Развития и взросления школьников

Мониторинг и диагностика

«Психологическое сопровождение

Развития и взросления школьников

Классов»

Методическое пособие

Иркутск 2007

Печатается по решению редакционно-издательского совета

ГОУ ВПО «ИГПУ», Ученого совета МОУ Центра образования № 47

УДК

ББК

Ж

Рецензенты:

В. И. Рерки, кандидат психологических наук, доцент ГОУ ВПО «ИГМУ»;

Мониторинг и диагностика «Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1-11 классов» (методическое пособие): / М. Ю. Михайлова, Криволапова Е.Л., Михайлов И.С., Ткаченко И. Иркутск: Изд-во Иркут. Гос. пед. ун-та, 2007.- 129 с.

Методическое пособие «Мониторинг и диагностика «Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1-11 классов» рассчитаны на учащихся 1-11классов образовательных учебных учреждений: центров образований, лицеев, колледжей, школ и пр. Программа предназначена педагогам-психологам, учителям-предметникам, учителям дополнительного образования, классным руководителям, классным воспитателям, социальным педагогам и пр.

© ГОУ ВПО «ИГПУ», 2007

© МОУ Цент образования № 47, 2007

СОДЕРЖАНИЕ

  Введение  
1. Программа «Мониторинг и диагностика «Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1-11 классов»  
  Пояснительная записка  
  Примерный план мониторинга и диагностики на учебный год  
  ЧАСТЬ 1. Мониторинг и диагностика «Психологическое сопровождение развития и взросления детей младшего школьного возраста»  
  Психологические особенности детей младшего школьного возраста  
1. Психофизиологический компонент:  
1.1 Тест Павлова И.П. (Определение функциональной асимметрии полушарий) (для 1-4 классов).  
1.2. Теоретическое сопровождение исследования «Основные типы функциональной организации мозга».  
1.3. Определение межполушарной асимметрии мозга (для 1-11 классов).  
1.4. Теоретическое сопровождение исследования «Классификация латеральной организации по П. Деннисону»  
1.5. «Определение утомляемости (истощаемости) школьников» (для 1-11 классов)  
1.6. Тест «Индивидуальная минута» (Хаснулин В.И. и др., 1997) (Определение типа функциональной конституции) (для 1-11 классов)  
1.7. Теоретическое сопровождение исследования «Основные особенности типов функциональной конституции»  
1.8. Тест «Темперамент» (для 3-11 классов)  
2. Интеллектуальный компонент:  
2.1. Определение когнитивных «застреваний» и предпочтительного стиля обработки информации (аналитик- синтетик) (для 1-11 классов)  
2.2. Тест «Каляка – маляка» (Определение поисковой активности)  
3. Мотивационный компонент:  
3.1 Анкета для выявления мотивов учения.  
3.2 Анкета «Выявление мотивов учения»  
4. Эмоциональный компонент:  
4.1 «Шкала тревожности ребенка» (Кудрина Г.Я.)  
4.2. Теоретическое сопровождение исследования «Особенности школьной тревожности»  
5. Личностный компонент:  
5.1. Методика исследования самооценки (Щур В.Г., Якобсон С.Г.)  
6. Социальный компонент:  
6.1 Метод социометрических измерений (социометрия)  
6.2. Психологический климат классного коллектива (для 1-11 классов)  


