Когнитивные стили и их место в структуре психологических особенностей человека

Всамом общем виде когнитивные стили можно определить, как способы переработки информации - ее получения, хранения и использования. Предполагается, что эти способы являются относительно независимыми от содержания информации, различаются у разных людей устойчивы у каждого конкретного человека.

С конца 30-х годов велись работы, в которых исследование перцептивных характеристик (особенностей восприятия) привело к выделению наиболее известного и на сегодня наиболее тщательно исследованного когнитивного стиля, названного полезависимостью-поленезависимостью.Изучая особенности ориентации в пространстве у летчиков, Герман Уиткин обратил внимание на индивидуальные различия в доверии к зрительной и вестибулярной информации. В обычной ситуации зрительная информация (то, что мы видим вокруг себя) и вестибулярная (та, которую мы получаем на основании положения своего тела в пространстве) не противоречат друг другу: наше восприятие вертикальных и горизонтальных линий может в равной степени основываться и на том, что мы видим вокруг себя (например, стены домов) и на ощущении силы тяжести. Однако летчики часто оказываются в ситуации, когда зрительные и гравитационные ориентиры дают не согласующуюся информацию: те объекты, которые они видят из кабины самолета, предоставляют одну систему горизонтальных и вертикальных линий, а кабина самолета (и положение собственного тела) - другую.

Уиткин разработал три теста. В одном из них, тесте стержня и рамки, испытуемому предлагалось восстановить вертикальное положение стержня, помещенного в центр Рамки. Ориентация и стержня и рамки от пробы к пробе менялись. Испытуемые, полагавшиеся в большей степени на положение рамки (т.е. на зрительное поле), менее точно устанавливали вертикальное положение стержня, чем те, которые принимали решение на основе своего положения в пространстве, т.е. не были зависимы от зрительного поля, окружавшего стержень. С помощью второго теста - корректирования положения тела - определялось, на основании чего испытуемый воспринимает свое положение в пространстве как вертикальное. В эксперименте варьировались угол наклона стула и угол наклона комнаты, которая выступала как его зрительное поле. Стремление наклонить свой стул в ту же сторону, в которую наклонена и комната, свидетельствовало о зависимости от зрительного поля, а приближение положения своего тела к действительно вертикальному положению - об относительной независимости от него, В третьем тесте, тесте вращающейся комнаты, от испытуемого требовалось, как и в предыдущем, придать себе и комнате вертикальное положение, но, в отличие от него, изменение поля достигалось не изменением угла наклона комнаты, а вращением испытуемого. Комната же и стул всегда находились в строго вертикальном положении. В данном случае к большей точности (сохранению вертикальности) должна была приводить ориентация на зрительное поле, а не на собственное положение в пространстве. Уиткин предположил, что в основе успешности выполнения таких заданий лежит способность „преодолевать контекст": люди, обладающие поленезависимым когнитивным стилем, обладают этой способностью в большей степени, чем зависимые от поля.

Как было показано при описании когнитивных стилей, каждый из них представляет собой характеристику, имеющую два полюса (полезависимость-поленезависимость, узкий диапазон эквивалентности— широкий диапазон эквивалентности и т.д.). Предполагается, что индивидуальные значения испытуемых по каждому из когнитивных стилей Располагаются между этими полюсами, образуя нормальное распределение, т.е. по каждому когнитивному стилю наибольшее количество людей имеет средние значения, а крайние значения встречаются гораздо реже.

В настоящее время, основываясь на экспериментальных исследованиях, в которых когнитивные стили сопоставлялись с показателями продуктивности психической деятельности, можно сделать однозначный вывод, что когнитивные стили определяют не только способы деятельности, но и ее успешность. Место когнитивных стилей в структуре психологических особенностей существенно отличается от того, которое занимают особенности интеллектуальной сферы: будучи связанными и с интеллектуальными, и с личностными характеристиками когнитивные стили оказываются связующим звеном между ними. Связи когнитивных стилей и показателей успешности деятельности не свидетельствуют о том, что содержание когнитивных стилей исчерпывается содержанием интеллектуальных характеристик (по крайней мере, тех из них, которые относятся к психометрическому интеллекту). Что же касается причин тех синдромов связей, которые обнаруживаются между когнитивными стилями, с одной стороны, и особенностями личности и интеллектуальной деятельности, с другой, то они практически не исследованы. Высказываются гипотезы, согласно которым когнитивные стили образуют более высокий иерархический уровень по отношению к когнитивным и личностным характеристикам, являясь чем-то вроде факторов второго или третьего порядка, но на экспериментальном уровне эти предположения никогда не проверялись.

22. Генетические и средовые влияния, определяющие вариативность когнитивного стиля.

Наши рекомендации