Кафедра теоретической и прикладной психологии
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Утверждаю
РекторФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»
-------------------------В.В.Садырин
30 октября 2016г.
ПОЛОЖЕНИЕ
О выпускной квалификационной раотепсихолого-пдагогического
Образования по направлению подготовки 050400- Психолого-педагогическое образование
Утверждаю
Ученый совет факультета
16.10.2016
Председатель ученого совета факультета
В.И.Долгова
Челябинск, 2016г.
Оглавление
Раздел 1. Методические рекомендации написания курсовых работ по психолого-педагогическим дисциплинам для студентов факультета психологии…………………………………………………………………… | |
Требования к курсовым работам по дисциплинам психолого-педагогического цикла……………………………………………………… | |
Положение о курсовой работе……………………………………………... | |
Методика подготовки и написания курсовой работы …………………… | |
Раздел 2Методические рекомендации по написанию квалификационной работы бакалавров……………………………………. | |
Общие положения о выпускной квалификационной работе……………. Требования к выпускной квалификационной работы бакалавра…………………………………………………………………….. | |
Структура к выпускной квалификационной работе бакалавра…………. | |
Оформление выпускной квалификационной работы бакалавра……….... | |
Требования предъявляемые в ходе защиты квалификационной работы | |
Раздел 3. Методические рекомендации по написанию выпускной магистерской диссертации по направлению подготовки «Магистр педагогики»………………………………………………………………….. | |
Общие требования к магистерской диссертации………………………….. | |
Структура магистерской диссертации…………………………………….. | |
Требования к оформлению магистерской диссертации…………………... | |
Требования к оформлению автореферат (для магистерских диссертаций) | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Образец оформления титульного листа курсовой работы………………………………………………………………………… | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Образец оформления содержания курсовой работы… |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Образец оформления титульного листа магистерской диссертации………………………………………………………………….. | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Образец оформления оборотной стороны титульного листа автореферата магистерской диссертации…………………………… | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Образец оформления титульного листа магистерской диссертации…………………………………………………………………. | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Образец оформления оглавления магистерской диссертации …………………………………………………………………. | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. План-график выполнения студентом курсовой работы ……………………………………………………………………….. | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Оценочный лист для членов комиссии ……………… | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Критерии математической статистики обработки данных……………………………………………………………………….. | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 10. Таблицы критических значений………………….…. | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 11. Примерный перечень методик диагностики……….. | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 12. Образец оформления методики исследования…….. | |
ПРИЛОЖЕНИЕ13. Образец описания экспериментальной части исследования…………………………………………………………………. | |
Список используемой литературы …………………………………………. |
РАздел 1. Методические рекомендации по написанию курсовых работ по психолого-педагогическим дисциплинам для студентов факультета психологии
ВЕДЕНИЕ
Методические рекомендации разработаны на основании федерального законодательства в сфере высшего профессионального образования, требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавров и магистров, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, Приказа Минобрнауки от 22.03.2006 г. № 62 «Об образовательной программе высшего профессионального образования специализированной подготовки магистров», Устава ЧГПУ и локальных нормативных актов Университета (Положение об итоговой государственной аттестации выпускников ЧГПУ от 28 октября 2010 г., протокол № 2.; Положение о магистратуре ЧГПУ от 23 сентября 2010 г., протокол № 1)
Целью методических рекомендаций является предоставление бакалаврам и магистрам психолого-педагогического образования необходимой методической помощи по научному сопровождению при организации и проведении рациональной и эффективной научно-исследовательской работы, обобщении и представлении научных результатов, изложении и написании научного труда, соблюдении нормативных требований к содержанию, объему и оформлению выпускных квалификационных работ (далее – ВКР), подготовке презентации и защите научных положений в Государственной аттестационной комиссии.