  ЧАСТЬ 2. Мониторинг и диагностика «Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 5-11 классов»  
  Психологические особенности личности в подростковом возрасте  
  Психологические особенности личности в ранней юности  
Психофизиологический компонент:  
1.1 Тест «Определения стиля обучения и мышления»  
1.2 «ВАК – опросник» (Ананьев В.А.)  
1.3 Теоретическое сопровождение исследования «Система ВАК»  
Интеллектуальный компонент:  
2.1 Тест «Семь типов интеллекта»  
Мотивационный компонент:  
3.1 «Диагностика структуры учебной мотивации школьника»  
3.2 Анкета «Портрет школы глазами ученика»  
4. Личностный компонент:  
4.1 Тест «Самооценка психических состояний» (Г. Айзенк)  
4.2 Теоретическое сопровождение исследования «Основные психические состояния»  
5. Социальный компонент:  
5.1    
5.2 Анкета для выявления уровня информированности по ПАВ у подростков  
6. Профессиональное самоопределение:  
6.1 Теоретическое сопровождение исследования «Профессиональное самоопределение и самоактуализация»  
6.2 Методика «Дифференциально-диагностический опросник»  
6.3 Теоретическое сопровождение исследования «Профессиональные сферы»  
6.4 Анкета «Оценка профессиональной направленности личности»  
6.5 Анкета интересов.  
6.6 Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич)  
6.7 Методика «Определение предпочитаемого типа профессий».  
  Литература  
  Глоссарий  
  Приложение 1. Бланк сводной таблицы «Мониторинг и диагностика «Психологическое сопровождение развития и взросления школьников»  
  Приложение 2. Рекомендуемая литература по проблеме психологического сопровождения развития и взросления школьников  
  Приложение 3. Рекомендации по результатам мониторинга и диагностики «Психологическое сопровождение развития и взросления школьников».  

Введение

Повышение качества образования, предполагает эффективное использование потенциала идеи психологического сопровождения развития и взросления школьников в учебно-воспитательном процессе. Сама идея сопровождения как воплощение гуманистического и личностно-ориентированного подходов связана с реализацией права ребенка на полноценное развитие в условиях образовательного процесса.

Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1-11 классов осуществляется через: просвещение, профилактику, диагностику, мониторинг, коррекцию, развитие, абилитацию, диспетчерскую деятельность, а также совершенствуется научной и методической работой.

В связи с изменениями, происходящими в системе образования, особую значимость приобретает психологический мониторинг и диагностика развития и взросления школьников с первого по одиннадцатый класс. Решение этой проблемы весьма актуально для психологов, учителей предметников, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов, воспитателей, школьных врачей, логопедов, администрации МОУ, школьников и их родителей. В связи с актуальностью данной проблемы нами было создано методическое пособие «Мониторинг и диагностика «Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1-11 классов».

Предлагаемое пособие включает в себя следующие части: программу «Мониторинг и диагностика «Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1-11 классов»; библиографический список; глоссарий; в приложениях представлены сводные таблицы мониторинга и диагностики; рекомендации.

Авторы постарались дать ответы на большинство вопросов, возникающих в процессе работы с разновозрастной аудиторией. Предлагаемая модель мониторинга и диагностики помогут специалистам разнообразить формы подачи материала и продуцировать новые варианты. Подробный анализ терминов и теоретическое сопровождение диагностического материала поможет чувствовать себя уверенно в аудитории. Для этой же цели приводятся психологические особенности разных возрастных групп школьников, теоретическое сопровождение диагностик и мониторинга.

Программа «Мониторинг и диагностика «Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1-11 классов» была разработана и апробирована в г. Иркутске на базе МОУ Центр образования № 47.

Данное издание адресовано педагогам-психологам, социальным педагогам, учителям, классным руководителям (воспитателям), всем тем, кого интересует психологическое сопровождение развития и взросления школьников.

Пояснительная записка

Мониторинг психологического сопровождения развития и взросления школьников предполагает наблюдение, оценку, прогноз развития школьника, класса, параллели в условиях образовательного процесса МОУ. Эффективность мониторинга и диагностики достигается при соблюдении принципов, основанных на методическом единстве: системности, целостности, повторяемости, репрезентативности.

Основная цель - изучение характера развития и взросления школьников 1-11 классов и определение путей их психологического сопровождения в условиях муниципального образовательного учреждения.

Мониторинг и диагностика содержит три блока: медицинский, педагогический, психологический. В медицинском блоке указывается группа здоровья школьников. В педагогическом блоке: академические трудности по предметам. Психологический блок состоит из психофизиологического, мотивационного, эмоционального, интеллектуального, личностного, социального компонентов.

Полученные данные диагностики заносятся в сводную таблицу мониторинга (Приложение 1) и оформляются документально:

1. «Анализ психологического исследование класса»

2. «Анализ психологического исследования по параллели».

3. «Общешкольный анализ психологического исследования».

4. «Рекомендации по результатам мониторинга и диагностики

«Психологическое сопровождение развития и взросления школьников» (Приложение 3).

