Зрительное восприятие композиции

Сознание – зеркало мироздания, а в результатах труда отражено сознание человека.

Искусство – проявление властной потребности в красоте и гармонии, присущей человеку изначально; человек и искусство возникают одновременно. В силу каких причин зрительное восприятие связано с геометрией и геометрическим подобием?

Физическая причина зрения – свет. Различная частота волн – объективно присущее электромагнитным волновым колебаниям качество отобразилось в работе зрительного анализатора, классифицирующего волны по частоте (цветовое зрение). Различная интенсивность светового потока отображена в нейронных структурах, осуществляющих измерение интенсивности света. Это черно-белое палочковое зрение и светотень. Светотень – главное средство определения формы сознанием, она выявляет контуры, пластику и фактуру поверхности.

Но зрение имеет не только физическую, но и биологическую причину возникновения. Это потребность в опережающей информации о событиях в пространстве внешнего мира. Биологическая праматерь зрения – вопросы «Что это?» и «Где это?»

Понятно, что признаки, по которым развертывается зрением сущность объекта, должны быть информативно существенны. Такими признаками являются соразмерность, пропорция, контурная линия и цвет.

Энергетические взаимодействия в природе подчинены принципу наименьшей затраты энергии (принцип Гамильтона). Отсюда реальность прямой линии: взаимное притяжение тел происходит по кратчайшему между ними пути. Вертикальная линия – реальность всемирного тяготения. По вертикали осуществляется взаимодействие всех земных объектов с Землей: свободное падение тел, рост растений и т.д. Вертикальная плоскость – плоскость зеркальной симметрии живых существ, и потому имеется специальный орган контроля за равновесием тела, т.е. вертикального положения (вестибулярный аппарат-ред.).

Вторая объективность природы – реальность прямого угла. Электрические, магнитные и световые волны распространяются в направлении, перпендикулярном полю волны – плоскости действия силовых линий. Следствием физической реальности прямого угла и вертикали является реальность горизонтали. Это линия горизонта, поверхность воды и т.д.

Три эти реальности – вертикаль, горизонталь и прямой угол положены человеком в основу древнейшей науки геометрии потому, что они были реальностью сознания, зрительного реальностью восприятия.

Восприятие человеком окружающего мира, фор­мы освоения, познание этого мира, зависят от психо-физического устройства организма чело­века, а посредством этого являются эмоции. Эмоции тесно связаны с понятием гармонии, ибо гармоническое начало в природе и в искусстве благотворно для человека и «поощряется» его эмоциями.

Зрительное восприятие начинается с выделения общих структурных особенностей объекта:

- в первую очередь, воспринимается отношение предметов и пространства,

- затем осваиваются отношения между предметами,

- затем между де­талями предметов;

- создается четкое представ­ление о целом.

Эту особенность зрительного восприятия необходимо учитывать при композиционном построении произведения.

Зрительное восприятие зависит от эмоциональ­ных импульсов, которые возникают в глазу, ког­да взгляд скользит по изображению. Можно отметить некоторую закономерность восприятия образов. Напр., картина, где много пересекающихся линий и уг­лов, вызывает чувство беспокойства, и наобо­рот, там, где движение имеет волнообразный характер, возникает ощущение естественности, умиротво­ренности. Волновая природа присуща материи, и, возможно, что с этим связано возник­новение положительной реакции. Также положительная реакция возникает, когда глаз созерцает предметы, построенные по пропорциям «золото­го сечения».

Наш мозг одновременно может воспринять не более 5-7 элементов или групп одновременно. При большом количестве элементов форма уже не воспринимается как целое и кажется раздробленной. Потребность «организовать», «группировать», чтоб опознать объект, является свойством человеческой психики.

Также и художественные приемы композиции связаны с восприятием человека окружающего мира. Например, симметрия связана с чувством равновесия, а асимметрия вызывает эмоциональный импульс движения. Асимметрия всегда со­седствует с симметрией в природе. Абсолютная симметрия встречается только в кристаллах.

Статика и динамика – это естественные состояния, в которых пребывают физичес­кие тела; и они, так или иначе, отражаются в компози­ционном построении. Средневековый художник Ломаццо в книге о живописи пишет, что Микеланджело дал такое наставление своему ученику: в основу своей композиции он всегда должен класть фигуру пирамидальную, змеевидную и поставленную в одном, двух и трех положениях. Ломаццо добавляет, что в этом правиле заключается вся тайна искусства, потому что величайшее очарование и жизнь, какие только может иметь картина, это передача Движения, которое художники называют духом картины. Нет такой формы, которая бы не выражала движение лучше, чем пламя или огонь, который согласно Аристотелю и другим философам, является наиболее деятельным из всех других элементов. Поэтому форма языка пламени наиболее пригодна для изображения движения. Пламя имеет форму конуса или острия, которым оно будто бы рассекает воздух, чтобы подняться в свою, присущую ему сферу. Таким образом, композиция, которая имеет эту форму, будет наиболее красивой…»

Хогарт в книге Анализ красоты говорит, что Рафаэль так пристрастился к змеевидной линии, что довел ее до смешного излишества, особенно в своих драпировках; правда, превосходное умение наблюдать жизнь скоро избавило его от этого заблуждения.

