Индивидуальные особенности мышления

Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.п., связанных с решением тех или иных задач с обобщением и способами опосредственного познания действительности. Его называют еще высшим продуктом особо организованной материи – мозга. Без развитого мышления человек не может успешно проявить умственные способности.

Долгое время ум выступал синонимом знаний. Однако каждый на своем опыте наверняка убедился в том, что знания сами по себе еще не говорят об уме человека. Можно иметь много знаний, но не быть умным и творческим человеком. Карел Чапек иронично заметил: "Одно из величайших бедствий цивилизации – ученый дурак". И весьма неприятно то обстоятельство, на которое в свое время обратил внимание английский писатель Аддисон: "Если многие научные познания не успели сделать человека более умным, то весьма естественно делают его тщеславным и заносчивым".

Какие же основные качества образуют человеческий ум? Это очень важно знать, ибо глубокое понимание ценных качеств ума и осознание его недостатков – уже, можно сказать, полдела в самовоспитании.

Одно из важнейших качеств ума – самокритичность, понимание относительности своих способностей и знаний, стремление осознать недостатки своих способностей и знаний, стремлений осознать недостатки своей умственной деятельности. "На память свою жалуется всякий, на рассудок никто", - остроумно подметил Ларошфуко.

Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются прежде всего в том, что у них по разному складывается соотношение видов и форм мыслительной деятельности (практически-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления).

К индивидуальным особенностям мышления относятся и качества познавательной деятельности (качества ума): глубина, широта, гибкость, устойчивость, осознанность, критичность, самостоятельность.

Глубина мышления определяется степенью проникновения в сущность явления.

Широта ума – это способность к привлечению для решения задачи знаний из различных областей.

Гибкость ума (мышления) заключается в умении изменять намеченный ранее план решения задачи, если он не удовлетворяет ее решения и которые не удалось учесть с самого начала.

Устойчивость проявляется в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков на уже известные закономерности.

Осознанность мыслительной деятельности определяется возможностью выразить в слове как результат работы (существенные признаки, понятия, закономерности и т.п.), так и те способы, приемы, с помощью которых этот результат был найден.

Критичность ума характеризуется способностью человека правильно оценивать объективные условия и свою собственную деятельность, занять определенную позицию, объективно оценить выдвинутые гипотезы и результаты их проверки и т.д. Основой для развития критичности мышления являются глубокие знания и опыт человека.

Самостоятельность мышления (ума) является одним из основных качеств ума, которое проявляется в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается в самостоятельности.

Тема 1.4. Воображение и творчество

«Талант- это вера в себя, в свою силу»

М.Горький

1. Понятие о воображении.

2. Функции воображения.

3. Приемы воображения.

4. Понятие о творчестве.

Понятие о воображении

Воображение – психический процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений.

Воспринимаемые нашими органами чувств предметы и явления окружающего мира, пережитые эмоции не только отражаются в мозгу человека, но и перестраиваются в новые комбинации. Психический процесс, заключающийся в создании новых образов и представлений путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте, называется воображением. Воображение присуще только человеку. Воображение, как особая форма отражения его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, предвосхищает будущее. Прошлое зафиксировано в образах памяти, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Нам до сих пор мало известно о механизмах воображения, о его анатомо-физиологической основе, хотя, как считает Р.С. Немов, "именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни". В самом общем виде можно сказать, что физиологической основой воображения является сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга, в процессе которой происходит образование новых систем временных связей на основе ранее сформированных.

Воображение является основой наглядно-образного и теоретического видов мышления. Оно позволяет мысленно изменять предметы и явления окружающего мира, помогает человеку в случаях, когда практические действия невозможны, затруднены или просто нежелательны. Воображение – важнейшая часть творческого процесса.

Воображение бывает четырех основных видов: активное (человек по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы, управляется усилиями воли); пассивное (образы возникают спонтанно, вне зависимости от воли и желания человека); продуктивное (действительность сознательно конструируется человеком, называют творческим воображением, дающее новые, оригинальные, впервые создаваемые образы); репродуктивное (ставится задача воспроизвести реальность такой, какая она есть на самом деле).

Фантазия-вид воображения, дающий образы малосоответствующие действительности. Однако образы фантазии никогда не бывают совершенно оторванными от реальности. Замечено, что если любой продукт фантазии разложить на составляющие его элементы, то среди них трудно будет отыскать нечто такое, чего в действительности не существует. Грезы - фантазия связанная с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Мечта – от грезы отличается тем, что она более реалистична и в большей степени связана с действительностью. Бывают реальные и нереальные мечты. Сновидения- пассивные и непроизвольные формы воображения, в которых находят выражения многие жизненно важные потребности человека. Галлюцинации- фантастические видения, как правило результат нарушений психики или болезненных состояний.