В структуре мониторинга заложен механизм выхода на «заключение», выявление причинно-следственных связей, с условиями учебно-воспитательного процесса, с содержанием и технологиями обучении и воспитания.

По результатам исследований дается достоверный прогноз ситуации, определяются направления комплексной стратегии совместных действий всех участников школьного взаимодействия.

Мониторинг и диагностику «Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1-11 классов» проводят классные воспитатели, классные руководители, прошедшие специальную подготовку по практической психологии под руководством школьных психологических служб.

В программе указано примерное количество психологических исследований. Классный руководитель, классный воспитатель может самостоятельно распределить исследования в течение учебного года по проблемам и выбрать конкретный метод проведения исследования в зависимости от собственного психолого-педагогического опыта, уровня подготовленности учащихся и условий работы в данном классе.

Исследования могут проходить в урочное, или внеурочное время и носят вариативный характер, частота один - два раза в неделю, продолжительность от 10 и более минут. Общее количество исследований не является фиксированным и зависит от исходного уровня мышления и темпа их продвижения по проблемам.

Знакомство с каждой новой темой исследования учит школьников анализировать собственные чувства и состояния, видеть их сходство и различие у себя и других людей.

Примерный план этапов проведения исследования классного коллектива

Этапы Вре-мя Задачи Средства
Приветствие 2-3 минут 1.Вхождение в пространство занятия. 2.Обозначение начала занятия. Ритуалы начала занятия.
Целеполагание 2-3 минут Обозначение темы, цели, задачи исследования. Опрос, ассоциации с цветом и другие приемы.  
Диагностика 8-25 минут Проведение психологического исследования. Наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование и пр.
Теоретическое сопровождение 3-5 минут Углубление психологических знаний. Лекция, беседа, дискуссия и пр.    
Работа по теме исследования 5-10 минут Подвигнуть учащихся задуматься, изменить или пересмотреть свои установки. Метод групповой дискуссии. Метод ролевой игры. Метод мозгового штурма и другие самые разнообразные активные формы.
Разминка 5-6 минут Снятие напряжения, усталости. Сплочение группы   Психогимнастические упражнения, игры-энергизаторы - наиболее простые по форме и ограниченные по времени игровые разминки. Подведение итогов занятия.
Домашнее задание 1-2 минут Самостоятельное расширение психологических знаний Изучение научной литературы по теме исследования, рисунки, сочинения, рефераты и пр. (только для желающих принять участие в выполнении домашнего задания). Включение в совместную деятельность родителей, близких и сверстников.
Прощание 1-2 минут Обозначение конца занятия Ритуалы прощания

В ходе работы происходит выработка социально-психологических умений и жизненных навыков. К числу обязательных навыков, регламентируемых в Стандарте, относятся:

· навыки ассертивности (от англ. assertive – настойчивый, самоуверенный, напористый), позитивное отношение к себе, позитивное отношение к другим, умение справиться с конфликтной ситуацией; реагирование на критику;

· навыки эффективного общения, которые формируются в групповых формах образовательной деятельности - это, как минимум, кооперативное обучение, мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование и упражнения-энергизаторы;

· навыки принятия решений, формирование функциональной копинг-стратегия (coping - от англ. преодоление стресса, совладание с ним) - стратегии разрешения проблем и поиска социальной поддержки;

· навыки психической саморегуляции. Умение лучше разбираться в себе, контролировать свое поведение, отработка навыков самоэффективности и самоконтроля.

Примерный план проведения мониторинга и диагностики на учебный год

.

