Ум и творчество: может, все дело в уме?

Являются ли выдающиеся творческие личности более умными, чем их заурядные коллеги? Изучение этого вопроса в Институте диагностики и исследования личности дало отрицательный ответ. Две группы имели примерно одинаковые показатели IQ. Однако не забывайте, что все они были высокообразованными профессионалами. Как правило, такие люди имеют коэффициент интеллекта в пределах 120; но высокий IQ не является показателем творческих способностей. То есть вероятность того, что человек с коэффициентом интеллекта 145 является творческой или, наоборот, обыкновенной личностью, примерно одинакова. Впрочем, традиционные тесты на IQ гораздо лучше проводят различия между людьми, чей коэффициент интеллекта находится на отметке 100, и не так хорошо подходят для дифференциации людей, чей интеллект зашкаливает. Если бы ученые из Института диагностики и исследования личности использовали подобный тест, то отсутствие различий между креативными и традиционно мыслящими архитекторами можно было бы списать на недостаточную чувствительность инструмента. Но они прибегли к помощи специального средства диагностики под названием «тест владения понятием», созданного Льюисом Терменом для установления различий между людьми с IQ, равным 120. Несмотря на высокую чувствительность выбранного теста, средний коэффициент интеллекта творческих и нетворческих архитекторов оказался одинаковым. Выдающиеся творцы действительно умны, однако они не умнее своих образованных, но менее креативных коллег.

Могли ли новаторы похвастаться лучшей успеваемостью в старших классах? Нет, далеко не все из них учились на одни пятерки. Как правило, четверок в аттестатах у них было больше. Чаще всего они получали очень высокие баллы по предметам, которые находили отклик в их душе. Если дисциплина их не интересовала, они ею не обременялись.

Ранний опыт: независимость и свобода

Ранний опыт и особенности воспитания выдающихся творческих личностей указали на наличие у них ряда общих черт. В раннем детстве члены семьи относились к ним с уважением и позволяли проявлять самостоятельность в познании мира, благодаря чему они стали независимыми. Обычно такие дети не находились в чрезвычайно тесной эмоциональной связи с родителями. Точно так же большинство из них не имело крайне отрицательного опыта. Например, к ним редко применяли физические наказания за проступки, что в то время было очень распространено. Родители не проявляли по отношению к ним гиперопеки, которая вредит независимости. Отношения творческих индивидов с родителями можно охарактеризовать как достаточно ровные и лишенные крайностей в детстве, а в более позднем возрасте – как приятные и дружественные.

Еще одна общая черта касалась роли религии в воспитании. Креативные и традиционно мыслящие архитекторы принадлежали к одним и тем же конфессиям, но родители будущих творцов помогали им в создании своего внутреннего «кодекса чести»; их не заставляли усваивать религиозные догматы в качестве собственных убеждений.

Взросление творческих индивидов также сопровождалось регулярными переездами. Очевидно, это помогло им стать более гибкими по сравнению с людьми, которые подолгу оставались на одном месте. Говоря языком теории личностных конструктов, их системы конструктов отличаются большей сложностью и проработанностью. Но постоянные переезды также могли провоцировать чувство одиночества и изолированности. Вместо того чтобы прибегать к помощи других творческих личностей, своих друзей, им приходилось больше полагаться на собственные силы.

Таким образом, мы видим, что условия взросления творческих индивидов помогли им стать независимыми, индивидуалистичными и относительно свободными от эмоциональных и интеллектуальных ограничений, которые присутствуют в жизни традиционно мыслящих людей.

Интересы и ориентация

Одним из тестов, который прошли участники исследования в Институте диагностики и исследования личности, был тест профессиональных интересов Стронга (ТПИС), который сравнивал интересы испытуемых с интересами других профессионалов. Интересы испытуемых были близки к интересам психологов, писателей, журналистов, юристов, архитекторов, художников и музыкантов. В то же время они имели мало общего с интересами агентов по снабжению, офисных работников, банкиров, фермеров, плотников, ветеринаров, полицейских и гробовщиков.