В стенах педагогических вузах студенты делают первые шаги в этом направлении. Именно для этого в учебных планах предусматривается написание курсовых работ и ВКР. Овладение элементами научно-исследовательской деятельности должно быть частью профессиональной подготовки. В процессе этой подготовки студенты приобретают общекультурные и профессиональные компетенции, необходимые в профессиональной деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВЫМ РАБОТАМ ПО дисциплинам психолого-педагогического цикла
Выполнение курсовых работ, их оформление, предусмотрено учебным планом и является важнейшим, и перспективным видом исследовательской деятельности студентов в системе высшего образования.
Написание курсовых работ для каждого студента, это самостоятельная учебная деятельность студента, которая позволяет ему:
- совершенствовать психолого-педагогических знаний по отдельным темам;
- обучаться применению этих знаний для решения прикладных задач;
- формировать умения и навыки психолого-педагогического исследования.
В результате выполнения курсовых работ студент должен показать готовность к владению основными умениями вести исследовательскую деятельность. С этой целью ему необходимо:
- научится пользоваться библиографическими указателями по истории, философии, педагогике и психологии;
- изучить определенный минимум литературы по теме исследования и уметь зафиксировать нужную информацию;
- грамотно изложить состояние изучаемого вопроса в современной литературе на основе ее анализа;
- собрать и проанализировать, и обобщить передовой опыт;
- выполнить опытно-экспериментальное исследование, обработать полученный эмпирический материал, проанализировать, систематизировать, интерпретировать и сделать выводы.
Курсовая работа один из важнейших видов образовательного процесса, чем реферат, доклад и контрольная работа она является первым шагом в исследовательской деятельности, а также первым шагом в написании квалификационной работы. Курсовая работа представляет собой итоговый документ, предусмотренный учебной программой на заключительном этапе изучения учебной дисциплины.
Курсовая работа
Проблема исследования выбирается каждым студентом самостоятельно и утверждается на заседании кафедры после консультации с руководителем курсовой работы студентов. Конкретная формулировка темы и план ее разработки определяются по согласованию научного руководителя и студента.
Тематика курсовых работ должна отвечать следующим требованиям:
- соответствовать задачам подготовки бакалавров и магистров;
- учитывать направления и проблематику современных научно-педагогических исследований;
- приобщать студентов к работе над проблемами, которые исследуют отдельные преподаватели и коллективы кафедры в целом;
- учитывать разнообразие интересов студентов в области психолого-педагогической теории и практики.
В тоже время, интересы студентов могут меняться, а значит, и меняться тематика исследования на втором и третьем курсах. Курсовые работы могут выполняться под научным руководством разных преподавателей. Однако целесообразно продолжение изучение ранее выбранной темы, чтобы обеспечить преемственность учебной и научно-исследовательской работы в течение всех лет обучения.
Студенты, которые обучаются направлению подготовки: 050400 - Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология образования» и «Психология и педагогика инклюзивного образования» курсовые работы выполняют на 2 и 3 курсах, как по очной и заочной форме.
При написании курсовой работы студенту рекомендуется сохранять у себя копии всех материалов и текста, так как работа остается в качестве документа на кафедре, а дальнейшее исследование проблемы опирается на уже изученный материал.
Прежде, чем представлять работу научному руководителю студент должен внимательно перечитать текст, критически оценивая собственную логику изложения, ясность описания материала, степень убедительности и доказательности, стилистическое и грамматическое оформление письменной речи.
Положение о курсовой работе
Настоящее Положение устанавливает общие правила подготовки, оформления и защиты курсовых работ в соответствии с «Типовым положением о высшем учебном заведении», утвержденным Постановлением Правительства РФ № 71 от 14.02.2008 г., Уставом университета, иУченым советом ЧГПУ Протокол № 8 от 29 апреля 2010 г.
Общие положения
1.1. Курсовая работа – это одна из форм учебно-исследовательской работы, ее выполнение является обязательным для всех студентов.
Выполнение курсовой работы представляет собой самостоятельное решение студентом под руководством преподавателя (научного руководителя) частной задачи или проведение исследования по одному из вопросов, изучаемых дисциплин в базовой и вариативной части профессионального цикла.
Цель написания курсовой работы на младших курсах является расширение знаний студента и формирование у него навыков научно-исследовательской деятельности.
