Протокол исследования устойчивости внимания

Показатель Результат
Количество просмотренных за 10 минут букв  
Количество правильно вычеркнутых букв  
Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть  
Точность выполнения задания, %  
Оценка точности, баллы  
Оценка продуктивности, баллы  
Оценка устойчивости внимания, баллы  

Выясняется продуктивность внимания, равная количеству просмотренных букв за 10 минут, и по формуле рассчитывается точность:

Протокол исследования устойчивости внимания - student2.ru

где т – количество правильно вычеркнутых за 10 минут букв, п – количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.

С целью получения интегрального показателя устойчивости внимания необходимо оценки точности и продуктивности перевести в соответствующие баллы с помощью специальной таблицы, полученной путем обычного шкалирования (табл. 2). Рассматривается интегральный показатель устойчивости внимания А по формуле:

А = В + С,

где В и С – балльные оценки продуктивности и точности соответственно.

Таблица 2

Оценка устойчивости внимания в баллах

Продуктивность Точность
знаки баллы % баллы
Менее 1010 Менее 70
1010–1175 70–72
1175–1340 72–73
1340–1505 73–74
1505–1670 74–76
1670–1835 76–77
1835–2000 77–79
2000–2165 79–80
2165–2330 80–81
2330–2495 81–83
2495–2660 83–84
2660–2825 84–85
2825–2990 85–87
2990–3155 87–88
3155–3320 88–90
3320–3485 90–91
3485–3650 91–92
3650–3815 92–94
3815–3980 94–95
3980–4145 95–96
4145–4310 96–98
Более 4310 Более 98

Для сопоставления данных по устойчивости внимания с другими свойствами аттенционной функции необходимо вновь осуществить перевод интегрального показателя устойчивости внимания в шкальные оценки по специальной таблице (табл. 3).

Таблица 3

Шкала для перевода показателей свойства внимания
в сопоставимые шкальные оценки

Шкальные оценки Устойчивость внимания Переключение внимания Объем внимания
Более 50 Более 217 Менее 115
48–49 214–217 115–125
46–47 211–214 125–135
44–45 208–211 135–145
39–43 205–208 145–155
36–38 201–205 155–165
34–35 195–201 165–175
31–33 189–195 175–195
28–30 182–189 195–215
25–27 172–182 215–235
23–24 158–172 235–265
20–22 149–158 265–295
16–19 142–149 295–335
14–15 132–142 335–375
12–13 122–132 375–405
9–11 114–122 405–455
110–114
Менее 9 Менее 110 Более 455

П р и м е ч а н и е. 1 балл не присваивается никогда.

Методика «Лесенка»

Методика «Лесенка» эффективно используется с целью изучения самооценки младших школьников.

Учебные материалы: у ученика – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка.

Инструкция:

1. «Возьми красный карандаш и послушай задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок».

2. Повторить инструкцию еще раз.

3. Поблагодарить за работу.

Интерпретация результатов

Ступенька 1 – завышенная самооценка

Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).

Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка

У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.

Ступенька 4 – заниженная самооценка

Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».

Наши рекомендации