка неблагоприятности воздействия на испытуемых (adverse events).

Билет№17. Правила оформления рисунков и таблиц.

Рисунки:Рисунок представляет собой графики, иллюстративные примеры, диаграммы, изображения. Согласно ГОСТ 7.32-2001 на все размещённые рисунки должны присутствовать ссылки в тексте. Рисунки располагаются после текста, впервые содержащего информацию о них. Сквозная нумерация рисунков производится при помощи арабских цифр, но можно осуществлять нумерацию только в пределах главы или раздела. Так, номер рисунка складывается из номера, под которым находится раздел, и порядкового номера, принадлежащего иллюстрации. Цифры разделяются точкой (Например: Рисунок 2.2). Под рисунком следует расположить подпись к нему, размещаемую посередине строки. Прописать слово «Рисунок» необходимо полностью. Конечно, придерживаясь ГОСТа, можно указать только номер рисунка (Наример: Рисунок 3), но практически все вузы требуют и название. Учитывая требования вуза, подпись меняет вид (Рисунок 3 – Структура бизнес-плана). В конце названия точка не ставится.

Некоторые работы содержат приложения с рисунками.Рисунок каждого из них обозначается отдельной нумерацией с помощью арабских цифр. Впереди добавляется обозначение приложения.

Иллюстрации размещаются в тексте по мере необходимости для пояснения текста. Они могут располагаться как в самом тексте, сразу после текста, к которому они относятся, или в конце. Иллюстрации должны соответствовать регламентам ЕСКД и СПДС. Иллюстрации пронумеровываются сквозной нумерацией арабскими цифрами. Исключение составляют иллюстрации, размещённые в приложениях. В этом случае применяется отдельная нумерация арабскими цифрами для иллюстраций приложения с добавлением обозначения данного приложения. Например,- Рисунок В-2.

Можно иллюстрации нумеровать в рамках раздела. При этом ее номер включает в себя номер раздела и номер самой иллюстрации в разделе. Пример,- Рисунок 3.2.

В случае необходимости иллюстрации могут иметь пояснения, образуя, так называемый, подрисуночный текст. Сначала идёт пояснительный текст к рисунку, затем сам рисунок с нумерацией и его наименование.

На все иллюстрации в документе в обязательном порядке должны быть даны ссылки в тексте с указанием порядкового номера.

Иллюстрации в виде чертежей, графиков, схем, диаграмм, размещённые в статье представляются отдельными графическими изображениями и файлами электронных документов.

Таблицы.Нумерация таблиц производится по тем же правилам, что и нумерация иллюстраций. Только вместо надписи Рисунок 1 или Рисунок В-1, будет написано Таблица 1 или Таблица В-1. В тексте должны быть даны ссылки на все таблицы. В ссылке надо писать «Таблица» с указанием её порядкового номера.

Госстандарт требует, чтобы Заголовки таблиц были единообразными. Обозначения, которые приводятся в заголовках граф таблицы необходимо пояснять в тексте или в приводимом графическом материале. Шрифты в таблице необходимо набирать на единицу меньше, чем шрифт основного текста. Если необходимо сделать вставку или форматировать таблицу, то следует использовать инструменты меню "Таблицы" Microsoft Word. А все физические величины, употребляемые в тексте, должны быть выражены согласно ГОСТ 8.417-2002 "Единицы физических величин" в Международной системе единиц (СИ).

Согласно ГОСТ 7.32-2001 на таблицы, помещаемые в работе, должны присутствовать ссылки в тексте. Таблица располагается после фрагмента, где впервые упоминается, или на следующей странице. Необходимо пронумеровать все таблицы, придерживаясь сквозной нумерации. Таблицы можно нумеровать в рамках раздела: при этом номер таблицы начинается с номера раздела и заканчивается порядковым номером внутри раздела, которые разделяются точкой. Например: Таблица 2.3 Таблицы, которые включены в приложения, обозначаются отдельной нумерацией с употреблением арабских цифр, а впереди добавляется обозначение приложения (Таблица А.3). Необходимо полностью прописывать слово «Таблица». Не обязательно наличие собственного названия у таблицы согласно ГОСТ. Однако вузы требуют это. Слева над таблицей помещается её название без использования абзацного отступа. Название пишется в единой строчке, содержит номер и тире (Например: Таблица 5 – Расходы компании). Точка в конце не ставится.

Осуществляя перенос таблицы на следующую страницу, её название размещаюттолько над первой частью, не проводя при этом нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую её первую часть. Слева над частями таблицы должна быть фраза «Продолжение» и номер таблицы (Например: Продолжение таблицы 12).

Таблицу, содержащую много столбцов, допускается разделять на части,помещать их друг над другом, не выходя за преде

Наши рекомендации