Задачи данной формы самостоятельной работы являются:
§ систематизации научных знаний;
§ углубление уровня и расширения объема профессионально значимых знаний, умений и навыков;
§ формирования умений и навыков самостоятельной организации научно-исследовательской работы;
§ овладение современными методами поиска, обработки и использования информации.
1.2. Перечень дисциплин, по которым предусмотрено выполнение курсовых работ, календарные сроки их выполнения предусмотрены в учебных планах каждого профиля подготовки и могут быть изменены только решением Ученого совета университета.
1.3. Общее число курсовых работ по дисциплинам учебного плана не может превышать четырех за весь период обучения (не более одной курсовой работы в семестр).
1.4. Студент определяет тему курсовой работы в соответствии с перечнем тем, разработанных и утвержденных на кафедрах, а также руководствуясь своими научными интересами и склонностями, в рамках предложенного круга тем.
Для правильного выбора темы студент консультируется с научным руководителем, который поможет определить тему, поставить цели и задачи курсовой работы, даст советы по методике выполнения курсовой работы. Студент вправе предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее исследования.
Изменение темы курсовой работы допускается в исключительных случаях по обоснованному ходатайству самого студента или по инициативе научного руководителя. Тема курсовой работы дается одному студенту учебной группы.
1.5. По каждой работе заведующим кафедрой назначается руководитель, который обеспечивает разработку задания по выбранной студентом теме, методическое и научное руководство, групповые и индивидуальные консультации по составленному совместно со студентом графику.
Руководителем курсовой работы является, как правило, лектор, ведущий данную дисциплину. Заведующий кафедрой может назначить руководителем курсовой работы по дисциплине учебного плана преподавателя, ведущего практические занятия, или иного преподавателя кафедры. Руководителем курсовой работы может быть назначен приглашенный специалист, выполняющий соответствующие обязанности на условиях почасовой оплаты или на общественных началах.
1.6. Процесс выполнения работ должен быть обеспечен учебниками, учебными пособиями, справочной и иной литературой, техническими и другими учебно-вспомогательными средствами.
1.7. Курсовая работа может быть оценена на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Оценка проставляется на титульном листе с подписью научного руководителя.
Оценка вносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку. Отрицательная оценка в зачетную книжку не вносится. Полные названия курсовых работ вносятся в приложение к диплому. В соответствии с «Инструкцией о порядке выдачи государственных документов о высшем профессиональном образовании, изготовления и хранения соответствующих бланков документов», запись названия курсовой работы в приложении к диплому сопровождается указанием оценки, зачета.
1.8. Несвоевременное выполнение курсовой работы считается академической задолженностью и ликвидируется в установленном порядке.
Студенты, не получившие положительной оценки по курсовой работе, к сессии не допускаются и не переводятся на следующий курс.
Курсовая работа по дисциплине учебного плана, оцененная неудовлетворительно, перерабатывается и возвращается на проверку тому же преподавателю.
Итоги выполнения курсовых работ анализируются на соответствующих кафедрах, а по мере необходимости – на заседаниях Ученых советов факультетов (институтов).
1.9. Согласно сводной номенклатуре дел курсовые работы хранятся в течение двух лет на соответствующих кафедрах.
Требования к выполнению курсовой работы
2.1. Курсовая работа должна соответствовать следующим требованиям:
§ быть выполненной на достаточном теоретическом уровне;
§ включать анализ не только теоретического, но и эмпирического материала;
§ основываться на результатах самостоятельного исследования, если этого требует тема;
§ иметь обязательные самостоятельные выводы после каждой главы и в заключение работы;
§ иметь необходимый объем;
§ быть оформленной по стандарту и выполненной в указанные сроки.
2.2. При выборе темы студент должен учитывать:
§ ее актуальность;
§ познавательный интерес к ней;
§ возможность последующего более глубокого исследования проблемы (написание ВКР).
2.3. Работа над темой состоит из трех этапов: подготовительного, основного и заключительного.