Этот спектр интересов предполагает, что креативные личности интересуются не столько фактами ради фактов, сколько их смыслом, значением и следствиями. Они видят не отдельные деревья, а, скорее, молодой лес и способны грамотно преподносить эти идеи. Творческие люди не любят традиционных и упорядоченных видов деятельности. Детали могут их раздражать. Интересы креативных людей указывают на когнитивную гибкость, владение словом и любознательность. Они не склонны ограничивать свои импульсы и идеи, а также, возможно, идеи других людей.

Все архитекторы, принявшие участие в исследовании Института диагностики и исследования личности, были мужчинами, что полностью соответствовало демографическим особенностям и нормам той эпохи. Один из наиболее любопытных результатов был связан с тем, к каким интересам тяготели креативные архитекторы – мужским или женским. ТПИС имел собственную классификацию, которая показывала интересы, зафиксированные в нормативных группах мужчин и женщин. Данные убедительно говорят о том, что архитекторы с ярко выраженным творческим началом больше тяготели именно к женским интересам. Такие же результаты были получены и в ходе других исследований института.

Эта находка заслуживает более пристального рассмотрения. Если мы взглянем на конкретные интересы из списка, то увидим, что многие из них относятся к различным видам деятельности, таким как посещение концертов или художественных выставок, которые, возможно, лучше рассматривать как культурные, а не женские. Также важно заметить, что шкала женственности ТПИС построена таким образом, что нельзя набрать высокие баллы по мужским и женским интересам одновременно. В последующие годы были разработаны методики, которые позволили оценивать психологическую мужественность и женственность по отдельности. Есть все основания полагать, что творческие архитекторы набрали бы высокие баллы по обеим группам интересов.

Предпочтения

Архитекторам был предложен также индикатор типов личности Майерс-Бриггс, анализирующий предпочитаемые нами способы восприятия мира. Одним из факторов, по которому он оценивает людей, является интроверсия – экстраверсия. Две трети креативных писателей, архитекторов и выдающихся представителей других профессий были отнесены учеными к числу интровертов.

Второй фактор касается того, как мы обрабатываем информацию, поступающую к нам из внешних и внутренних источников. Здесь тоже можно выделить две позиции. Мы или воспринимаем события, оставаясь открытыми их значению и смыслу, или судим о них и делаем заключения. Проблема суждений заключается в том, что иногда они бывают поспешными. Да, они способствуют упорядочению реальности, но также могут закрыть нам доступ к освоению чего-то нового. Как выяснилось, самые креативные специалисты тяготеют к восприятию. Данная ориентация позволяет внимательнее относиться к внешним и внутренним источникам стимуляции, сохранять открытость и заинтересованность. Вместе с тем она способна вести к недостатку порядка и структуры. Творческая жизнь бывает хаотичной.

Третий фактор относится к сфере восприятия. Люди отталкиваются либо от ощущений (то есть воспринимают реальность такой, какой они ее видят, слышат, обоняют или осязают), либо от интуиции (то есть обращаются к смыслу и возможностям того, с чем соприкасаются). Большинство людей ориентированы на ощущения, или здравый смысл. От них нередко услышишь слова вроде «Спустись на землю!» или «Вернись к реальности!». Интуиты, которые не довольствуются очевидными фактами и больше интересуются потенциалом и возможностями, нередко раздражают их и сбивают с толку.

Неудивительно, что творческие люди проявили ярко выраженную склонность к интуиции. Интуитами является лишь 25 процентов всего населения, но в случае с творческими индивидами, которые посетили Институт диагностики и исследования личности, этот показатель был намного выше: 90 процентов писателей, 92 процента математиков, 93 процента ученых-исследователей и ровно 100 процентов креативных архитекторов!

Наконец, четвертым фактором, выделяемым индикатором типов личности Майерс-Бриггс, является основа для принятия решений. Как мы судим о событиях и предметах – на основе мышления или эмоций? Люди с мыслительной ориентацией берут за основу логику и рациональный анализ, тогда как для людей, полагающихся на чувства, важнее всего собственный эмоциональный отклик. В данном случае все решала сфера деятельности творческих личностей. Креативные ученые тяготели к мыслительной ориентации, тогда как писатели – к эмоциональной. Что любопытно, творческие архитекторы разделились на две равные группы: одна предпочитала логику и анализ, а другая руководствовалась чувствами.

Наши рекомендации