В психогенетике изучались: полезависимость/поленезависимость, рефлексивность/импульсивность.
Чаще всего выделяют стили восприятия и стили мышления. Понятие когнитивного стиля использовалось раньше других Г.Виткином, который, изучая восприятие, обратил внимание на то, что разные люди в большей или меньшей степени ориентируются на контекст. Умение сопротивляться воздействию фоновых признаков при выделении фигуры было им названо поленезависимостью, а полезависимостъ означала включенность в контекст.
Полезависимость отражает уровень психического развития, связанный со степенью дифференцированности: если в начале жизни человек не выделяет себя из ситуации как субъекта, то затем он начинает осознавать границы между внешним и внутренним, различать части окружающего мира и самого себя.
Позже Дж.Каганом была выделена такая стилевая характеристика, как импульсивность – рефлексивность (тенденция к более или менее развернутому анализу задачи перед принятием решения, количество понятий, которые человек использует для решения проблемы). Когнитивный стиль показывает, как разные люди приходят к одному результату, т.е. отражает преимущественно процессуальные, динамические характеристики деятельности, и во многом определяется темпераментальными особенностями. В настоящее время, помимо уже указанных, выделяют еще такие свойства, как аналитичность – синтетичность, экстернальность – интернальность, детализированность – цельность, когнитивная сложность – простота (7, 12).
А в рамках Менингерского исследования Г.Клейн и Р.Гарднер, изучающие когнитивные стили (который они называли когнитивными контролями) с позиций психоанализа, выделили следующие пять характеристик. 1. Уравнивание – заострение характеризует меру чувствительности к различиям: так, можно игнорировать резкие различия между объектами, а можно замечать мельчайшие несовпадения. 2. Высокая – низкая толерантность к нереалистическому опыту указывает на готовность человека принимать факты, противоречащие его личному опыту. 3. Узкий – широкий диапазон эквивалентности показывает, насколько различные объекты попадают в один класс, признаются одинаковыми. 4. Фокусирование – сканирование характеризует особенности концентрации внимания на главных объектах. 5. Ригидность – гибкость показывают меру произвольности когнитивной деятельности (7).
По-видимому, выделенные характеристики могут быть особенно ценными при изучении социального интеллекта, описывая особенности развития личности в целом. Когнитивные стили ‑ это психологические качества, которые, будучи относимыми в большинстве работ к формально-динамическим свойствам, тем не менее представляются наиболее перспективными в решении проблемы интеграции когнитивных и аффективных процессов, динамического и содержательного в структуре индивидуальности.
Когнитивный стиль - способ переработки информации, ее получения, хранения и использования.
Идеи когнитивных стилей возникли в 30-е года, серьезные исследования 40-е года
Отличительные признаки стилей:
- Проявляются в любых видах деятельности, независимо от содержания
- Характеризуют предпочтения в способах интеллектуального поведения
- Индивидуально - своеобразные способы получения когнитивного продукта (инструментальная характеристика)
- Являются биполярным измерение – каждый из полюсов не является ни «хорошим» ни «плохим»
Основные направления в изучении когнитивных стилей:
- Исследования Г.Виткина
- Менингерское исследование (Гарднер, Хольцман)
Исследования Г.Виткина.
Работал нейропсихологом на авиабазе, где оценивал личностные характеристики, которые позволяли наиболее успешно выполнить задания. Среди летчиков выделил 2 способности поведения:
- ориентация на внешнюю среду,
- собственные ощущения
Выделил 2 полюса: полезависимость-поленезависимость
Для измерения этого было придумано 3 теста:
- Стержень и рамка (измеряется точность расположения стержня, вертикально или горизонтально полу) – более успешными оказались поленезависимые летчкики.
- Регулирование положения тела
- Включенные фигуры (методика Готтшалдт-1926г., усложняет фигуры и добавляет цвет)
Если человек может находить и выделять фигуру в фигуре – это поленезависимость.
Менингерское исследование (Гарднер Р., Хольцман П., Кляйн Г.)
Авторов интересовало есть ли связь между когнитивными и эмоциональными сферами, есть ли внешнее воздействие, есть ли посредник между информацией и тем, как мы ее воспринимаем.
Они выделяют когнитивные контроли (Гарднер):
- Влияют на регуляцию и аффекты
- Координация психических возможностей
- Способы анализа и оценивания ситуации
- Адаптивные формы отражения соответствующего поведения человека в данной ситуации
- Независимы друг от друга
В процессе исследования приходят к тому, что каждый контроль нужно рассматривать как отдельный стиль.