На подготовительном этапе студент:
§ определяет цель, задачи, структуру и методы исследования;
§ осуществляет поиск теоретической и эмпирической информации (работа с каталогами, составление списка литературы, работа с книгой, выписки, тезисы, конспектирование, ксерокопирование важного и интересного материала, разработка программы и инструментария психолого-педагогического исследования) и определяет ее объем;
§ тщательно систематизирует отобранный материал, изучает его и подготавливает краткую историографию проблемы исследования;
§ составляет план курсовой работы.
На основном этапе студент:
§ пишет черновой вариант работы и высказывает свое мнение по рассматриваемым вопросам;
§ работает над выводами по параграфам и главам;
§ оформляет научно-справочный аппарат работы (сквозные ссылки, список литературы).
На заключительном этапе студент:
§ исправляет работу в соответствии с замечаниями научного руководителя;
§ пишет окончательный вариант работы с учетом требований научного оформления;
§ представляет работу научному руководителю на отзыв;
§ сдает курсовую работу на защиту.
2.4. Процесс работы выстраивается в соответствии с календарным планом:
§ последний месяц семестра, предшествующего по учебному плану курсовой работе, – выбор темы курсовой работы и ее предварительное обсуждение с руководителем;
§ первый месяц семестра – поиск, подбор, систематизация и анализ материалов по теме курсовой работы, составление плана курсовой работы и обсуждение его с руководителем;
§ второй месяц семестра – написание чернового варианта курсовой работы;
§ третий месяц семестра – написание окончательного варианта курсовой работы;
§ четвертый месяц семестра – представление курсовой работы на отзыв научному руководителю и ее защита.
В зависимости от индивидуальных особенностей студента, уровня его теоретической подготовки и общей исследовательской культуры, работа может быть выполнена в более короткие сроки.
2.5. Структура курсовой работы
Курсовая работа имеет следующую структуру:
§ титульный лист (см. Приложение);
§ оглавление (см. Приложение);
§ введение;
§ основной текст (главы, параграфы);
§ заключение;
§ список литературы;
§ приложения.
2.5.1. Титульный лист должен нести следующую информацию:
§ наименование: Министерство образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», кафедра;
§ обозначение характера работы (курсовая);
§ наименование темы курсовой работы;
§ фамилию, имя, отчество студента;
§ название факультета и номер учебной группы;
§ фамилию, имя, отчество, ученую степень, ученое звание научного руководителя;
§ дату сдачи и защиты, оценку с подписью научного руководителя;
§ название города, в котором находится учебное заведение;
§ год написания работы.
2.5.2. Оглавление
После титульного листа следует оглавление (лист нумеруется цифрой 2).
В нем содержится название глав и параграфов с указанием страниц. Оно размещается на первой странице и печатается через 1,5 интервала.
2.5.3. Введение
Во введении обосновывается актуальность темы исследования. Оно включает в себя краткий обзор литературы и эмпирических данных, оценку степени теоретической разработанности проблемы и анализ противоречий практики, обоснование темы исследования и необходимости ее дальнейшего научного изучения.
Во введении определяется цель, объект и предмет исследования, формулируются гипотеза и задачи исследования, методы, методики и база исследования.
2.5.4. Основной текст (главы, параграфы)
Основной текст разбивается, как правило, на две главы – теоретическую и практическую. Они дробятся на параграфы. Каждый параграф и глава должны заканчиваться выводами автора.
Объем основного текста не должен превышать 50-60 машинописных страниц.
2.5.5.Заключение
В заключении подводятся итоги проведенного исследования, обобщаются основные теоретические положения и делаются выводы, а также определяются основные направления для дальнейшего исследования проблемы в выпускной квалификационной работе.
2.5.6. Критериями оценки курсовой работы являются:
§ актуальность и степень разработанности темы;
§ творческий подход и самостоятельность в анализе, обобщениях и выводах;
§ полнота охвата первоисточников и исследовательской литературы;
§ уровень овладения методикой исследования;
§ научная обоснованность и аргументированность обобщений, выводов и рекомендаций;
§ научный стиль изложения;
§соблюдение всех требований к оформлению курсовой работы и сроков ее исполнения.
