Протокол исследования устойчивости внимания
Показатель | Результат |
Количество просмотренных за 10 минут букв | |
Количество правильно вычеркнутых букв | |
Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть | |
Точность выполнения задания, % | |
Оценка точности, баллы | |
Оценка продуктивности, баллы | |
Оценка устойчивости внимания, баллы |
Выясняется продуктивность внимания, равная количеству просмотренных букв за 10 минут, и по формуле рассчитывается точность:
где т – количество правильно вычеркнутых за 10 минут букв, п – количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.
С целью получения интегрального показателя устойчивости внимания необходимо оценки точности и продуктивности перевести в соответствующие баллы с помощью специальной таблицы, полученной путем обычного шкалирования (табл. 2). Рассматривается интегральный показатель устойчивости внимания А по формуле:
А = В + С,
где В и С – балльные оценки продуктивности и точности соответственно.
Таблица 2
Оценка устойчивости внимания в баллах
Продуктивность | Точность | ||
знаки | баллы | % | баллы |
Менее 1010 | Менее 70 | ||
1010–1175 | 70–72 | ||
1175–1340 | 72–73 | ||
1340–1505 | 73–74 | ||
1505–1670 | 74–76 | ||
1670–1835 | 76–77 | ||
1835–2000 | 77–79 | ||
2000–2165 | 79–80 | ||
2165–2330 | 80–81 | ||
2330–2495 | 81–83 | ||
2495–2660 | 83–84 | ||
2660–2825 | 84–85 | ||
2825–2990 | 85–87 | ||
2990–3155 | 87–88 | ||
3155–3320 | 88–90 | ||
3320–3485 | 90–91 | ||
3485–3650 | 91–92 | ||
3650–3815 | 92–94 | ||
3815–3980 | 94–95 | ||
3980–4145 | 95–96 | ||
4145–4310 | 96–98 | ||
Более 4310 | Более 98 |
Для сопоставления данных по устойчивости внимания с другими свойствами аттенционной функции необходимо вновь осуществить перевод интегрального показателя устойчивости внимания в шкальные оценки по специальной таблице (табл. 3).
Таблица 3
Шкала для перевода показателей свойства внимания
в сопоставимые шкальные оценки
Шкальные оценки | Устойчивость внимания | Переключение внимания | Объем внимания |
Более 50 | Более 217 | Менее 115 | |
– | – | – | |
48–49 | 214–217 | 115–125 | |
46–47 | 211–214 | 125–135 | |
44–45 | 208–211 | 135–145 | |
39–43 | 205–208 | 145–155 | |
36–38 | 201–205 | 155–165 | |
34–35 | 195–201 | 165–175 | |
31–33 | 189–195 | 175–195 | |
28–30 | 182–189 | 195–215 | |
25–27 | 172–182 | 215–235 | |
23–24 | 158–172 | 235–265 | |
20–22 | 149–158 | 265–295 | |
16–19 | 142–149 | 295–335 | |
14–15 | 132–142 | 335–375 | |
12–13 | 122–132 | 375–405 | |
9–11 | 114–122 | 405–455 | |
– | 110–114 | – | |
– | – | – | |
Менее 9 | Менее 110 | Более 455 |
П р и м е ч а н и е. 1 балл не присваивается никогда.
Методика «Лесенка»
Методика «Лесенка» эффективно используется с целью изучения самооценки младших школьников.
Учебные материалы: у ученика – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка.
Инструкция:
1. «Возьми красный карандаш и послушай задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок».
2. Повторить инструкцию еще раз.
3. Поблагодарить за работу.
Интерпретация результатов
Ступенька 1 – завышенная самооценка
Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).
Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка
У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.
Ступенька 4 – заниженная самооценка
Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».