Зрительное восприятие

Зрительное восприятие — совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира. Из этих процессов более простые обеспечивают восприятие цвета, которое может сводиться к оценке светлоты, или видимой яркости, цветового тона, или собственно цвета, и насыщенности как показателя отличия цвета от серого равной с ним светлоты. Основные механизмы цветового восприятия имеют врожденный характер и реализуются за счет структур, локализованных на уровне подкорковых образований мозга.

Более филогенетически поздними являются механизмы зрительного восприятия пространства, в которых происходит интеграция соответствующей информации о пространстве, полученной также от слуховой, вестибулярной, кожно–мышечной сенсорных систем. В пространственном зрении выделяют два основных класса перцептивных операций, обеспечивающих константное восприятие. Одни позволяют оценивать удаленность предметов на основе бинокулярного и монокулярного параллакса движения. Другие позволяют оценить направление. В основном пространственное восприятие обеспечивается врожденными операции, но их окончательное оформление происходит в приобретаемом в течение жизни опыте практических действий с предметами.

Бинокулярное зрение (лат. bini – два + oculus – глаз) — построение картины мира, приобретающей стереоскопический (объемный) признак, с помощью двух глаз. Слияние изображений, получаемых от предмета на обеих сетчатках, в образ, лишенный глубины, достигается лишь тогда, когда они попадают на так называемые корреспондирующие, или соответствующие, точки сетчаток. Это — центральные ямки сетчаток и все точки, лежащие в одном направлении (влево или вправо) и на одном расстоянии от них. Если же изображение предмета падает на несоответствующие (диспаратные) места сетчаток двух глаз, то это вызывает или стереоэффект, или двоение изображений, в зависимости от степени диспаратности, или бинокулярного параллакса.

Бинокулярный параллакс — построение объемного зрительного образа на основе различий проекций трехмерного пространства на сетчатку левого и правого глаза. При значениях, меньших 100 угловых сек., объект воспринимается как объемный, при больших — возникает двоение.

Пространственное восприятие является основой восприятия движения, которое также осуществляется за счет врожденных механизмов, обеспечивающих детекцию движения.

Более сложными операциями зрительного восприятия является операции восприятия формы, которые и в филогенезе, и онтогенезе формируются достаточно поздно. Основой выступает восприятие пространственных группировок как объединение однотипных элементов, расположенных в достаточно узком зрительном поле.

Микрогенез. Построение зрительного образа объекта начинается с пространственной и временной локализации предметна восприятия. Затем происходит выделение в нем частных особенностей.

Иллюзии зрительного восприятия.

Зрительные иллюзии (лат. illusere – обманывать) — искажение зрительного восприятия частных признаков тех или иных предметов. Обусловлены прежде всего действием механизмов, обеспечивающих константность видимых размеров и форм объектов. Большинство зрительных иллюзий имеет параллели в осязании.

Виды. Принято выделять следующие виды зрительных иллюзий:

— иллюзии, основанные на физиологических явлениях, таких как иррадиация возбуждения в сетчатке, за счет действия которой обусловлено восприятие светлых предметов на черном фоне как более крупных, чем объективно равных с ними черных предметов на светлом фоне;

— длина вертикальных линий воспринимается как большая по сравнению с горизонтальными, объективно равными им;

— иллюзия контраста (иллюзия Г. Эббингауза), при которой один и тот же предмет воспринимается как более крупный среди маленьких фоновых предметов и меньшее среди больших фоновых предметов;

— распространение признаков целой фигуры на ее части, как например, в иллюзии Мюллера–Лайера, в которой одинаковые прямые воспринимаются как неодинаковые, в зависимости от их завершения;

— иллюзии, обусловленные применением штриховки, когда параллельные линии воспринимаются изогнутыми (иллюзия Цельнера);

— иллюзии, основанные на переоценке величин острых углов.

— автокинетический феномен (греч. autos – сам + kinema – движение и phainomenon – являющееся), при котором если в темном помещении на экран или стену проецируется маленькое неподвижное световое пятно, то оно кажется движущимся.

— кажущееся движение, при котором возникает субъективное восприятие движения при последовательном предъявлении неподвижных стимулов, находящихся в разных точках пространства. Может возникать как в зрительной системе, так и в слуховой или тактильной. На основе использования этой иллюзии был создан кинематограф.

Вкус.

Вкусовой анализатор.

Вкусовой анализатор (греч. analysis – разложение, расчленение) — вид анализатора, работа которого обеспечивает анализ химических веществ, поступающих в полость рта.

Структура. Вкусовой анализатор представлен периферическим отделом, образованным вкусовыми луковицами, расположенными прежде всего в слизистой оболочке языка в грибовидных, листовидных и желобовидных сосочках; специфическими нервными волокнами, которые достигают продолговатого мозга, затем вентральных и медиальных ядер таламуса; подкорковыми и корковыми структурами, находящимися в оперкулярной области больших полушарий и в гиппокампе.

Чувствительность различных участков языка к вкусовым раздражителям неодинакова (наиболее чувствительны: к сладкому — кончик языка, к кислому — края, к горькому — корень, к соленому — кончик и края). При продолжительном действии вкусовых раздражителей происходит адаптация, наступающая быстрее к сладким и соленым веществам, медленнее — к кислым и горьким.

Вкусовая чувствительность — чувствительность рецепторов полости рта к химическим раздражителям. Субъективно проявляется в виде вкусовых ощущений (горького, кислого, сладкого, соленого и их комплексов). При чередовании ряда химических веществ может возникать вкусовой контраст (после соленого пресная вода кажется сладкой). Целостной вкусовой образ возникает в силу взаимодействия вкусовых, тактильных, температурных, обонятельных рецепторов.

В настоящее время идентифицировали ген, который отвечает за ощущение сладкого — ген T1R3.

Обусловливание. Для объяснения механизма формирования вкусовых ощущений выдвинуто две гипотезы: аналитическая и энзиматическая.

Аналитическая теория вкуса.

В аналитической теории вкуса химический стимул, воспринимаемый как вкусовой, взаимодействует с белково-подобным веществом вкусового рецептора, за счет чего образуется некоторое вещество, концентрация которого определяет величину нервного возбуждения. Эта гипотеза находит все больше подтверждений. Обнаружено, что во вкусовых сосочках существуют фракции белковых макромолекул, входящие в реакцию со сладкими и горькими веществами, сила которой зависит от концентрации вкусового вещества и порога чувствительности к нему.

Наши рекомендации