Оформление курсовой работы
3. 1. Оформление курсовой работы должно соответствовать ГОСТу (ГОСТ 7.0.5 – 2008). Работа должна быть отпечатана и переплетена.
3.2. Курсовая работа должна быть напечатана на стандартном листе писчей бумаги в формате А 4 с соблюдением следующих требований:
§ поля: левое – 25 мм, правое – 20 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм;
§ шрифт размером 14 пт, гарнитурой Times New Roman;
§ межстрочный интервал – полуторный;
§ отступ красной строки – 1,25;
§ выравнивание текста – по ширине.
3.3. Каждый структурный элемент (главы) содержания работы начинается с новой страницы. Наименование структурных элементов следует располагать по центру строки без точки в конце, без подчеркивания, отделяя от текста двумя межстрочными интервалами.
3.4. Иллюстрированный материал следует располагать в работе непосредственно перед текстом, в котором они упоминаются впервые. На все иллюстрации должны быть ссылки в работе. Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, документы, рисунки, снимки) должны быть пронумерованы и иметь названия под иллюстрацией. Нумерация иллюстраций должна быть сквозной по всему тексту курсовой работы.
3.5. Таблицы в курсовой работе располагаются непосредственно после текста, в котором они упоминается впервые. На все таблицы должны быть ссылки в тексте. Нумерация таблиц должна быть сквозной по всему тексту курсовой работы. Порядковый номер таблицы проставляется в правом верхнем углу над ее названием после слова «Таблица». Заголовок таблицы размещается над таблицей и выравнивается по центру строки, точка в конце заголовка не ставится. Таблицы с «сырыми» баллами представляются в Приложении 2.
3.6. Формулы приводятся сначала в буквенном выражении, затем дается расшифровка входящих в них индексов, величин, в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Уравнения и формулы нумеруются в круглых скобках справа от формулы. Нумерация уравнений и формул должна быть сквозной по всему тексту курсовой работы.
3.7. Цитирование различных источников в курсовой работе оформляется ссылкой на данный источник указанием его порядкового номера в библиографическом списке в квадратных скобках после цитаты. В необходимых случаях в скобках указываются страницы. Возможны и постраничные ссылки.
3.8. При сокращении слов и выражений, выполняются следующие правила: так в словах «век», «год» оставляют лишь первые буквы «в», «г», а известные словосочетания пишут сокращенно. Например, «и т.д.» (и так далее), «и т.п.» (и тому подобное), «и др.» (и другое), «т.е.» (то есть), «и пр.» (и прочее), «в.в.» (века), «г.г.» (годы).
При ссылках на источники обычно употребляют такие сокращения, как «ст. ст.» (статьи), «см.» (смотри), «ср.» (сравни), «т.т.» (тома).
Так же следует иметь в виду, что внутри самих предложений такие слова, как «и другие», «и тому подобное», «и прочие» не принято сокращать. Кроме того, не допускаются сокращения слов «так называемый» (т.н.), «так как» (т.к.), «например» (напр.).
При использовании аббревиатуры, условных географических сокращений, следует указывать их сразу же после полного наименования данного сложного термина. Например, «конкретные социологические исследования» (КСИ), «средства массовой информации» (СМИ). После этого вы можете свободно оперировать своей аббревиатурой без расшифровки.
3.9. Приложение оформляется как продолжение работы. Каждое Приложение начинается с новой страницы и имеет заголовок с указанием вверху справа страницы слова «Приложение» и его обозначения (арабскими цифрами).
3.10. Все листы работы и приложений аккуратно подшиваются (брошюруются) в папку и переплетаются. Страницы курсовой работы, включая приложения, нумеруются арабскими цифрами с соблюдением сквозной нумерации.
Все страницы работы, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку без пропусков и повторений. Первой страницей считается титульный лист, на котором нумерация страниц не ставится, на следующей странице «Оглавление» ставится цифра «2» и т.д.
Порядковый номер страницы печатают на середине верхнего поля страницы.
