Разработка тематики выпускной квалификационной работы
Тематика ВКР разрабатывается преподавателями колледжа, рассматривается и принимается соответствующими методическими комиссиями, утверждается заместителем директора по учебной работе колледжа. Темы ВКР должны отвечать современным требованиям развития высокотехнологичных отраслей науки, техники, производства, экономики, культуры и образования, иметь практико-ориентированный характер.
ВКР должна иметь актуальность, новизну и практическую значимость и выполняться, по возможности, по предложениям (заказам) предприятий, организаций, инновационных компаний, высокотехнологичных производств или образовательных организаций.
Обучающемуся предоставляется право выбора темы ВКР, в том числе предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки для практического применения. При этом тематика ВКР должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей, входящих в образовательную программу СПО, может быть связана с программой производственной (профессиональной) практики студента, а для лиц, обучающихся по заочной форме, - с их непосредственной работой.
При определении темы ВКР следует учитывать, что ее содержание может основываться:
- на обобщении результатов выполненной ранее обучающимся курсовой работы (проекта), если она выполнялась в рамках соответствующего профессионального модуля;
- на использовании результатов выполненных ранее практических заданий.
Формулировка темы должна содержать категории (понятия) дальнейшего исследования.
Выбор темы ВКР обучающимся осуществляется до начала производственной (преддипломной) практики, что обусловлено необходимостью сбора практического материала в период ее прохождения.
Перечень тем выпускных квалификационных работ, закрепление их за студентами осуществляются распорядительным актом образовательной организации (приказом директора).
По утвержденным темам разрабатываются индивидуальные задания для каждого обучающегося. Задания рассматриваются соответствующими методическими комиссиями, подписываются руководителем ВКР, согласовываются и утверждаются заместителем директора по учебной работе. Задание на ВКР выдается студенту не позднее, чем за две недели до начала производственной (преддипломной) практики.
Руководство выпускной квалификационной работой
Общее руководство и контроль за ходом выполнения ВКР осуществляет закрепленный приказом директора руководитель. К руководству ВКР привлекаются высококвалифицированные специалисты из числа преподавателей колледжа. К каждому руководителю может быть одновременно прикреплено не более 8 обучающихся.
В обязанности руководителя ВКР входит:
- разработка задания на подготовку ВКР;
- разработка совместно с обучающимся плана ВКР;
- оказание помощи обучающемуся в разработке индивидуального графика работы на весь период выполнения ВКР;
- консультирование обучающегося по вопросам содержания и последовательности выполнения ВКР;
- оказание помощи обучающемуся в подборе необходимых источников;
- контроль хода выполнения ВКР в соответствии с установленным графиком;
- участие в процедуре предварительной защиты ВКР;
- оказание помощи в подготовке презентации и доклада для защиты ВКР;
- окончательная проверка ВКР;
- составление «Отзыва» руководителя (Приложение 3).
В отзыве руководителя указываются характерные особенности работы, ее достоинства и недостатки, а также отношение обучающегося к выполнению ВКР, проявленные способности, оцениваются уровень освоения общих и профессиональных компетенций, знания, умения и практический опыт обучающегося, а также степень самостоятельности обучающегося и личный вклад в раскрытие проблемы и разработку предложений по её решению. Заканчивается отзыв выводом о допуске обучающегося к защите ВКР.
По завершению ВКР, руководитель проверяет её, подписывает и вместе с письменным отзывом и внешней рецензией передаёт обучающемуся для ознакомления не менее чем за две недели до защиты.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Структура ВКР
Требования к содержанию, объему и структуре ВКР определяются образовательной организацией, в зависимости от профиля специальности. Разработка структуры осуществляется с учетом требований ГОСТ 7.32-2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления». Объем ВКР определяется исходя из специфики специальности.
Структура и содержание ВКР включают в себя: титульный лист, задание на дипломную работу, содержание, введение, основную часть, заключение, список использованных источников, приложения.
