Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста

Проблема нарушений чтения и письма рассматривается уже более 100 лет, но до сих пор является одной из наиболее актуальных и сложнейших в логопедии, так как является весьма распространённым явлением ( Бельгия – 5 %, Британия – 4 %, Греция – 5 %, Финляндия – 10 %, Соединённые Штаты Америки – 8,5 %).

Современные знания о дисграфии и дислексии (нарушения письма и чтения) в нашей стране связаны, главным образом, с идеями А.Р.Лурия, Р.Е.Левиной, Л.Ф.Спировой, В.Н.Винарской, Н.А.Никашиной, которые более чем полвека лежат в основе отечественной теории и практики изучения нарушений письма и чтения у детей и взрослых, сохраняя свое значение и теперь.

В настоящее время проблемой преодоления нарушения чтения и письма занимаются Р.И.Лалаева, В.И.Городилова, М.З.Кудрявцева и другие, продолжается дальнейшая разработка и интенсивное накопление сведений и экспериментальных данных, позволяющих определять причины и патогенез возникновения дисграфий и дислексий, совершенствовать систему коррекционной работы.

Некоторые исследователи и педагоги обращают внимание на возрастание роли профилактической работы по предупреждению нарушений письма и чтения у детей: Ю.Ф.Гаркуша, Т.Н.Кроткова, Н.И.Шудьдешова “Некоторые аспекты логопедической работы по профилактике нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста” (формирование представлений детей о звуко-буквенном и слоговом составе слов, грамматических отношениях слов, структуре предложения с использованием наглядных моделей и наглядного моделирования); М.Г.Милостивенко “Предупреждение нарушений чтения и письма” (система заданий по предупреждению нарушений на уровне звука, буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста); Г.В.Бабина, Н.А.Грассе “Формирование навыка фонемного анализа у детей с общим недоразвитием речи”.

Основной причиной возникновения нарушений чтения и письма многие исследователи считают недостатки произношения детей, которые сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования, издано много коррекционной логопедической литературы по преодолению и предупреждению дисграфий и дислексий.

Однако ни один ребенок не может сразу, вдруг абсолютно правильно читать и писать. Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой у них бывает достаточно большое количество ошибок, которые могут надолго осложнить усвоение программы дошкольного и школьного обучения.

Типичные ошибки, осложняющие навыки чтения и письма

Ежегодно обследуя старших дошкольников, мы отмечаем наиболее типичные ошибки неправильного обучения чтению и письму педагогами и родителями, а именно:

1) изучение алфавитных названий букв;

2) неправильное обучение слиянию букв в слоги и чтению слогов и слов;

3) неправильное обучение навыкам рисования и письма.

На что же необходимо обратить внимание родителей?

1. Правильнее будет обучать детей называть буквы звуками: не БЭ, МЭ, ША, ЭР, а коротко Б, М, Ш, Р, в противном случае затрудняется:

- навык слияния букв в слоги. Ребенок вместо МАМА читает МЭАМЭА.

- звуковой анализ слов. Ребенок неправильно анализирует слова типа СУП, КАША, соответственно пропуская звук У в первом слове и опуская звук А в конце второго слова. Соответственно ребенок допускает ошибки при записи этих слов.

2. Правильному слиянию букв в слоги. Неправильный подход при обучении:

- М и А будет МА.

- побуквенное чтение : М, А, М, А.

- прочитывание глазами, а затем произнесение слов или фраз, не глядя в книгу.

Правильное обучение навыкам чтения

Ребёнок тянет первый звук до тех пор, пока не дойдет до второго.

МММА - МММА

СССОК

РРРАК

3. Если ребенок плохо запоминает буквы, можно использовать следующие приемы и методы:

выкладывание букв из палочек, гороха, семечек, ниток, лепка из пластилина, теста;

прорисовывание букв в воздухе пальцами, глазами;

угадывание букв по контурам из бархатной бумаги, из набора пластмассовых букв;

обведение пальцем контура букв, штриховка букв;

применение метода дермалексии (угадывание ребенком букв, написанных на коже спины, руки ).

4. Подготовке руки к письму, для чего необходимо развивать у ребенка тонкую ручную моторику, поскольку в противном случае он неизбежно столкнется с большими чисто техническими трудностями при письме, так как письмо само по себе требует выносливости, способности к длительным трудностям. Для развития ручной моторики можно рекомендовать различные несложные упражнения:

- пальчики здороваются

- пальчики бегают по столу

- игра на рояле

- разведение пальцев в стороны

- поочередное поднимание пальцев руки

- кулак-ладонь

Помимо специальных упражнений очень важно приучать ребенка и к выполнению различных бытовых операций, требующих дифференцированных движений пальцев и вообще определенной ручной умелости.

Кроме этого родители должны знать, что:

- ребенка желательно учить раскрашивать только карандашами, так как фломастеры не требуют нажима руки и не вырабатывают необходимых усилий и выносливости.

5. Очень важно еще в дошкольном возрасте вызвать у ребенка устойчивое желание писать.

Но при этом необходимо помнить:

ребенок должен уметь правильно держать карандаш ( тремя пальцами руки, а кончик карандаша “смотрит” в плечо );

тетрадь или лист бумаги держать перед собой в наклонном виде и не крутить (леворукие дети держат тетрадь под другим, противоположным правшам наклоном );

правильно сидеть за столом;

не нужно учить ребенка писать замысловатыми прописными буквами, как в школе;

необходимо писать печатными буквами, при этом учитывая: чем младше ребенок, тем крупнее должны быть буквы (профилактика нарушений зрения).

Вот перечень немногих, но очень важных советов, которые помогут родителям избежать типичных ошибок и оградить своего ребенка от некоторых проблем при подготовке к школе.

Наши рекомендации