3.11. Обязательным элементом курсовой работы является титульный лист. На титульном листе указывается наименование вуза и кафедры, тема курсовой работы, фамилия и инициалы студента, факультет и группа, фамилия и инициалы научного руководителя, ученая степень и звание. Титульный лист включается в общую нумерацию. Номер страницы на нем не ставится.
Требования к результатам работы
В результате написания курсовой работы студент должен обладать следующими компетенциями:
а)общекультурными (ОК)
- готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);
- способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5);
- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией; осознает сущность и значение информации в развитии современного общества, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-7);
- способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9);
б) профессиональными компетенциями (ПК):
- способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);
- готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2);
- готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);
- способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8) [5].
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И НАПИСАНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа включает в себя следующие разделы:
· Титульный лист;
· Оглавление;
· Введение;
· Основная часть;
· Заключение;
· Литература;
· Приложения.
Обязательными структурными элементами курсовой работы являются введение, основная часть, заключение и библиографический список/список источников/литературы.
Курсовая работа начинается с раздела Введение, который не нумеруется и не заключать в кавычки. Во введении отражается краткая информация о замысле исследования. Здесь не следует увлекаться ссылками и цитатами, оно должно занимать 2-3 страницы текста. При определении целей и задач исследований необходимо правильно их формулировать и использовать глаголы «раскрыть», «определить», «установить», «показать», «выявить», «обосновать» и т.д.
Введение – вступительная часть курсовой работы. Во введении автор раскрывает актуальность, цель, объект, предмет, гипотезу, задачи, методы и методики исследования, а также указывает базу исследования. Каждый из перечисленных пунктов описывается, начиная с нового абзаца, но не нумеруется и не оформляется в виде заголовка. Однако полезно ключевые слова (актуальность исследования, предмет исследования и т.д.) выделять жирным курсивом, но не заключать в кавычки.
Цель исследования – желаемый результат, он может быть теоретико-познавательным или прикладным, практическим.
Цель работы обычно заключается в том, чтобы: «Изучить…», «Выявить…», «Рассмотреть…», «Определить…», «Дать характеристику…», «Теоретически обосновать и экспериментально проверить…».
Объект исследования – это то, на что направлен процесс познания.
Это фрагмент изучаемой реальности: индивид, группа людей (дошкольники, младшие школьники подростки, учащиеся 8-9 классов, подростки с девиантным поведением и т.д.).
Объектом исследования является не только тип индивидов или групп, но также определенные формы поведения, деятельности людей, психологические состояния (процессы, состояния, явления).
Например, тема исследования «Изучение формирования самооценки младших школьников», самооценка школьников - это объект исследования.
Предмет исследования– это определенные свойства, стороны, отношения реальных объектов, психические процессы, связи и влияние их друг на друга, с конкретизацией выборки «Изучение формирования самооценки младших школьников (лучше возраст конкретизировать «7 – 8 лет»)».
Следующим очень важным этапом является формулировка предположений– гипотез. Общая гипотеза определяется целью всего исследования.
Гипотеза должна быть проверяемой с помощью определенных методов научной педагогики и психологии подтверждаемая математическими методами психологии.
Задачи исследования– это выбор путей и средств для достижения цели исследования. Задачи работы конкретизируют цель исследования. Количество задач определяется количеством прописанных параграфов в содержании.
Методы и методики исследования. Основными методами научного исследования в психологии являются: наблюдение, беседа, эксперимент, моделирование, опрос, тестирование, анализ документов и литературы. Выбор методов исследования обусловлен особенностями объекта и предмета исследования, поставленными целями. Этап выбора методов и методик тесно связан с конкретизацией исследовательских гипотез.
Метод– это способ выполнения чего-либо, упорядоченная работа с факторами и концепциями, принцип и способ сбора, обработки или анализа данных, а также принцип воздействия на объект.
При выборе методик следует отдавать предпочтение тем методикам, которые достаточно полно описаны в руководствах по их применению.
Методика – это рабочий инструмент исследователя. Очень важна разработанность методики. В руководстве должны быть представлены развернутые интерпретации шкал, описана апробация методики, даны рекомендации относительно формы и содержания заключения в соответствии с требованиями стандартов. В курсовой работе рекомендуется использовать не менее 3 методик диагностики.