Примерная структура ВКР:
Титульный лист (Приложение 2)
Задание на дипломную работу (Приложение 1)
Содержание
Введение
1. Первый раздел посвящается теоретическим аспектам изучаемого объекта и предмета ВКР (название1-го раздела)
1.1. Название 1-го подраздела
1.2. Название 2-го подраздела
Выводы по 1 разделу
2. Второй раздел посвящается анализу практического материала, полученного во время производственной практики (преддипломной) (название2-го раздела)
2.1. Название1-го подраздела
2.2. Название 2-го подраздела
Выводы по 2 разделу
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Конкретная структура работы определяется ее видом, характером, содержанием и согласовывается с руководителем ВКР. Количество и объем каждого из разделов ВКР определяется структурой, содержанием и согласовывается с руководителем. По рекомендации руководителя количество разделов может быть увеличено. Например, первый и второй разделы могут быть посвящены изучению различных аспектов теоретического материала и один раздел (третий раздел) содержит описание и результаты опытно-экспериментальной работы. Или первый раздел посвящен теоретическим аспектам, второй – аналитическим, третий – практическим рекомендациям. В этом случае выводы делаются после каждого раздела.
Содержание ВКР
Главная цель введения – ввести в суть проблемы. Во введении рассматриваются основные тенденции изучения и развития проблемы, оценивается современное состояние разрабатываемой проблемы, обосновывается теоретическая и практическая актуальность проблемы, формулируются цель и задачи работы, характеризуется научно-нормативная база и методика проведенного исследования.
Введении должно содержать следующие научные категории:
- актуальность, обоснование выбора темы и ее практической значимости;
- объект и предмет исследования;
- гипотеза исследования;
- цель исследования;
- задачи, которые ставит перед собой студент для достижения цели;
- анализ степени разработанности темы в отечественной (зарубежной) литературе;
- характеристика методов исследования;
- понятийно-категориальная основа исследования;
- характеристика экспериментальной базы (при наличии).
Объем введения должен быть в пределах 2 - 5 страниц.
Основное содержание работы предусматривает изучение теории вопроса и его практическое исследование. Поэтому основная часть ВКР может содержать два раздела в соответствии с логической структурой изложения. Каждый раздел имеет свое название, которое выносится в содержание. Название разделов не должно дублировать название темы, а название подразделов - название разделов. Формулировки должны быть лаконичными и отражать суть раздела (подраздела).
Первый раздел работы посвящается теоретическим аспектам изучаемого объекта и предмета ВКР, раскрывается сущность изучаемой проблемы, необходимость и возможность ее углубленного рассмотрения. В нем содержится обзор используемых источников информации, нормативной базы по теме ВКР. Дается краткая характеристика степени разработанности проблемы в целом, отмечаются нерешенные задачи, приводятся позиции различных авторов, дается их сравнительная характеристика. Раскрывается содержание основных понятий и категорий, на которых базируются рассматриваемые в работе вопросы.
Так первый раздел целесообразно начать с характеристики объекта и предмета исследования. Затем сделать небольшой исторический экскурс, по возможности оценить степень изученности исследуемой проблемы, рассмотреть вопросы, теоретически и практически решенные, и дискуссионные, по-разному освещаемые в научной литературе и высказать свою точку зрения. Так же следует осветить изменения изучаемой проблемы за более или менее длительный период с целью выявления основных тенденций и особенностей ее развития. На этой основе формулируется собственное мнение обучающегося. При необходимости теоретические положения могут быть подкреплены кратким цифровым материалом: могут приводиться статистические данные, построенные в таблицы и графика.
В процессе изучения имеющихся литературных источников по исследуемой проблеме очень важно найти сходство и различия точек зрения разных авторов, дать их анализ и обосновать свою позицию по данному вопросу. Глубина проработки материала характеризуется широтой приведенного спектра мнений по рассматриваемой проблеме.
При изложении текста работы не допускается дословное переписывание литературных источников. Использование цитат, фактов, заимствований обязательно оформляется с помощью библиографических ссылок. В тексте наряду со ссылками на изученные литературные источники должна быть отражена и обоснована точка зрения автора дипломной работы.
В конце первого раздела делается вывод о степени разработанности проблемы и обоснование выбранного направления исследования.
Второй раздел посвящается анализу практического материала, полученного во время производственной практики (преддипломной). В этой главе содержится:
- характеристика экспериментальной базы исследования (название организации, её месторасположение);
- при необходимости общая характеристика испытуемых (возраст, общее количество респондентов, половая дифференциация, принципы отбора).
- анализ конкретного материала по избранной теме;
- описание выявленных проблем и тенденций развития объекта и предмета изучения на основе анализа конкретного материала по избранной теме;
- описание способов решения выявленных проблем, рекомендации.
