Современные аспекты изучения нарушений звукопроизношений у детей дошкольного возраста
Многие дети умеют абсолютно точно различать и использовать звуки, в совершенстве владеют звуковой стороной речи. Они используют в ходе общения полноценный словарный запас, способны к грамматически правильному построению предложения. Однако этот процесс проходит различные стадии становления и не у всех одинаков. В большинстве случаев этот процесс частично искажается. При подобных искажениях происходит отклонение в речи, при этом ее нормальный ход существенно меняется. Распространено такое явление, как минимальное дизартрическое нарушение речи. Под этим термином подразумевают нарушение в произносительной системе родного языка. При этом происходят изменения и отклонения и в других областях речи. Чаще всего наблюдаются дефекты в восприятии и произношении фонем [3].
Нарушения просодики влияют на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи; нарушается интонационная выразительность речи, процессы восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения. Дети, имеющие нарушения восприятия мелодики, ритма и логического ударения в предложении, будут затрудняться при их воспроизведении в собственной речи, а при нарушении восприятия интонационных конструкций - иметь проблемы в передаче социальных эмоций и чувств людей в процессе общения с ними. Нарушение просодики отрицательным образом сказывается на развитии ребенка и на процессах его нервно-психического становления в дошкольном возрасте. Позднее оно может привести к школьной дезадаптации, отрицательно влияя на формирование и развитие других сторон речи, затрудняя процесс школьного обучения детей и снижая его эффективность [4].
Звучащая устная речь соединяет в себе: правильное дыхание, чистоту речи, умелый переход из одного регистра (уровня звучания) в другой диапазон голоса, силу голоса и его тембр, ровность и устойчивость звука. Правильность, чистота и красота речи тесно связаны с ее мелодикой (просодикой), интонацией. Звучащая речь легко воспринимается, если она не только содержательна, но и интонационно выразительна. С.Л. Рубинштейн считал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что, чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам» [6].
Полноценное развитие речи подразумевает умение четко различать и произносить звуки, различать их. При этом ребенок овладевает артикуляционным аппаратом, учится правильному построению предложения. Важно умение грамотно выражать свои мысли и строить предложение. Это основные проблемы, которые необходимо решить еще в дошкольном возрасте, до того, как ребенок поступит в школу. Основным показателем того, насколько ребенок готов к поступлению в школу, является именно формирование правильной речи. Овладение правильным произношением формирует правильное восприятие и правильное понимание происходящей действительности. Является залогом освоения грамоты, формирует умение читать [5].
Необходимо помнить о том, что на основе правильной устной речи формируется письменная речь, и от того, насколько развито фонематическое восприятие напрямую зависит правильность письменной речи. Основная угроза фонематического недоразвития речи заключается в том, что невылеченное своевременно нарушение влечет за собой риск дальнейшего недоразвития фонематического слуха и отставание в развитии. Может возникнуть такая патология, как дисграфия и дислексия. В случае возникновения отставания в фонематическом слухе и восприятии возникают серьезные препятствия на пути успешного овладения учебным материалом, в чтении и письме. Это связано с тем, что возникают серьезные препятствия на пути к полноценному развитию звукового восприятия, выделения звуков в составе слова. Звуковое восприятие в норме у ребенка развивается именно в дошкольном возрасте [7].
Серьезным препятствием на пути к развитии нормального фонематического восприятия является наличие отклонений и недостатков в восприятии фонетических основ слова, обосновании различий в звуках. Как следствие происходит нарушение лексического и грамматического восприятия. Это оказывает негативное влияние на освоение школьной программы. Необходимо учитывать тот факт, что в дошкольном возрасте проще всего диагностировать нарушения фонематического восприятия и выработать программу по коррекции этих недостатков. Решить эту проблему можно путем разработки и применения специальных упражнений, в том числе темпо – ритмических. Программа по коррекции фонематического недоразвития речи должна быть комплексной. В ее основе лежит целенаправленная работа с логопедом, который основное внимание уделяет именно коррекции звуковой стороны речи и фонематического восприятия. Важно начать коррекцию до того мометна, как ребенок начнет осваивать грамоту. Это связано с тем, что фонематическое восприятие и письменная речь тесно взаимосвязаны. Кроме того, коррекция должна быть проведена до начала учебы в школе, поскольку школьная программа и обстановка создает дополнительную нагрузку на организм ребенка. Кроме того, ребенок в школе подвергается стрессовому воздействию, что значительно усугубляет процесс лечения и осложняет течение нарушений. В связи и этим определяется актуальность темы исследования - вопрос о выявлении детей с ФФН в дошкольном возрасте и ранняя коррекция нарушений речи является актуальным вопросом на сегодняшний день [8].
Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений. Дизартрия у детей, как правило, наблюдается на фоне резидуальных явлений церебрального паралича.
Общие клинические признаки дизартрии у детей являются достаточно близкими к тому, что имеется у взрослых, а именно:
- нарушение мышечного тонуса;
- нарушение артикуляционной моторики;
- нарушение голосообразования;
- нарушение дыхания.
Все эти признаки дизартрии у детей, как и взрослых, вызваны нарушением иннервации мышц периферического речевого аппарата, т.е. при дизартрии нарушается двигательный механизм речи вследствие органического поражения центральной нервной системы. В структуру речевого дефекта входит нарушение звукопроизносительной и просодической сторон речи.
Нарушение артикуляционной моторики проявляется в виде изменения тонуса артикуляционных мышц, ограничения объема движений, координаторных расстройств, наличии разного рода синкинезий, тремора, гиперкинезов языка и губ, нарушения дыхания, расстройства голосообразования. Нередко нарушен темп речи, который может быть как ускоренным, так и замедленным, часто отмечается неустойчивость темпа речи. Фраза формулируется нечетко, беспорядочно расставляются смысловые ударения, нарушается расстановка пауз, характерны пропуски звуков, слов. Голос обычно тихий, а иногда неравномерный (то тихий, то громкий), монотонный, иногда назализованный.
В целом речь при дизартрии нечеткая, смазанная, монотонная. При дизартрии у детей, несмотря на задержку речевого развития, нарушения лексико-грамматической стороны речи не являются ведущими. Однако поражение двигательных механизмов речи в доречевом периоде в сочетании с сенсорными расстройствами может приводить к сложной патологии всех звеньев речевой системы ребенка с церебральным параличом.
Несмотря на общность этих явлений у детей и взрослых, существуют феномены, которые в рамках этих клинических проявлений имеют разную выраженность и другой характер. Органическое поражение мозга у детей предшествует развитию речи. Следовательно, искажается ход онтогенеза речевой деятельности и потому эти нарушения можно отнести к дизартрии развития. Отсутствие у детей с самого начала речевого развития двигательных образов элементов речи (нарушение кинестезии вследствие паралича) затрудняет формирование слуховых дифференциальных признаков речевых звуков, создавая вторичные нарушения в виде фонематического недоразвития [5].