Функции воображения

По Р.С. Немову (1995), в жизни человека воображение выполняет ряд специальных функций.

1. Представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

2. Регулирование эмоциональных состояний. При помощи воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать стрессовые состояния.

3. Произвольная регуляция познавательных процессов (восприятие, внимание, память, речь). С помощью вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события, управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

4. Формирование внутреннего плана действий – способность выполнять действия в уме, манипулируя образами.

5. Планирование и программирование деятельности. Составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.

С помощью воображения человек способен управлять многими психофизиологическими состояниями организма: изменять ритм дыхания, частоту пульса, АД, температуру тела. Это лежит в основе аутотренинга и многих разновидностях медитации и трансовых состояний.

В процессе воображения используются различные приемы:

Приемы воображения

· агглютинация – "склеивание", объединение различных, часто несоединяемых качеств, частей;

· схематизация – отдельные представления, признаки предметов и явлений сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают более четко;

· гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей;

· типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе ;

· заострение – подчеркивание каких-либо отдельных признаков предмета.

Понятие о творчестве

Роль воображения в творческом процессе трудно переоценить. Творчество тесно связано со всеми психическими процессами, в том числе и с воображением. Степень развития воображения и его особенности имеют для творчества не меньшее значение, чем, скажем степень развития мышления. Психология творчества проявляется во всех его конкретных видах: изобретательском, научном, литературном, художественном и т.д. Какие факторы определяют возможность творчества конкретного человека? Возможность творчества в значительной степени обеспечивается имеющимися у человека знаниями, которые подкреплены соответствующими способностями, и стимулируется целеустремленностью человека. Важнейшим условием творчества является наличие определенных переживаний, которые создают эмоциональный тон творческой деятельности. Проблема творчества всегда была интересна не только для психологов. Вопрос о том, что позволяет одному человеку творить, а другого лишает этой возможности, волновал умы известных ученых. Долгое время господствовал взгляд о невозможности алгоритмизации и обучения творческому процессу, что было обосновано известным французским психологом Т.Рибо. Однако постепенно эта точка зрения стала подвергаться сомнению. На первое место вышла гипотеза о том. Что способность к творчеству можно развивать.

Так, английский ученый Г.Уоллес предпринял попытку исследовать творческий процесс. В результате ему удалось выделить четыре стадии процесса творчества.

1. Подготовка (зарождение идеи).

2. Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений).

3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата).

4. Проверка.

Другой ученый Г. Альтшуллер - разработал теорию решения творческих задач. Он выделял пять уровней творчества. Задачи первого уровня решаются применением средств, прямо предназначенных для этих целей. Здесь требуется мысленный перебор вариантов решения. Сам объект в этом случае не меняется. Средства решения таких задач находятся в пределах одной узкой специальности. Задачи второго уровня требуют некоторого видоизменения объекта для получения необходимого эффекта. Перебор вариантов в этом случае измеряется десятками. Правильное решение задач третьего уровня скрыто среди сотен неправильных, так как совершенствуемый объект должен быть серьезно изменен. Приемы решения задач этого уровня приходится искать в смежных областях знаний. При решении задач четвертого уровня совершенствуемый объект меняется полностью. Поиск решений ведется, как правило, в сфере науки, среди редко встречающихся эффектов и явлений. На пятом уровне решение задач достигается изменение всей системы, в которую входит совершенствуемый объект. Здесь число проб и ошибок возрастает многократно, а средства решения задач этого уровня могут оказаться за пределами возможностей сегодняшней науки. Поэтому сначала нужно сделать открытие, а потом, опираясь на новые научные данные, решать творческую задачу. По мнению ученых, одним из важных приемов решения творческих задач является перевод их с высших уровней на низшие. Например, если задачи четвертого или пятого уровня посредством специальных приемов перевести на первый или второй уровень, то далее срабатывает обычный перебор вариантов. Проблема сводится к тому, чтобы научиться быстро сужать поисковое поле, превращая «трудную» задачу в «легкую».

Таким образом, несмотря на кажущуюся легкость, произвольность, непредсказуемость возникающих образов, творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется определенными способами. Новые представления возникают на основе того, что уже было в сознании, благодаря операциям анализа и синтеза. В конечном счете, процессы воображения состоят в мысленном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т.е. носят аналитико-синтетический характер. Следовательно, творческий процесс опирается на те механизмы, которые задействованы и при формировании обычных образов воображения.


Наши рекомендации