В ходе анализа могут использоваться аналитические таблицы, расчеты, формулы, схемы, диаграммы и графики.
На основе конкретных данных в процессе анализа прослеживается динамика рассматриваемых в работе показателей (процессов), закономерность их изменения за рассматриваемый период времени. При этом необходимо не только констатировать факты, но и выявлять причины происходящих изменений, представлять количественную оценку их влияния на состояние и развитие анализируемых показателей и на исследуемый объект. Так, материалами для анализа могут быть планы работы, годовые отчеты, статистическая отчетность и другая служебная документация, изученная во время прохождения практик. Характер и объем собранного материала зависят от особенности принятой методики исследования.
Обучающийся должен показать навыки обобщения и обработки информационного материала, умение владеть различными методами анализа: сравнения, группировок, графическим, индексным, математико-статистическим. При проведении анализа следует использовать различные способы структурирования и представления результатов: таблицы, рисунки, схемы, графики и диаграммы, которые дают наглядное представление о количественных характеристиках изучаемого процесса. По результатам анализа должны быть сделаны конкретные выводы. Необходимо рассматривать показатели в динамике за несколько месяцев, кварталов или лет, в зависимости от вида показателя.
Выявленные тенденции, вскрытые недостатки и причины, их обусловившие, позволят определить возможные варианты конструктивного изменения ситуации и разработать рекомендации (предложения, организационно-управленческие решения) по их реализации.
Обучающийся обрабатывает информацию, применяя статистические методы. Сложные расчеты рекомендуется проводить на персональном компьютере, используя пакеты прикладных программ. Исходная информация и громоздкие расчеты должны помещаться в Приложение, а результаты, выводы и комментарии к ним - в основной части работы.
В этом разделе так же обосновываются рекомендации (мероприятия) по разрешению поставленной проблемы на объекте исследования. Рекомендации должны иметь прикладное значение и содержать материал, имеющий практическую направленность. В частности, намечаются пути использования скрытых резервов, устранения недостатков в деятельности организации, повышения эффективности (совершенствование) их деятельности, обосновываются решения, обеспечивающие реализацию цели и задач работы.
Каждое рекомендуемое предложение сопровождается изложением его сути и экономическим обоснованием (при необходимости), местом, уровнем и масштабами его внедрения. При наличии нескольких вариантов решения, необходимо проанализировать каждый из них и выбрать оптимальный.
Разработка рекомендаций предполагает, что на основании анализа, выявления недостатков и возможностей разрешения проблемы, обучающийся приводит достаточно полные и аргументированные предложения и рекомендации.
В конце второго раздела делаются выводы и обобщения результатов исследования, оценивается возможность практической реализации рекомендаций и их экономическая эффективность. Рекомендации должны носить конкретный, адресный характер, и по возможности, подтверждаться расчетами ожидаемого эффекта от их внедрения.
В заключении дается общая оценка о достижении поставленной цели и решении поставленных задач исследования во введении, содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы, раскрывает значимость полученных результатов. Заключение не должно составлять более пяти страниц текста.
Введение и заключение лежат в основе выступления обучающегося на защите.
Список использованных источников является составной частью выпускной квалификационной работы и должен включать использованные источники (не менее 20-25) в соответствии с темой, составленный в следующем порядке:
- Федеральные законы (в очередности от последнего года принятия к предыдущим);
- указы Президента Российской Федерации (в той же последовательности);
- постановления Правительства Российской Федерации (в той же очередности);
- иные нормативные правовые акты;
- иные официальные материалы (резолюции-рекомендации международных организаций и конференций, официальные доклады, официальные отчеты и др.);
- монографии, учебники, учебные пособия (в алфавитном порядке);
- иностранная литература;
- интернет-ресурсы.
В приложении помещаются вспомогательные материалы, которые при включении в основную часть ВКР либо загромождают текст, либо затрудняют понимание работы, дополнительные справочные материалы, имеющие вспомогательное значение. Например, копий документов, выдержек из отчетных материалов, статистических данных, схем, таблиц, диаграмм, программ, положений, анкеты, конспекты уроков, фотографии и иные материалы.
На все приложения в тексте выпускной квалификационной работы должны быть сделаны ссылки.