Делафруа в своем «Искусстве живописи» говорит, что род линий, подобных пламени, змеевидной формы имеет от природы нечто живое и как бы таит движение, очень сходное с подвижностью пламени и змеи.

Перспективное построение изображения вызвано устройством органов зрения, восприятием отно­сительной величины предметов на расстоянии.

Ведущая роль доминанты, главного участка, цент­ра изображения связана с особенностями на­правленного и периферического зрения, благо­даря которым мы различаем детали только во­круг точки фиксации. Эта способность не только позволяет выделить нужные сведения из прочих, но в художественном ком­позиционном произведении диктует весь строй картины.

Ритм – важнейшее средство организации художе­ственного произведения; необходимость все подчинить ритму в композиции связана с биоло­гической потребностью: ритм – форма движения, ритм присущ материи как ее свой­ство. Все, что движется, развивается, функцио­нирует в природе и в человеческой деятельности, подчинено ритму. Ритмы биения сердца, ды­хания, смена дня и ночи и времен года, приливы и отливы и все великое разнообразие ритмов природы оказывают организующее воздействие на жизнь человека, на все формы его деятельно­сти. Ритмическое чередование различных ощущений вызывает положительные эмоции. Длительное однообразное состояние или однородные впе­чатления, наоборот, угнетают психику. Таким образом, необходимость смены со­стояний, впечатлений, напряжения и расслабле­ния и т.д. заложена в биологической природе человека.

Очевидно та же потребность лежит в основе и другого явления – контраста, связанно­го с усилением зрительных импульсов в погра­ничных зонах; чем сильнее импульс, тем резче контрастируют формы. Контраст – одно из са­мых сильных выразительных художественных средств.

Художественное целое неадекватно целому в природе. Взаимодействие частей целого между собой в картине отличается от взаимодействия частей в живом организме, подчинено условно­му двумерному ограниченному пространству картины и полностью зависит от восприятия. В художественном произведении мы видим пре­ображенную действительность. Условность – язык искусства. Но эта условность отражает ре­альность, объективно существующую в природе и в сознании человека.

Оптические иллюзии

Относительность зрительных оценок оценок очевидна. Объекты восприятия не имеют для зрения абсолютных размеров. Например, ладонь невелика в сравнении с Солнцем, но Солнце можно прикрыть ладонью, как пламя свечи. Луна, биллиардный шар и Солнце при определенных условиях могут быть восприняты как нечто схожее, одинаковое по размерам и форме, несмотря на колоссальную разницу в величине. Представление об абсолютных размерах объектов внешнего мира между тем чрезвычайно важны.

Описанный эффект связан с таким явлением зрительного восприятия как оптические иллюзии. Приведем некоторые примеры.

Зрительное восприятие композиции - student2.ru Геометрические фигуры, со­стоящие из прямых линий, правильных окруж­ностей и других правильных форм, кажутся искривленными и неправильными из-за того, что их пересекают косыми линиями или пучком лу­чей; идеальная горизонталь издали кажется прогибающейся; удаленные от зрителя в глубину предметы воспринимаются неадекват­ными их действительным размерам. Примеры могут быть многочисленными. Задание – привести примеры.

Зрительное восприятие композиции - student2.ru Зрительное восприятие композиции - student2.ru Зрительное восприятие композиции - student2.ru Зрительное восприятие композиции - student2.ru Явление некото­рых оптических иллюзий может быть объяснено с точки зрения биомеханики глаза. Так, напри­мер, горизонталь кажется короче равной ей по длине вертикали, потому что горизонтальное движение глаз совершается легче, и горизонталь читается легче, на ее чтение идет меньше времени. Пря­мая, к противоположным концам которой до­бавлены отростки равной величины (под углом), кажется длиннее, если отростки направлены наружу, и короче, если направлены к середине прямой. Отростки эти в одном случае продлевают движение глаза по прямой, в дру­гом – приостанавливают его. Поэтому прямая кажется в первом случае длиннее, а во втором – короче.

Зрительное восприятие композиции - student2.ru

В художественной практике художники сознательно используют явления оптических иллюзий и корректируют их действия. Так, например, древние греки открыли «закон курватур» (курватура – кривизна очертания ко­лонны). Они придавали выпуклую кривизну ко­лонне, чтобы та казалась ровной и стройной.

Наши рекомендации