II. Зрительное восприятие и запоминание

1. Игра в лото с отсрочкой (на запоминание).

Перед ребенком лежит карта лото. Взрослый закрывает карту листом бумаги и показывает маленькую карточку, парную одной из тех, что изображены на большой. После того как ребенок посмотрит на эту маленькую картинку, ее надо перевернуть тыльной стороной кверху и отсчитать 15 секунд. Затем следует открыть большую карту (не маленькую!) и попросить показать картинку, которую он видел перед этим в уменьшенном виде. После этого надо отдать ребенку маленькую картинку. Картинки при показе называть не следует.

2. Выбор игрушки с отсрочкой (на запоминание).

На столе под салфеткой стоят три игрушки. Ребенку показывают одну из них (остальные остаются под салфеткой). Затем показанную игрушку прячут под салфетку, где лежат остальные игрушки. Через 15 секунд салфетку снимают и предлагают ребенку показать, какую игрушку он видел перед этим. Игрушки называть не следует.

3. Подкладывание предметов к рисунку,

Ребенок должен понять, что рисунок – изображение предмета. Взрослый рисует знакомые ребенку предметы. Например, на столе стоит дом (игрушечный или построенный из кубиков) и лежит мяч. Взрослый рисует на листе один из предметов, скажем дом. Ребенок подкладывает предмет к рисунку. Взрослый говорит: «Дом».

В другой раз можно положить на стол рыбу и юлу, лампу и самолет и т.д. Количество рисунков варьировать: иногда рисовать один предмет, иногда оба. После того как ребенок поймет, что рисунок – изображение предмета, предложить подкладывать предметы к готовым рисункам или картинкам. Сначала давать два предмета и две картинки, затем количество предметов и картинок увеличить до четырех — шести.

4. Лепка шара.

Ребенку надо предложить самостоятельно слепить шар. Дать ребенку ощупать шар. После этого ребенку дают хорошо размятый кусок пластилина и предлагают самостоятельно слепить шар. Если он не начнет действовать, надо положить поверх его руки свою ладонь и начать делать кругообразные движения. Когда шар будет готов, прокатить его по столу и произнести его название.

III. Тактильно-двигательное восприятие

1. Различение формы круга и квадрата (прямоугольника) с помощью обводящего движения.

Сначала ребенок обводит круг и находит парный круг в мешочке (на ощупь). Потом он обводит и находит в мешочке (на ощупь) квадрат. На этом этапе ребенок использует свое зрение и двигательные ощущения.

На следующем этапе взрослый начинает с того, что обводит квадрат пальцем ребенка. При этом глаза ребенка закрыты повязкой. Затем повязка снимается. Квадрат кладется на стол рядом с кругом. Ребенку предлагается показать тот предмет, который он до этого обводил.

Взрослый пользуется инструкцией «Ищи» и оценками «хорошо», «плохо».

2. Нахождение игрушек по форме на ощупь и по обводящему движению.

Поставить между собой и ребенком экранчик. За экраном со стороны взрослого положить три игрушки (например, кубик, шарик и деревянное яйцо). Ребенок не должен их видеть. Руками ребенка нужно ощупать один из этих предметов, а затем снять экран и предложить ребенку показать тот предмет, который он ощупывал. Потом снова закрыть предмет экраном, взять руку ребенка и обвести одну из игрушек по контуру. Снять экран и спросить у ребенка, что он обводил (спросить жестом, вопросительным выражением лица).

IV. Формирование мышления

1. Сталкивание мяча со стола палкой.

Мяч лежит на противоположном от ребенка конце стола, так что он не может дотянуться до него рукой, сидя на стульчике. Подниматься со стула ему не разрешается. Палка лежит на столе, недалеко от ребенка. Ребенок должен догадаться взять палку и оттолкнуть ею мяч.

2. Классификация предметов: «машины.» и «животные».

Сделать на столе «гараж» из кубиков и «загон» для животных. Поставить в гараж одну машину, а в загон – игрушку-животное. Перед ребенком должно стоять несколько машин и несколько животных (разных). Взрослый дает ребенку машину и спрашивает, куда ее нужно поставить. Сначала можно помочь ребенку поставить игрушку правильно. При этом нельзя указывать на какие-либо отличительные признаки. Ребенок должен со временем сам вычленить эти признаки и осуществлять классификацию сознательно, а не механически. Взрослый дает ребенку по одной игрушке. По указанию взрослого или по собственной инициативе ребенок ставит каждую в нужное место. Взрослый игрушки не называет.

Впоследствии ребенок во время подобных занятий сам расставляет игрушки. Каждый раз нужно менять место расположения гаража и загона.

3. Классификация предметов: «посуда» и «одежда».

В одну сторону ребенок кладет кукольную или свою одежду – по образцу (например, пальто), а в другую ставит посуду – тоже по образцу (например, тарелка). Предметы не называть.

Наши рекомендации