Ценности и установки личности

Помимо демографических и личностных характеристик важными особенностями индивидуальных различий являются ценности и установки.

Ценности

Ценности можно определить как устойчивые предпочтения в отношении соответствующего хода событий или их результат. Ценности отражают то, что является для человека «правильным» и «неправильным», а также то, что «должно» быть, они несут в себе нравственные представления.

«Равные права для всех» и «С людьми следует обращаться достойно и уважительно» — вот примеры ценностей. Как правило, ценности влияют на установки и поведение. Например, если вы цените равные права для всех, то при поступении на работу в организацию, где с менеджерами обращаются гораздо лучше, чем с рабочими, у вас может сформироваться убеждение, что эта организация — неподходящее место для работы: следовательно, там вы не сможете работать продуктивно или вообще предпочтете уволиться.

Источники и типы ценностей.На ценности индивида могут повлиять родители, друзья, учителя и внешние референтные группы. На самом деле ценности людей являются продуктом научения и опыта, ограниченных культурными условиями их жизни.

Поскольку разные люди обладают неодинаковым научением и опытом, то различаются и их ценности. По всей видимости, эти различия коренятся очень глубоко, и их сложно (если вообще возможно) изменить; многие ценности формируются в раннем детстве и связаны с воспитанием, полученным человеком

Знаменитый психолог М. Рокич (М. Rokeach) разработал широко известный список ценностей, распадающийся на две группы, (выделяет 18 терминальных и 18 инструментальных):

Терминальные ценностиотражают предпочтения человека в отношении «конечных» целей, которые должны быть достигнуты; именно этих целей люди стремятся достичь в течении своей жизни.

Инструментальные ценностиотражают убеждения человека относительно средств достижения желаемого конечного результата

Еще одна часто используемая классификация человеческих ценностей была разработана психологом Гордоном Оллпортом(G. Allport) и его сотрудниками. Они разделяют все ценности на шесть основных групп

Теоретические — заинтересованность в поисках истины путем рассуждения и систематического мышления

• Экономические — заинтересованность в полезности и практичности, в том числе накоплении богатства.

• Эстетические — заинтересованность в красоте, форме и художественной гармонии.

• Социальные — заинтересованность в людях и любви как взаимоотношению людей.

• Политические — заинтересованность в приобретении власти и влияния на окружающих.

• Религиозные — заинтересованность в единстве и понимании целостности Вселенной.

Рассмотренные системы классификации ценностей оказали огромное влияние на работы, посвященные ценностям, но они не вполне пригодны для использования на рабочем месте. Для этого гораздо больше подходит схема ценностей, разработанная Маглино (Maglino) с соавторами :

Достижения — получение результатов в жизни ценой упорного труда.

Помощь окружающим и забота о них — интерес к другим людям и оказание им помощи.

Честность — способность говорить правду и делать то, что кажется правильным.

Справедливость — способность не вставать ни на чью сторону и делать то, что будет справедливым в отношении всех заинтересованных лиц.

Было продемонстрировано, что именно эти четыре категории ценностей играют важную роль на рабочем месте; таким образом, эта схема имеет отношение для исследования ценностей в рамках ОП.

В частности, ценности могут оказывать влияние посредством конгруэнтности (совместимости) ценностей,которая имеет место в тех случаях, когда человек испытывает положительные чувства к людям, обладающим ценностями, сходными с его собственными. Если ценности различаются, то есть не являются конгруэнтными, может возникнуть конфликт по поводу целей и средств их достижения. Схема ценностей, предложенная Маглино с соавторами, была использована для исследования конгруэнтности ценностей руководителей и подчиненных. Исследователи установили, что подчиненные испытывают, большую удовлетворенность своим лидером, если существует конгруэнтность таких ценностей, как достижение, помощь, честность и справедливость:

Следует отметить, что ценности обладают способностью изменятьсяво времени, так например Д, Янкелович и У. Фокс отмечают отступлене от более ранних ценностей:

У. Фокс делает упор на снижении таких ценностей как долг, честность, ответственность.

Д. Янкеловичч отмечает отступление от таких ценностей, как побудительная сила экономических мотивов, лояльность по отношению к организации и идентичность связанная с работой. Смещение направлено в сторону повышения ценности осмысленной работы, получения удовольствия от свободного времени, идентичности личности и самореализации. Д. Янкелович считает, что современный менеджер должен быть в состоянии признавать различия и изменения в системе ценностей работающий людей. Так, он выявил, что продуктивность выше у более молодых рабочих, которые выполняют работу, соответствующую их ценностям, и/или которыми руководят менеджеры, разделяющие их ценности. Все это подтверждает теорию конгруэнтности ценностей

Наши рекомендации