5 когнитивных стилей:
- Уравнивание (сглаживание) – заострение
Индивидуальные различия между людьми по особенностям сохранения в памяти информации, процесс сохранения и хранения. Те, кто склонны к уравниванию – упрощают материал, теряют детали, сохраняют общее. Заострители – акцентируют внимание на деталях запоминая их. Было создано 2 методики: «Методика схематизации» (предъявляют несколько фигур, которые нужно сравнить с образцом, кол-во ошибок говорит о заострении или уравнивании), Методика «Последовательность картинок» (предъявляется 60 картинок, на каждой последовательно меняется деталь. Испытуемому требуется сказать какая).
- Толерантность к нереалистическому опыту
Толерантные – быстрее готовы признать, что их знания противоречат восприятию. «Кажущиеся движения» - картинки с бегущими лошадьми, Методика Роршаха – просят показать фигуру, которую увидеть нельзя.
- Узкий - широкий диапазон эквивалентности
На что обращает внимание человек при выделении групп. Характеризует особенности классификации объектов. При узком – человек обращает внимание на различия и выделяет множество групп, при широком – на детали внимания не обращает, выделяет мало групп. Тест «свободной сортировки»
- Фокусирование – сканирование
Акцент на концентрации внимания. Фокусировщики – концентрируют внимание на деталях, замечают детали. Сканировщики – все в целом.
Методика «оценки размера круга в условиях отвлекающих помех. Методика «сортировка эмоционального и нейтрального содерж.
Когнитивный контроль эмоциональной сферы очень развит», Методика «сортировки эмоционального и нейтрального содержания».
1,3,4 – истинные стили когнитивного контроля. В основном используется 3, дает более надежные данные
- Ригидный – гибкий познавательный контроль
Различия в степени контроля собственных когнитивных процессов, т.е. насколько способны управлять в условиях когнитивного конфликта. «Методика словесно – цветовой интерференции».
Изучение индивидуальных способов категоризации
Каган Дж.- 60-ые годы.
Устанавливает 3 способа категоризации:
· Аналитико – описательный (группировка на анализе их признаков)
· Тематический
· Категориально – заключительный (высокая степень обобщения)
Установил, что наиболее востребованы 1 и 2.
Сравнивает 1 и 2 (почему одни люди предпочитают один способ, а другие другой)
Аналитико – описательный: внимание к деталям, лучше контроль поведения, рефлексивные действия.
Тематический: менее внимательны, гиперактивность, импульсивность в поведении.
В основе различий лежит баланс тревоги и желания успеха. Обнаружив эту мотивационную основу, переходит к понятию стиля. Называет его «рефлексивность – импульсивность». Этот стиль стал 2-ым по значимости стилем (первый «полизав-полинезав»).
Когнитивные теории личности
1. Теория понятийных систем (Харви О.) – система понятий, которая создается для характеристики окружающего мира.
Конкретная: нет дифференциации понятий, незначительная интеграция, черно – белое мышление, ситуативное поведение, трудность гипотетически рассуждать.
Абстрактная: высокая дифференциация и интеграция, ориентация на внутренний опыт, склонность к риску, гибкость, креативность, незавимость.
Методики: завершение предложений и методика «Я верю что…»
2. Теория личностных конструктов Келли Дж. - позволяют обобщать представления об окружающем, сравнивать и обобщать. Развивает понятия абстрактности-конкретности.
Человек выстраивает либо простую либо сложную систему личностных конструктов. Сложные содержат в себе разнородные понятия, восприятие и отношение к окружающему миру. На основе его теории появляется «Когнитивная простота – сложность».
Сложность –многомерность мира, множество взаимосвязанных сторон.
Простая –упрощенная схема.
Методика: «репертуарная решетка Келли».
3. Уровни когнитивных стилей по Н.Когану. Когда стилей стало слишком много Коган решил их классифицировать:
1. Когнитивные стили, имеющие 1 правильное решение (позависимость/поленезависимость)
2. Стили, характеризующие онтогенетическое развитие (ригидный/ гибкий познавательный контроль, толерантность к нереальному опыту, диапазон эквивалентности)
3. Стили, описывающие индивидуальные различия, (менингерское исследование, личностные стили).
23. Современные теории темперамента. Основные свойства темперамента.
Признаки темперамента: формально-динамический характер, связь с биологич подструктурами, онтогенетическая первичность (проявляется в раннем детстве), стабильность во времени, модальность (проявление в разн сит), проявление в экстрем сит. Свойства темперамента: активность, эмоциональность, общительность, импульсивность.
Не относится к темпераменту: «биологические» свойства личности, психологические черты.
Темперамент. Гиппократ и Галлен (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик). И. Кант их описал в «Антропология» 1789. Вундт. Юнг. Э. Кречмер. У. ШелдонЕще Павлов. И Айзенк – сочетание первых 4 типов, Юнга и стабильность-нестабильность.