Темы исследования Цель исследования и дальнейшего сопровождения Методы и методики Классы Сроки Практический результат
«Готовность к обучению и общению первоклассников в школе» Индивидуальная диагностика школьников, направленная на выявление детей с низким уровнем готовности к обучению и общению в школе, с целью предупреждения школьной дезадаптации.   Диагностика готовности к школе 1. Корректурная проба. 2. Тест Бендера. 3. Узорный диктант. 4. Пиктограмма. 5. Дорисовывание. 6. Тест на принятие задания. 7. Тест на общую осведомленность (вариант Бине или Векслера). 8. Тест «Запомни и нарисуй». 9. Тест на логическое мышление. 10. CAT (1-2 картинки).     сентябрь Предупреждение дезадаптации в обучении и общении. Развитие, коррекция, абилитация, сопровождение детей с низким уровнем готовности к школе  
«Адаптация к обучению и воспитанию первоклассников» Выявление первоклассников испытывающих дезадаптацию в обучении и общении. 1.Экспертный опрос учителей «Адаптация к обучению и воспитанию первоклассников» 2. «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе» (Ковалева Л.М.) октябрь Предупреждение дезадаптации к обучению и воспитанию среди первоклассников. Развитие, коррекция, абилитация, сопровождение.
«Адаптация к обучению и воспитанию пятиклассников» Выявление пятиклассников испытывающих дезадаптацию в обучении и общении Экспертный опрос учителей «Адаптация к обучению и воспитанию пятиклассников» октябрь-ноябрь Предупреждение дезадаптации к обучению и воспитанию среди пятиклассников. Развитие, коррекция, абилитация, сопровождение.
«Адаптация к обучению и воспитанию вновь прибывших учащихся 1-11 классов» Выявление вновь прибывших учащихся испытывающих дезадаптацию в обучении и общении 1.Экспернтый опрос учителей 2. Анкета «Адаптация к обучению и воспитанию школьников» для 5-11 классов 1-4   5-11 октябрь-ноябрь Предупреждение дезадаптации к обучению и воспитанию среди вновь прибывших школьников. Диагностика, просвещение, консультирование развитие, коррекция, абилитация, сопровождение, профилактика.
«Адаптация к обучению и воспитанию во вновь созданных классах» Выявление школьников испытывающих дезадаптацию в общении во вновь созданном классе. Социометрия 1-11 октябрь-ноябрь Предупреждение дезадаптации в общении и обучении среди школьников во вновь созданном классе. Просвещение, диагностика, консультирование, профилактика, развитие, коррекция, абилитация, сопровождение школьников с проявлениями признаков дезадаптации.
«Утомляемость (истощаемость) нервной системы школьников» Определение силы нервной системы и распределение работоспособности в течение недели. Тепинг-тест (5 сек) 1-4 октябрь, март Обучение и воспитание школьников с учетом утомляемости нервной системы.
«Утомляемость, (истощаемость) нервной системы школьников» Определение силы нервной системы и распределение работоспособности в течение недели. Тепинг-тест (10 сек) 5-11 октябрь, март Обучение и воспитание школьников с учетом утомляемости нервной системы.
«Тип функциональной конституции школьников» Определение особенности адаптации к внешнему миру.   «Индивидуальная минута» (В.И. Хаснулин и др.) 1-11 октябрь Обучение и воспитание школьников с учетом типа функциональной конституции
«Мотивация и успешность обучения школьников» Определение уровня школьной мотивации; выявление отношения учащегося к школе Анкета «Мотивация учебной деятельности», «Диагностика структуры учебной мотивации школьника» 1-4   5-11 ноябрь, апрель Результаты помогут подобрать задания, создать проблемные ситуации, заинтересовать детей в зависимости от типа преобладающего мотива.
«Особенности интеллектуального развития школьников» Изучение особенностей и степени сформированности мыслительных процессов. Методики диагностики степени сформированности мыслительных процессов (Л.Ф. Тихомирова) 3-4 октябрь По результатам данной методики определяется ср. балл сформированности мыслительных процессов и определяются направления коррекционно-развивающей работы.
