Viii. порядок защиты курсовой и вкр

8.1. Общие положения. Курсовая и выпускная квалификационная работы являются непубликуемыми, но подвергаемыми публичной защите научно-исследовательскими работами студентов. Они представляют собой более глубокое и объемное исследование избранной теоретической или практической проблемы, чем учебно-исследовательские работы, такие как доклад, реферат, контрольная работа.

ВКР представляет собой заключительный этап обучения студентов в вузе и является самостоятельным видом аттестационных испытаний наряду с междисциплинарным государственным экзаменом по специальности. Выполнение ВКР завершает подготовку специалиста и показывает его готовность к решению теоретических и практических задач.

Курсовая работа защищается перед комиссией, назначенной кафедрой. Во время защиты курсовой работы ее автор выступает с коротким сообщением (до 10 мин.) и отвечает на вопросы преподавателей и студентов. Сообщение включает состояние проблемы, результаты экспериментальной работы (если она проводилась), выводы и предложения, перспективы исследования.

Работа оценивается на «удовлетворительно», «хорошо», «отлично», «неудовлетворительно» (дифференцированный зачет).

Оценка "отлично" ставится студенту за полное выполнение предъявляемых требований: грамотный научный аппарат, логичную структуру исследования, достаточное количество использованных источников работы, научный стиль изложения.

В итоговой оценке руководитель курсовой работы учитывает не только окончательный результат, но и степень самостоятельности студента. По итогам защиты за курсовую работу выставляется дифференцированная оценка в зачетную книжку обучающегося. Студенты, чьи работы были оценены неудовлетворительно, имеют право на выбор новой темы или доработку прежней, при этом им определяется новый срок ее исполнения.

Законченная выпускная квалификационная работа, подписанная студентом, представляется научному руководителю. После просмотра и одобрения выпускной квалификационной работы научный руководитель подписывает ее и с письменным отзывом представляет заведующему кафедрой.

Основная структура отзыва - это упорядоченное перечисление качеств выпускника, выявленных в ходе его работы над заданием. Особое внимание руководителю следует обратить на необходимость оценки соответствия выпускника требованиям к его личностным характеристикам, таким как «самостоятельность», «ответственность», «умение организовать свой труд» и т.п.

Все ВКР рецензируются. Рецензентами могут быть преподаватели университета.

Рецензент должен сосредоточить внимание на качестве выполненной выпускной квалификационной работы и дать прямую оценку соответствия выполненной выпускником работы требованиям ГОСТ. В рецензии отражаются актуальность темы, полнота и обстоятельность изложения поставленной проблемы, эффективность использования избранных методов для решения проблемы, достижение поставленной цели, практическую ценность и возможность использования полученных результатов. Примерная структура отзыва научного руководителя и рецензии на квалификационную работу представлены в Приложении 7.

В течение последней недели, отводимой на подготовку выпускной квалификационной работы, на основании отзыва научного руководителя, заключения рецензента и предварительного прослушивания студента по теме на заседании кафедры решается вопрос о допуске студента к защите ВКР.

Вместе с выпускной квалификационной работой в ГАК представляются следующие документы:

1. отзыв руководителя выпускной квалификационной работы;

2. рецензия на выпускную квалификационную работу;

3. заключение кафедры о допуске выпускной квалификационной работе к публичной защите.

Кроме этого, в ГАК могут быть представлены и другие материалы, характеризующие научную и практическую ценность выполняемой выпускной квалификационной работы: опубликованные по теме работы статьи, документы, указывающие на практическое применение работы.

Согласно нормативным документам, к защите квалификационной работы допускается студент, успешно завершивший в полном объеме освоение основной образовательной программы по направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования и успешно прошедшее все другие виды итоговых аттестационных испытаний.

Сроки выполнения отдельных этапов работы согласуются с руководителем. Первый вариант работы обсуждается с руководителем, и после внесения в него изменений и поправок работа оформляется и сдается руководителю.

