Методика «3аучuвание 10 слов»
Цель. Изучение кратковременной и долговременной вербальной памяти.
Методика используется для оценки состояния памяти, утомляемости, активности внимания.
Применение. Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых.
Инструкция состоит из нескольких этапов.
Первое объяснением: «Сейчася прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда кончу читать, сразу же повтори столько, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?»
Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор ставит в своем протоколе крестики под этими словами (табл. 1). Затем экспериментатор продолжает инструкцию (второй этап).
Второе объяснение: «Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен(на) повторить их – и те, которые уже назвал(а), и те, которые в первый раз пропустил(а), – все вместе, в любом порядке».
Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые воспроизвел испытуемый.
Затем опыт снова повторяется 2, 4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Еще раз».
Если испытуемый называет какие-либо лишние слова, экспериментатор обязательно записывает их рядом с крестиками, а если слова эти повторяются, ставит крестики и под ними.
В случае если ребенок пытается вставлять в процессе опыта какие-либо реплики, экспериментатор его останавливает. Никаких разговоров во время этого опыта допускать нельзя.
Спустя 50–60 минут, психолог снова просит воспроизвести эти слова (без напоминания).
Чтобы не ошибиться, эти повторения лучше отмечать не крестиками, а кружочками.
Стимульный материал. Протокол с десятью короткими односложными и двусложными словами, не имеющими между собой никакой связи (см. табл1).
Наиболее часто используют следующий набор слов: Лес, Хлеб, Окно, Стул, Вода, Конь, Гриб, Игла, Мед, Огонь
Таблица 1
№ | |||||
число | артист | базар | береза | боль | |
хор | воск | восток | гараж | город | |
камень | забор | заяц | звезда | звук | |
гриб | клин | книга | крот | конь | |
кино | лен | липа | ложка | лопата | |
зонт | мышь | небо | овца | окно | |
море | поле | помидор | рама | река | |
шмель | стул | соль | телефон | токарь | |
лампа | хлев | цвет | часы | чашка | |
рысь | волк | жизнь | кедр | лес |
Протокол исследования
Испытуемый ___________________________________________________ Пол___
Дата рождения ____________ Дата тестирования_________Время опыта_______
Самочувствие испытуемого
до опыта___________________ после опыта_________________________
№ стимула | Стимул | Ответ | Pi | Кi | Через 1 час | Прим | |||||
<..> | |||||||||||
«Лишние» слова | |||||||||||
V |
По этому протоколу может быть составлена «кривая запоминания». Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикальной – число правильно воспроизведенных слов.
Обработка результатов.
1. Посчитать общее количество правильно воспроизведенных слов при каждом повторении, и записать в графе протокола V.
2. Построить по этим данным график заучивания. На оси абсцисс откладываются порядковые номера повторений, а на оси ординат – значения V.
График заучивания слов
3. Подсчитать частоту воспроизведения каждого слова за все количество повторений и вычислить для них коэффициент запоминания по формуле (точность вычислений равна 1%):
, где
Кi —коэффициент запоминания i-го слова,
Рi — его абсолютная частота;
n — количество повторений.
4. Построить график частоты запоминания каждого слова. На оси абсцисс откладываются порядковые номера слов, на оси ординат – значения К