Определение профиля латеральной организации мозга (мануальную, слухоречевую и зрительную). Тест Павлова     1-4 сентябрь Обучение и воспитание школьников с учетом индивидуального латерального профиля.
Определение профиля латеральной организации мозга (мануальную, слухоречевую и зрительную).   Пакет психодиагностических методик «Определение стиля обработки информации» 5-11 сентябрь Обучение и воспитание школьников с учетом индивидуального латерального профиля.
Определение типа интеллекта «Семь типов интеллекта» 5-11 декабрь Обучение школьников с учетом типа интеллекта (лингвистического, логико-математического, пространственного, моторно-кинетического, музыкального, внутриличностного, межличностного)
«Личностное и эмоциональное развитие школьников»   Выявить доминирующее психическое состояние, восприятие различных учебных ситуаций. Оценка ситуаций, области действительности, являющиеся для ребенка, с его точки зрения, основными причинами тревожности, страхов. Шкала тревожности ребенка (Г.Я. Кудрина)   1-4 ноябрь, март Обучение и воспитание школьников с учетом уровня тревожности. Профилактика, диагностика, консультирование, просвещение, развитие, коррекция, абилитация, сопровождение школьников с высоким уровнем тревожности.
Определение уровней тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности. «Самооценка психических состояний» (Г. Айзенк) 5-11 ноябрь, апрель Обучение и воспитание школьников с учетом деструктивных тенденций. Профилактика, диагностика, консультирование, коррекция, развитие, абилитация, сопровождение школьников с высоким уровнем тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности.
Определение уровня тревожности у подростков. Выявление областей действительности, объектов, являющихся для школьника основными источниками тревоги. Шкалы социально-ситуационной тревоги (Кондаш) 8-11 октября, март Обучение и воспитание школьников с учетом уровня тревожности. Профилактика, диагностика, просвещение, консультирование, развитие, коррекция, абилитация, сопровождение школьников с высоким уровнем тревожности
Определение самооценки у учащихся. «Лесенка» «Самооценка» 1-4 5-11 октябрь, март Определение уровня самооценки у школьников. Развитие, коррекция, абилитация, сопровождение.
Выявление вредных привычек, пагубных пристрастий у школьников Экспертный опрос 1-11 октябрь, апрель Просвещение, консультирование, коррекция, абилитация, сопровождение школьников имеющих вредные привычки, пагубные пристрастия
Определение причин трудностей в обучении и общении Анкета по определению вегетативных изменений (А.М. Вейн) 1-11 январь   Обучение и воспитание школьников с учетом состояния вегетативной нервной системы
«Профессиональное самоопределение школьников» Определение предпрофильного и профильного самоопределения. Определение профессионального самоопределения школьников   «Карта интересов» и др. (компьютерная диагностика) 8-11 февраль Предпрофильное, профильное самоопределение школьников. Профессиональное самоопределение школьников
«Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО 8-11 февраль
«Межличностные взаимоотношения школьников» Определение психологического климата класса. Психологический климат классного коллектива. 1-11 январь Обучение и воспитание школьников с учетом психологического климата в классном коллективе (эмоционального, морального, делового).
Определение положения школьника в системе межличностных отношений в классном коллективе Социометрия   1-11 октябрь, март Простраивание воспитательной, социально-психологической работы с учетом межличностных отношений в классном коллективе. Создание психологического комфорта в отношениях между педагогами и учащимися.
Определение рейтинга предметов Анкета «Рейтинг предметов» 1-11 январь Создание психологического комфорта в отношениях между педагогами и учащимися.
Определение рейтинга учителей Анкета «Рейтинг учителей» 1-11 январь Создание психологического комфорта в отношениях между педагогами и учащимися.

