ЗРИТЕЛЬНЫЙ ГНОЗИС (восприятие-образы-представления)

Таблица 5.

Тесты Материал Инструкция Анализ симптомов (ошибок)
1. Выбор картинки по слову, наименованию. 1. Реальные предметы. 2. Предметные картинки. «Найди, где тетрадь, где медведь и т.д.» Исследуется восприятие и узнавание предметов, организация восприятия словом (речью). Ошибки могут говорить о возможной дисфункции средне-височных отделов левого полушария.
2. Называние. 3. Контурные изображения. 4. Перечеркнутые изображения. 5. Конфликтные фигуры («кентавры»). «Что здесь нарисовано - назови». «Назови». Если предыдущая проба на простое узнавание выполнена, то следует перейти к сенсибилизированной пробе (контурные, перечеркнуты предметы и т.д.); исследуется вычленение существенных признаков предметов.
3. Выбор из 3-х предметных картинок. Корова, лошадь, тигр; медведь, свинья, баран. «Найди такой же предмет» (дается картинка, задача – узнать и найти такую же). Исследуется точность и дифференцированность восприятия предметов, их знание. Ошибки в выполнении возможны при дисфункции затылочных и лобных отделов мозга.
4. Выбор частей целого.   «Найди элементы, из которых состоит это животное». Исследуется дифференцированное восприятие, вычленение существенных признаков, процесс сравнения, целостный образ-представление предмета – средне-височные отделы левого полушария, затылочные и лобные зоны мозга.
Опознание и выбор букв, цифр, геометрических фигур. Буквы, цифры, геометрические фигуры. Дается 1 буква (цифра, геометрическая фигура), задача – выбрать такую же из имеющихся трех. «Найди такую же среди этих трех букв». Исследуется сохранность (несохранность) перцепторного образа и образа-представления. Ошибки опознания предметов идут за счет дисфункции затылочных отделов, которая ведет к предметной агнозии. Однако эти же ошибки могут допускать дети с дисфункцией лобных систем мозга, так как у них отсутствует аналитическое поведение, которое есть у детей с первичной агнозией. Они не вычленяют существенных признаков объекта и делают заключение о предмете по одному случайному признаку.
Копирование фигур. Буквы, цифры, геометрические фигуры. Предметы – яблоко, огурец. «Срисуй то, что видишь. Старайся срисовать точно». Исследуется восприятие и воспроизведение символических и бытовых фигур, часто встречающихся предметов. Исследуется сформированность (нарушения) зрительного восприятия и образов-представлений. Важно отметить, имеется ли разница в ошибках при выполнении 1-го и 2-го заданий (предметный и символический уровни).
Рисование по слову. Предметы: яблоко, стол, девочка, мама, папа. «Нарисуй яблоко. Постарайся нарисовать хорошо и точно». Исследуется связь предметных образов со словом, зрительно-моторная и семантическая связи.
Дорисовывание до целого Недорисованные предметы, предметные картинки с недостающими элементами. «Посмотри, узнаешь этот предмет? Дорисуй его». (Если ребенок не узнал, то надо назвать). «Это пальто, дорисуй его» и т.д. Исследуются сохранности конкретных предметных образов-представлений и образов-восприятий. Ошибки возможны при дисфункции или поражении затылочных отделов мозга или зоны ТРО.
Дорисовывание предметных изображений. Рисунки предметов (стол без ножки, чайник без ручки и др.). «Это что такое? Дорисуй, чего здесь не хватает. Дорисуй этот предмет до целого». Исследуется сохранность (нарушение) пространственного восприятия предмета и образа предмета. Ошибки могут говорить о поражении (или дисфункции) теменных или теменно-затылочных зон.
Определение недостающих элементов. Картинки с недостающими элементами. «Скажи, чего здесь не хватает. Найди среди этих картинок». То же.
Дорисовывание до любого предмета. Различные геометрические и другие фигуры. «Дорисуй до любого предмета. Представь себе его и рисуй все, что хочешь. Постарайся нарисовать побольше предметов». Исследуются сохранность объема образов, их динамики, богатства, в целом – воображения. Нарушение этого вида деятельности возможно при дисфункции затылочных отделов мозга, зоны ТРО и лобных отделов мозга. Следует провести точный дифференцированный качественный анализ ошибок и поведения ребенка при выполнении этой пробы и только на этой основе ставить топический диагноз.


Все эти тесты направлены на исследование акустического и зрительного восприятия, на исследование предметных об­разов-представлений слуховых и зрительных, т.е. на исследо­вание тех психологических основ, которые являются базой для формирования и развития речи и интеллекта. На более поздних этапах развития ВПФ речь начинает влиять на разви­тие других ВПФ, формируется ее организующая роль, она на­чинает влиять на развитие познавательных и интеллектуаль­ных процессов. Ошибки при выполнении этих тестов могут быть связаны с поражением, дисфункцией или недоразвитием височной зоны и зоны ТРО левого полушария, т.е. височно-теменно-затылочной зоны. Количество тестов можно сокра­тить, если после двух-трех тестов становится ясной картина сохранности (или нарушения) зрительного восприятия и образов-представлений.

ТАКТИЛЬНЫЙ ГНОЗИС

Таблица 6.

Тесты Материал Инструкция Анализ симптомов (ошибок)
Тактильное опознание: ощупывание предмета с закрытыми глазами. Ключ, часы, скрепка, монета и др. «Закрой глаза, я положу тебе в руку предмет. Ты сожми руку и назови его, или, не раскрывая руки, найди этот предмет среди предметов, которые лежат на столе». Исследуется тактильный гнозис, узнавание предметов по кожно-кинестетическому ощущению. Ошибки опознания могут говорить о дисфункции зоны кожно-кинестетического анализатора, о дисфункции теменных отделов мозга.

Наши рекомендации