Глава 2. Зрительный гнозис

13. «Разрезные картинки». Даются два одинаковых изображения,
целое (образец) и разрезанное на несколько частей: на две (по гори­
зонтали, вертикали), на четыре, шесть, девять; на части в виде по­
лос, квадратов или любой неправильной формы. Ребенок складывает
разрезанное изображение сначала по образцу, затем без него. Количе­
ство фрагментов должно соответствовать его актуальным возможнос­
тям. Постепенно оно увеличивается, а элементы усложняются по кон­
фигурации.

14. «Выбор недостающего фрагмента изображения». Предлагает­
ся картинка (предметный рисунок, сюжетная картинка, геометричес­
кий рисунок, орнамент и т.д.) с отсутствующими фрагментами и
набор недостающих кусочков. Необходимо подобрать нужный фраг­
мент. В изображении может не хватать как одного, так и нескольких
фрагментов. Можно попросить ребенка дорисовать недостающую
часть.

15. «Чего здесь не хватает?» Внимательно посмотрев на изоб­
ражение предмета с недостающими деталями, ребенку надо найти и
исправить (дорисовать) «ошибки художника». При затруднениях ему
показывают правильное изображение предмета и проводят срав­
нение.

16. «Дорисуй предмет до целого». Дается изображение с неполным
количеством элементов. Надо дорисовать отсутствующие элементы в


Глава 2. Зрительный гнозис - student2.ru

о


Рис. 8

Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 155

заданном рисунке и назвать их. Предмет может быть не дорисован по оси (справа или слева), могут отсутствовать некоторые его части.

17. «Загадочныерисунки». Нужно разглядеть, раскрасить и сосчи­
тать изображенные на рисунке предметы (рис. 8).

18. «Что здесь изображено?» Узнавание «зашумленных» (нало­
женных, перечеркнутых и т.п.) геометрических фигур; различных
предметов, букв, цифр, одинаковых и различных по величине, фор­
ме и цвету. Варианты этого задания легко придумать в зависимости от
возраста и возможностей ребенка.

19. «Что перепутал художник?» В изображениях любых предме­
тов, животных, лиц, целых сюжетов и т.п. ребенок должен найти не­
свойственные им детали, объяснить, как исправить ошибки.

20. «Фигура и фон». Нарисуйте или подберите стимульный мате­
риал, где основу составляет «фон» (более или менее часто расстав­
ленные точки или значки любой конфигурации; различные пересека­
ющиеся линии, переплетающиеся листья и т.п.). Ребенку предлагает­
ся различить на таком «фоне» «фигуры», то есть найти, показать и
назвать все «замаскированные» в этом «шуме» изображения (предме­
ты, буквы, цифры и т.д.).

Наиболее трудный вариант этого задания дан на рис. 9.

Глава 2. Зрительный гнозис - student2.ru

Рис. 9

21. «Лабиринт». Ребенку предлагаются разного рода «лабиринты»
в виде перепутанных нитей от воздушных шариков, тропинок, ко­
ридорчиков. К каждой картинке дается соответствующее задание

156 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

(«У кого какой шарик?», «Помоги выйти» и т.п.). Примеры таких за­даний легко придумать или выбрать из имеющейся литературы.

Задание целесообразно выполнять следующим образом: сначала сконструировать лабиринт на полу с помощью подручных средств (стульев, скамеек и т. п.) и специальных геометрических форм и пред­ложить ребенку пройти по нему. Потом на бумаге: дать задание ребен­ку провести по лабиринту пальцем, затем — карандашом и лишь по­том прослеживать путь исключительно глазами.

Глава 2. Зрительный гнозис - student2.ru

Рис. 10

22. «Найди все предметы». Дайте ребенку бланк, на котором враз­
брос нарисовано большое количество различных простых предметов,
геометрических фигур, цифр, букв. Попросите его найти и вычерк­
нуть все изображения одного вида.

23. «Тест Виткина». Здесь надо найти в нижних фигурах одну из
«спрятанных» в них эталонных (изображенных вверху) (рис. 10).

24. «Найди букву». Предложите ребенку рисунок с буквами, циф­
рами, написанными разным шрифтом, стилем и по-разному повер­
нутыми. Он должен ответить, что за буквы нарисованы.

Раздел 2. Формирование операционального обеспечения




25. «Допиши букву». Покажите ребенку недорисованную (в раз­
личных вариантах) букву, цифру (слово). Попросите его определить,
что за буква (слово) не дорисована, и дописать ее.

26. «На что похожа буква?» Спросите, на что похожа та или иная
буква. Попросите дорисовать ее так, чтобы получился этот предмет.

В другом варианте ребенок сам придумывает, во что превратить эту букву, дорисовав ее. То же с цифрами.

27. «Письмо в воздухе». Психолог рисует в воздухе перед ребенком
различные фигуры, буквы, цифры и т.д., которые он должен опоз­
нать и назвать.

На следующем этапе в воздухе прописываются их сочетания, а также целые слова. Этот прием эффективен при коррекции письма: пропуске букв, их заменах (например, ребенок путает строчные и прописные буквы, бн д, « и /п и др.), «зеркальном» написании и дру­гих ошибках. Далее ребенок выполняет необходимые движения вмес­те с психологом, который может помочь ему «писать», подойдя к нему (спереди или сзади) и взяв его ладони в свои. Этот прием также обладает психотерапевтическим эффектом, снимая у детей страх пе­ред школьной доской или тетрадью.

28. «Исправь ошибки». Ребенку надо найти и исправить разного
рода ошибки в тексте: отсутствующие или лишние штрихи в буквах,
лишняя буква или пропуск ее в словах; написание всех слов в пред­
ложении с большой или с маленькой буквы; разные высота, шири­
на, цвет или шрифт букв и т.п.

29. «Рамка с окошком». Рамка представляет собой прямоугольный
кусочек картона с вырезанным внутри окошком. По высоте окошко
равняется размеру одной буквы, а по ширине может изменяться. Рам­
ка может быть п- или г-образной формы (рис. 11). Введение рамки ус­
траняет страх перед объемом текста, позволяет ребенку не терять сло­
во, не перескакивать с одной строки на другую и благодаря этому
автоматизировать навык чтения.

Глава 2. Зрительный гнозис - student2.ru

Рис. 11

158 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

Глава 3. Пространственные

и «квазипространственные» представления

Наши рекомендации