Обозначение объекта и предмета исследования
Формулировка проблемы влечет за собой выбор конкретного объекта исследования. Объектом может быть все то, что явно или неявно содержит противоречие и порождает проблемную ситуацию. Объект психологического исследования – это то, на что направлен процесс познания (исследуемое психологическое явление: процесс, состояние, свойство, отношение, сознание, особенности личности или деятельности).
Помимо объекта выделяется также предмет изучения или те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Остальные стороны или особенности объекта остаются как бы вне поля зрения исследователя. Поскольку объект – то, что содержит противоречие, постольку предмет – это те его свойства и стороны, которые наиболее выпукло выражают данное противоречие.
Объект исследования - это фрагмент изучаемой реальности: индивид, группа людей (дошкольники, младшие школьники, подростки, учащиеся 8-9 классов, подростки с девиантным поведением, консультант, консультируемые и т.д.). Предметом исследования становятся определенные стороны или отношения объектов, психические процессы, состояния или свойства людей, функции и характеристики отдельных психических явлений, связи и влияние их друг на друга. В качестве предмета исследования может выступать, например, самооценка младших школьников, тогда объектом исследования будет группа младших школьников.
Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования, именно на него и направлено основное внимание. Именно предмет исследования определяет тему научной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.
В процессе анализа при расчленении на элементы можно преобразовать объект в предмет изучения. Дальнейшее исследование предмета является, по существу, «моделированием» проблемы. Анализ и детализация, в частности, выяснение того, что известно и что пока неизвестно науке о предмете
Обычно предмет исследования содержит в себе центральный вопрос проблемы, связанный с предположением о возможности обнаружить закономерность или центральную тенденцию изучаемого противоречия. Постановка такого вопроса – источник выдвижения рабочих гипотез.
Формулирование гипотез
В психологическом исследовании гипотеза – это обоснованное предположение о структуре психологических объектов, характере связи между изучаемыми психологическими явлениями и возможных подходах к решению психологических проблем. Формулирование общей гипотезы по предмету исследования происходит на основе предварительного анализа объекта. Психологические гипотезы – предположения, сформулированные относительно психологических явлений в рамках использования тех или иных теоретических представлений. Поэтому для постановки гипотезы необходимо занять собственную теоретическую позицию, с точки зрения которой будет формулироваться гипотеза, определить основные понятия и сформулировать предположение, а затем операционализировать его. Проверка выводных гипотез возможна лишь в том случае, если все термины, в которых они формулируются, были подвергнуты эмпирической интерпретации.
Сформулируем некоторые общие требования, которым должна удовлетворять удачная гипотеза, подлежащая прямой эмпирической проверке.
1) Гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она не проверяема. Необходимо осуществить выбор прямых показателей каждой из выделенных характеристик, т.е. переход к операционным уточнениям: какими конкретными методами и техническими приемами следует (можно) зафиксировать выделенные свойства (например, удовлетворенность работой и отдельными ее составляющими).
2) Она не должна противоречить ранее установленным научным фактам. Иными словами, гипотеза должна быть согласована с наиболее фундаментальными, хорошо проверенными знаниями, каковыми являются принципы, законы и теории науки.
3) Из предыдущего правила вытекает требование простоты гипотезы. Она не должна обрастать целым лесом всевозможных допущений и ограничений, лучше исходить из максимально простого и общего основания.
4) Гипотеза должна быть принципиально проверяема при данном уровне теоретических знаний, методической оснащенности и практических возможностях исследования. Хотя это требование очевидно, оно нередко нарушается.
5) Гипотеза не может быть оценена как ложная или истинная, поскольку является проблемным утверждением, можно говорить лишь о корректности или некорректности гипотезы по отношению к предмету исследования.
6) Гипотеза должна быть сформулирована так, чтобы в самой ее формулировке можно было найти способ ее проверки в конкретном исследовании. Это требование подводит итог всем предыдущим. Оно предполагает, что в формулировке гипотезы не должно быть неясных терминов. Четко обозначенная ожидаемая связь событий, проверка предположения не вызывает трудностей со стороны методов и организационных возможностей.
Перечисленные выше формальные требования делают гипотезу «хорошей» лишь при условии, что содержание ее не тривиально и не сводится к суждениям здравого смысла, по типу: «Если в чай положить сахар, то чай станет сладким».
И еще один момент. Любой эксперимент можно сравнить с игрой, а в игре всегда есть возможность либо выигрыша, либо проигрыша. Аналогично, если нет возможности сформулировать опровержение, высказав возможность получения противоречащих опытных данных, значит сформулированное высказывание не может иметь статус гипотезы.