Изготовление аппликации «Девочка»
Предметы, располагаемые последовательно в ящичках (или последовательные рисунки схемы). Большой бумажный кружочек (голова) — два маленьких кружочка (глаза) — полукруг (рот) — треугольник (платье)— два узких прямоугольника (руки)—два узких прямоугольника (ноги).
Речевое сопровождение к действиям:
1. Голова, глаза, рот, платье, руки, ноги - девочка.
2. Приклеиваю голову, приклеиваю глазки и т. д. - получилась девочка.
3. Приклеиваю круглую голову, приклеиваю круглые глазки, приклеиваю полукруг— ротик и т.д. – получилась девочка.
Комментарии. В работе с ребенком с ЗР главное не разнообразие, а сочетание многократного повторения действий с их планомерным усложнением. Поэтому аппликацию «Девочка» (или «Человек») стоит проделывать столько раз, сколько потребуется для отработки ориентирования в собственном теле (постепенно можно учить ребенка поочередно показывать приклеенные части девочки на собственном теле), заучивания понимания названия частей тела и геометрических форм. Как всегда, у вас есть шанс в рамках одного занятия решить несколько задач, но только если задачи эти вы будете решать постепенно по мере усложнения задания. Для первого «урока» можно исключить применение клея (трудность его использования может отбить у ребенка охоту заниматься), вместо клея прилепите на детали аппликаций кусочки пластилина. Позднее выбирайте клей-карандаш (выделив для него отдельный ящичек).
Пантомима
Прыгайте, гребите руками (плавайте), укладывайте в шкаф майку, орудуйте виртуальной лопатой, читайте книгу и т. д.
Речевое сопровождение к действиям:
1. Прыгает, плавает, убирает, копает, читает.
2. Мама прыгает, мама плавает, мама убирает и т. д.
3. Мама прыгает, как кузнечик (или «...прыгает на ножках»); плавает, как рыбка (в воде, озере); мама убирает майку (позднее «убирает майку в шкаф»); мама копает землю (позднее «копает землю лопатой»); мама читает книгу (позднее спрашивайте «кому?»).
Комментарии. В этой игре действуете вы, подробно позируете (прыгаете, имитируете стирку, причесывание, уборку и т. д.), ваш ребенок должен прокомментировать ваши действия. Чтобы его ничего не отвлекало от вашей персоны, можно выключить верхний свет, а свет от лампы направить на место, где вы будете показывать представление. Ребенка также лучше зафиксировать: усадить на высокий детский стульчик, предварительно все убрав со стола. Помогайте ребенку угадывать, уточняя свои пантомимы: привлекайте реквизит, действия с руками ребенка.
Инструменты
Предметы, располагаемые последовательно в ящичках (или последовательные рисунки схемы). Схема: мужчина срубает топором дерево — отпиливает бревнышко - обтесывает рубанком — выкапывает лопатой ямку — аккуратно ставит в ямку бревнышко - сверху прибивает молотком доску — красит полученную скамейку кисточкой — садится на получившуюся скамейку.
Ящички: кусочек дерева (бревно) — топор — пила — рубанок — лопата — дерево (дощечка) — молоток и гвозди — кисточка и ведерко с краской — скамейка. (Примечание. Инструменты игрушечные.)
Речевое сопровождение к действиям:
1. Дерево (показываем предмет, но акцент на действии) рублю, пилю, обтесываю; копаю ямку, ставлю, прибиваю, крашу, сажусь.
1.1. Дерево топориком (показываем действие, акцент на предмете), пилой (движение рукой ребенка взад-вперед), рубанком; ямка (перефокусировка внимания) —— лопатой (действие показываем), бревно (показываем, как ставим), дощечку молоточком (показываем, как прибиваем), кисточкой (показываем, как красим) и т. д.
2. Дерево рублю топором, обтесываю рубанком; копаю ямку лопатой, ставлю бревно, прибиваю молотком дощечку, крашу скамейку, сажусь.
Комментарии. Ребенок сначала внимательно по частям изучает схему (договоритесь, что персонаж, на ней обозначенный, — сам ребенок). Первоначальный акцент - на исходной точке и конечном результате. Затем изучайте промежуточные действия. Слова в предложениях-описаниях нанизывайте, как на нитку, по одному, если ребенку будут не знакомы как существительные (названия предметов), так и глаголы-действия. После изучения схемы приступайте к рассказу по картинке. А для обозначения опорных моментов используйте в качестве маячков предметы, которые малыш будет вытаскивать по одному из последовательно расположенных ящичков: вытащит топор — расскажет о том действии, которое с его участием было совершено. Рассказ ведите от первого лица— так малыш лучше прочувствует действия, поучаствует в процессе. Подобным образом в режиме «определение—действие» отрабатывайте знакомство ребенка с транспортом, профессиями и другими группами определений, с которыми познакомиться на практике не всегда возможно.
Инструменты-2
Предметы, располагаемые последовательно в ящичках (или последовательные рисунки схемы). Пила топор — рубанок — кисточка.
Речевое сопровождение к действиям:
1. Пилит, рубит, строгает, красит.
2. Чтобы спилить, чтобы срубить, чтобы обстрогать, чтобы покрасить.
3. Чтобы спилить (позднее «получить») бревно; чтобы срубить дерево (получить пенек); чтобы покрасить скамейку и т. д.
4. Если нужно пилить; если нужно рубить; если нужно покрасить и т. д.
Комментарии. Позднее игру «Инструменты» можно модифицировать. Действуйте по принципу загадки: варианты загадок — от «пилит» до «чтобы кусочек бревна, нужно использовать…». Малыш в качестве решения должен предоставить вам загаданный предмет, вытянутый из соответствующего ящичка, сопровождая своё действие необходимым словом. Параллельно изучайте роль союза «чтобы» в придаточном предложении, сослагательное наклонение («если бы нужно было срубить»). Развивайте в ребенке абстрактное мышение и логику. Дойдя до вариантов 3 и 4, можно поменяться с ребенком местами: вынимать из ящичка предмет, называть его, а малыш будет обозначать его функцию, используя придаточное предложение или сослагательное наклонение.
Загадай слово
Предметы, располагаемые последовательно в ящичках (или последовательные рисунки схемы). Предоставьте ребенку возможность выбрать правильный вариант из нескольких, постепенно усложняйте задачу, внося в группу несколько похожих предметов:
1. Мяч, книга, катушка ниток.
2. Яблоко, мяч, помидор.
Речевое сопровождение к действиям:
1. Круглый, красный, самый лучший, он резиновый, прыгучий, и лежит он под столом, круглым маленьким клубком (мяч).
2. Зеленое, круглое, сладкое, снаружи твердое, внутри мягкое, сейчас я его с бочка укушу и тебя, малыш, угощу (яблоко).
Комментарии. Загадывайте любые слова и начинайте их описывать, пока ребенок не отгадает, о чем идет речь. Первое время, облегчая узнавание, загадывайте только те предметы, которые ребенок хорошо знает и, возможно, использует непосредственно в момент игры, рифмуйте загадку. Позднее переходите к загадыванию абстрактных понятий. И не забывайте меняться с ребенком местами: сначала вы ему загадываете ребус, потом он вам.