Ч А С Т Ь 1.

МОНИТОРИНГ И ДИАГНОСТИКА

«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ

ТЕСТ ПАВЛОВА И.П.

(Определение функциональной асимметрии полушарий)

Источник: Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения.- М.: ТЦ Сфера, 2003.

Возрастная категория: с 1 по 4 класс.

Время, затрачиваемое на проведение: 5 - 7 минут.

Время на обработку одного класса: 10 минут.

Для характеристики типов высшей нервной деятельности И.П. Павлов ввел представления о трех типах: «мыслительном», «художественном» и среднем, промежуточном. По представлению Павлова, впечатления, ощущения и представления об окружающей внешней среде, как общеприродной, так и социальной, исключая слово, слышимое и видимое, это первая сигнальная система действительности, общая у людей с животными. Ее преобладание характерно для людей «художественного» типа. Слово составило вторую сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов. Преобладание второй сигнальной системы характерно для «мыслительного» типа. Многочисленные данные о функциональной специализации полушарий головного мозга позволяют соотнести концепцию И.П. Павлова о двух сигнальных системах с особенностями работы полушарий и «распределением» ролей, которые существует в их совместной деятельности

Инструкция: разложи карточки 3 на 3 группы так, чтобы в каждой было что-то общее.

Наглядный материал: 9 карточек, на каждой написано по одному слову:

«КАРАСЬ», «ОРЕЛ», «ОВЦА», «ПЕРЬЯ», «ЧЕШУЯ»,

«ШЕРСТЬ», «ЛЕТАТЬ», «ПЛАВАТЬ», «БЕГАТЬ»

Оценка результатов:

1 ВАРИАНТ

1-я группа карточек: «карась», «орел», «овца»

2-я группа карточек: «бегать», «плавать», «летать»

3-я группа карточек: «шерсть», «перья», «чешуя»

Вариант возможен на основе анализа, когда выделяются общие существенные признаки. Преобладает 2-я сигнальная система. Мыслительный тип. Логическое мышление. Доминирование левого полушария.

2 ВАРИАНТ

1-я группа карточек: «карась», «плавать», «чешуя»

2-я группа карточек: «орел», «летать», «перья»

3-я группа карточек: «овца», «бегать», «шерсть»

Предметы и явления обобщены по их функциональным признакам. Преобладает 1 сигнальная система. Художественный тип. Образное мышление. Доминирование правого полушария.

3 ВАРИАНТ

Одновременное выполнение 1, 2 варианта теста. Смешанный тип.

ТЕМПЕРАМЕНТ

Источник: О.Г.Кондратьева, О.Н. Латышенко. Дневник профессионального самоопределения. Пособие для учащихся, Иркутск, 2004.-64 с.

Сочетание характерных для человека особенностей силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов определяет стиль его поведения и называется темпераментом. Свойства темперамента зависят от врожденных качеств нервной системы, их разделяют на четыре типа: холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик.

Холерик

Характеризуется высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью. Холерик склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам. При отсутствии надлежащего воспитания недостаточная эмоциональная уравновешенность может привести к неспособности контролировать свои эмоции в трудных жизненных ситуациях. Холерику благоприятнее цикличная работа, в которой чередуются периоды больших усилий и спокойной деятельности.

Сангвиник

Характеризуется высокой психической активностью, работоспособностью, стремительностью и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрой речью. Сангвиники стремятся к частой смене впечатлений, легко и быстро отзываются на окружающие события, общительны. Эмоции – преимущественно положительные – быстро возникают и быстро сменяются. При неблагоприятных условиях и отрицательных воспитательных влияниях подвижность может вылиться в отсутствие сосредоточенности, неоправданную поспешность поступков, поверхностность. Сангвинику интереснее заниматься разнообразной работой, где он постоянно получает новые задания. Ему подходят профессии, которые предусматривают частое и интенсивное общение и организацию деятельности других людей.

Меланхолик

Характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью мимики и речи, быстротой утомляемостью. Его отличают высокая эмоциональная чувствительность к происходящим с ним событиям, обычно сопровождающаяся повышенной тревожностью, глубина и устойчивость эмоции при слабом их внешнем проявлении, причем преобладают отрицательные эмоции. При неблагоприятных условиях у меланхолика может развиваться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность, боязнь новых ситуаций, людей и разного рода испытаний. Меланхолику подходит работа, требующая тонких ручных умений. Ему противопоказаны профессии, связанные с неожиданностями и сложностями.

Для того чтобы определить тип своего темперамента, ответьте на вопросы, выбрав один из четырех вариантов. Запишите 1 балл в соответствующий столбик.