8.2. Процедура публичной защиты выпускной квалификационной работы.В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» освоение образовательных программ высшего профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией. Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки выпускника высшего учебного заведения к выполнению профессиональных программ и соответствие его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (включая федеральный, национально-региональный и компонент образовательного учреждения).

К итоговым аттестационным испытаниям, входящим в состав итоговой государственной аттестации, допускается лицо, успешно завершившее в полном объеме освоение основной образовательной программы по направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования, разработанной высшим учебным заведением в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. При условии успешного прохождения всех установленных видов итоговых аттестационных испытаний, входящих в итоговую государственную аттестацию, выпускнику высшего учебного заведения присваивается соответствующая квалификация и выдается диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании. Для проведения итоговой государственной аттестации в высшем учебном заведении формируются государственные аттестационные комиссии, которые действуют в течение одного календарного года.

Государственную аттестационную комиссию возглавляет председатель, который организует и контролирует деятельность всех экзаменационных комиссий, обеспечивает единство требований, предъявляемых к выпускникам.

Председателем государственной аттестационной комиссии утверждается, как правило, лицо, не работающее в данном учебном заведении, из числа докторов наук, профессоров соответствующего профиля, а при их отсутствии - кандидатов наук или крупных специалистов организаций, являющихся потребителями кадров данного профиля.

Состав государственной аттестационной комиссии утверждается приказом ректора вуза.

Защита выпускных квалификационных работ в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, происходит публично на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии. Защита выпускной квалификационной работы носит характер дискуссии.

Заседание Государственной аттестационной комиссии начинается с того, что председательствующий объявляет о защите ВКР, указывая название, фамилия, имя и отчество автора, а также докладывает о наличии необходимых в деле документов.

Затем слово для сообщения основных результатов исследования в пределах 10 минут предоставляется самому студенту. Знакомя членов Государственной аттестационной комиссии с докладом, студент должен сосредоточить свое внимание на актуальности, цели, задачах, практической значимости выполненной работы, на главных итогах проведенного исследования.

Желательно делать ссылки на дополнительно подготовленные таблицы и графики, подготовленных в форме мультимедийных презентаций.

Затем заслушиваются ответы студента на заданные вопросы, зачитываются отзыв и рецензии. После обсуждения студенту предоставляется возможность ответить на высказанные замечания. В процессе защиты студент должен продемонстрировать знание существа исследуемого вопроса, умение четко и лаконично ответить на заданные вопросы и выдвинутые замечания, способность отстоять свою позицию, вести научную дискуссию.

Процедура защиты квалификационной работы включает:

- открытие заседания ГАК (председатель);

- доклад выпускника;

- вопросы по докладу;

- отзыв руководителя (прилагается или заслушивается);

выступление рецензента.

На закрытом заседании членов Г АК подводятся итоги защиты и принимается решение о ее оценке. Оценки мотивируются глубоким анализом работ.

Оценка за работу выставляется на закрытом заседании ГАК простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. При равном числе голосов голос председателя является решающим. В соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации результаты защиты определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», которые объявляются в тот же день сразу всем студентам после оформления в установленном порядке протокола заседания аттестационной комиссии. Оценка “неудовлетворительно” не выставляется, а комиссия принимает решение о том, что выпускник работу не защитил (соответствующие записи делаются в протоколе ГАК и зачетной книжке выпускника). Повторная защита выпускной квалификационной работы проводится не ранее, чем через год.

Кроме оценки за работу, государственная аттестационная комиссия может принять следующее решение:

- отметить в протоколе работу как выделяющуюся из других;

- рекомендовать работу к опубликованию;

- рекомендовать автора работы к поступлению в аспирантуру.

8.3. Подготовка выступления студента на защите ВКР

Выступление на защите дипломной работы — это краткое из­ложение основного содержания проведенного исследования, то есть своего рода его визитная карточка. В выступлении должны быть изложены основные идеи и выводы дипломной работы, показано, что именно сделал выпускник в исследовательской работе и в ряде случаев значение результатов исследования.