База исследования, то есть где проходил эксперимент, кто и в каком количестве участвовал в исследовании, таким образом, подтверждается репрезентативность выборки.
После раздела «Введение» следует основная часть работы, которая включает в себя несколько разделов плана. Каждая глава состоит из параграфов посвященных решению задач сформулированных во введении, и заканчивается выводами.
Содержание работы следует иллюстрировать таблицами, графическим материалом. При написании работы необходимо ее структурирование. Основная часть обычно состоит из 2-3 глав: одна посвящена изучению и анализу литературы по изучаемой проблеме, а другая(гие) описанию эмпирических данных. Главное требование к научному тексту – последовательность и логика изложения материала, а также указание ссылок на источник анализируемой информации.
Минимальный объем параграфа 6 – 8 страниц печатного текста.
Характеристика выборки исследования. Основными требованиями к выборке является ее репрезентативность и адекватность. Репрезентативность – представительность, показательность, соответствие характеристик, полученных в результате обследования какого-либо объекта. Адекватной считается выборка достаточного объема для того, чтобы в количественных характеристиках (числовых показателях) был, достигнут, предполагаемый уровень достоверности. Необходимо внимательно подходить к составлению выборки испытуемых в эмпирических исследованиях. Важно учитывать пол, возраст, социальное положение, уровень образования, состояние здоровья, индивидуально-психологические особенности испытуемых и другие параметры, которые могут повлиять на результат.
Выводы исследования должны распространяться на всех членов изучаемой группы людей, а не только представителей этой выборки. Количество испытуемых в отдельной группе (экспериментальной или контрольной) варьируется от 1 до 100. Исходя из методов математической обработки, рекомендуется, чтобы численность сравниваемых групп была не менее 20 -35 человек, если это возможно при изучении выбранной темы исследования. В большинстве случаев для выявления различий на достоверном уровне суммарный объем экспериментальной и контрольной групп должен быть не менее 50 испытуемых, при условии хотя бы приблизительного равенства числа людей в одной и другой группах.
Обработка эмпирических данных. В большинстве случаев обработку целесообразно начинать с составления таблиц (сводных таблиц) полученных данных. В таблицу можно свести не только числовые данные. Таблицы по содержанию делятся на:
· аналитические;
· неаналитические.
Аналитические таблицы являются результатом обработки и анализа цифровых показателей. Как правило, после таких таблиц делается обобщение в качестве нового знания, которое вводиться в текст словами: «данная таблица позволяет сделать вывод, что…», «из таблицы видно, что…» и т.д.
В неаналитических таблицах помещают, как правило, необработанные статистические данные, необходимые лишь для информации или констатации.
Обычно таблица состоит из следующих элементов: порядкового номера и тематического заголовка; боковика; заголовков вертикальных граф; горизонтальных и вертикальных граф.
Заголовок каждой графы в таблице должен быть, по возможности, кратким и лаконичным. Весьма осторожно нужно обращаться с графой «Примечание». Такая графа допустима лишь в тех случаях, когда она содержит данные, относящиеся к большинству таблиц.
Все таблицы, если их несколько, нумеруются арабскими цифрами в пределах всего текста.
Слово «Таблица» указывают один раз справа над первой частью таблицы, над другими частями пишут слова «Продолжение таблицы» с указанием номера (обозначения) таблицы.
Над правым верхним углом таблицы помещают надпись «Таблица …» с указанием порядкового номера (например, Таблица 1) без значка № перед цифрой и точки после нее. Таблицы снабжают тематическими заголовками, которые пишут прописными буквами без точки на конце и располагают посередине под номером таблицы.
Все приводимые в таблицах данные должны быть достоверны, однородны и сопоставимы. Таблицы и иллюстрации, используемые в работе, размещают под текстом, в котором впервые дана ссылка на них, или на следующей странице, а при необходимости - в приложении к работе.
Например:
Таблица 1
Динамика уровня р