Сангвиник Холерик Флегматик Меланхолик
1. Как вы ведете себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать?
Легко включаетесь Действуете со страстью Спокойно, без лишних слов Неуверенно, робко
2. Как реагируете на замечания учителя?
Говорите, что больше не будете, а сами - снова возмущаетесь Выслушиваете спокойно Молчите, но обижаетесь  
3. Как говорите о том, что вас затрагивает?
Быстро, с жаром, но прислушиваетесь к другим Быстро, не слушая других Медленно, уверено С большим волнением и сомнением
4. Надо сдавать контрольную работу, а она не закончена:
Легко реагируете Торопитесь закончить Решаете спокойно, пока не отберут Сдаете работу, но неуверенно
5. Трудная задача не получается сразу:
Решаете упорно и настойчиво Бросите-продолжите - бросите - еще попробуете Спокойно продолжаете Проявляете растерянность, неуверенность
6. После уроков вы спешите домой, а учитель предлагает остаться, сделать работу
Быстро соглашаетесь Возмущаетесь: «почему я?» Остаетесь, не говоря ни слова Проявляете растерянность
7.Родители делают вам не совсем справедливое замечание:
Спокойно выслушиваете, спокойно заявляете о своем мнении Взрываетесь, вступаете в спор, опровергаете обвинение Не обращаете внимания: «пусть повыступают» Очень переживаете, плачете
8. Вы получаете плохую оценку; как изменяется ваше настроение:
Внешне незаметно, но внутри есть горечь Раскаиваетесь, развиваете деятельность по исправлению «Ну и что? Исправлю» Приходите в отчаяние, в уныние
9. Ваш друг (подруга) не пришёл на встречу:
Ничего не предпринимаете до выяснения причин Проклинаете, мечете в его адрес гром и молнии «Всё, что ни делается, все к лучшему!» Переживаете, воображаете измену, крах отношений
10. Вы проигрываете в соревновании, в игре:
Продолжаете борьбу, тренировки, готовитесь к будущей победе Теряете самообладание, обрушиваете обвинения на окружающих «не корову же проигрываем» Приходите к выводу о своём ничтожестве

Оценка результатов: всего по десяти вопросам вы имеете 10 баллов (это 100%). Подсчитав количество баллов в каждом из колонок: сангвиник – С, холерик – Х, флегматик – Ф, меланхолик – М, вы можете увидеть, какой у вас темперамент (преобладает тот, по которому вы набрали больше всего баллов). А точное выражение вашего темперамента будет отражать формула:

Т=тС+пХ+рФ+кМ, то евть, на сколько % вы сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик (т,п,р,к – сумма баллов по колонкам %).

Мой темперамент:

· Сангвиник ______ %

· Холерик ______ %

· Флегматик ______ %

· Меланхолик______ %

Исходя из этого мне рекомендованы профессии:

Разделите листок на две колонки и напишите в левой колонке сильные стороны своего темперамента, а в правой – те которые вам не нравятся и порой мешают.

   
   
   
   

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

МОТИВАЦИОНННЫЙ КОМПОНЕНТ

3.1. Анкета «ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОТИВОВ УЧЕНИЯ»

Источник: Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями обучения. М. 1993.

1. Тебе нравится в школе или не очень?

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома?

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни предметы?

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

9. У тебя в классе много друзей?

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

Интерпретация результатов:

Ответы на 10 вопросов оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ - 0 баллов, нейтральный - 1 балл, положительный - 3 балла).

Учащиеся, набравшие 25-30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной мотивации, 20-24 балла характерны для средней нормы, 15-19 баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10-14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов - о негативном отношении к школе, школьная дезадаптация.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

ШКАЛА ТРЕВОЖНОСТИ РЕБЕНКА»

Источники: Кудрина Г.Я. «Методы изучения личности младшего школьника» //Методическая разработка ИГПУ. Иркутск,1999.

Цель: Выявить доминирующие психическое состояние, восприятие различных учебных ситуаций.

В этой методике оцениваются ситуации, области действительности, являющиеся для ребенка, с его точки зрения, основными причинами тревожности, страхов.

Инструкция: «Я буду говорить о разных случаях, которые бывают в жизни. Некоторые из них могут быть неприятными для Вас, вызывают у Вас страх, беспокойство. Если этот случай, эта ситуация в Вашей жизни, о которой я говорю, очень неприятная для Вас, Вы ставите «++»; если это только немножко неприятно для Вас, Вы ставите один «+»; если этот случай не страшен в Вашей жизни не страшен Вам - то «0».

Психолог (учитель) зачитывает вопросы:

1. Отвечаешь у доски на уроке.

2. Тебя ругает мама или папа.

3. Встречаешься с ребятами из школы.

4. Пойдешь, а гости к незнакомым людям.

5. Ты дома остаешься один.

6. Сам подходишь, разговариваешь с учителем.

7. Не можешь справиться с заданием на уроке.

8. Сравниваешь себя с другими ребятами.

9. Думаешь о своих делах.

10. На тебя смотрят как на маленького.

11. Ты часто плачешь.

12. Учит

Наши рекомендации