Без составления текста выступления студент не сможет рас­сказать о нем и не должен допускаться к защите. Важность содержания выступления, представляемого на защите, заключается также и в том, что по нему судят об уровне диплома и квалификации выпускника. Недаром дипломная работа называется выпускной квалификационной. Работая над выступлением, выпускник является и автором, и как бы редактором текста дипломной работы одновременно.

Основное назначение выступления — служить способом ин­формации о полученных результатах. Кроме того, оно имеет ком­муникативную функцию. Выступление не только означает факт фиксации наличия диплома, но и передает его содержание, благодаря чему для всех членов комиссии и присутствующих заменяет чтение выпускной квалификационной работы.

Процесс составления выступления представляет собой процесс свертывания (реферирования) основной информации — основной процесс аналитико-синтетической переработки материала. Этот процесс направлен на то, чтобы выбрать из содержания диплома наиболее существенную информацию и представить ее в новой краткой форме. Такая работа требует определенных знаний, поэтому рассмотрим составление выступления более подробно.

Первое, что должен сделать выпускник, это проанализировать содержание написанной им дипломной работы. При этом он выявляет то, что соответствует целевому назначению выступления и подлежит включению в его текст. В логическом единстве с анализом проводится синтез информации, ее логическое комплектование, обобщение. Важно найти емкие, точные средства и формы представления исследованного материала. Без этого логически построенного текста невозможно изложить сущность проделанного как теоретического, так и практического исследования.

В то же время вся информация, которая прозвучит в выступлении, должна быть идентична той, которая содержится в выпускной квалификационной работой. Она должна содержать ту же терминологию, раскрывать те же задачи.

Процесс составления выступления — это творческий процесс, он, как и вся творческая деятельность, трудно поддается унификации, нивелировке, упорядочению. Однако можно найти общие подходы к составлению выступления на защите. Анализ выступления дипломников показывает, что оно обычно состоит из трех частей. Первая часть является вводной. Вторая часть основная, она как раз и является собственно кратким изложением — реферативной частью. В третьей части содержатся выводы и рекомендации по результатам исследования.

Вводная часть обычно начинается с описания актуальности проводимого исследования, что вполне объяснимо, поскольку именно актуальность подразумевает объективную необходимость ­педагогического исследования, полезность исследования для удовлетворения потребностей образования и воспитания подрастающего поколения.

От актуальности темы логично перейти к формулировке объекта и предмета исследования, а также к указанию цели дипломной работы. Возможен рассказ о гипотезе исследования, то есть формулировка тех предположений о результатах исследования, которые будут получены. Далее излагаются конкретные задачи, вытекающие из цели исследования, решение которых позволяет подтвердить гипотезу. Очень украшает выступление выпускника изложение методо­логической основы выпускной квалификационной работы, обосно­вание применяемых методов (методик) исследования, которые служат условием достижения цели предпринимаемого исследования.

В конце вводной части обычно приводят данные о структуре и объеме дипломной работы. Они являются как бы переходом к ос­новной части, которая знакомит с основными структурными эле­ментами диплома в последовательности, обусловленной логикой его построения.

Если вводная часть позволяет составить лишь общее впечатление о работе, то основная часть должна дать более полное представление о ее содержании и построении. При составлении этой части выступления важно показать, как были получены результаты, представить ход исследования, обосновать значение выполненной работы.

В основной части выступления сначала характеризуют теоре­тическое исследование: указывают источники информации, ис­пользуемые для рассмотрения, анализа педагогических ситуаций и проблем. Это могут быть любые психо лого-педагогические пособия по теме исследования, статьи из педагогических журналов, со­ответствующие учебники и учебные программы и т. д.

Сложность изложения теоретической главы диплома состоит в том, что выпускник должен употребить оценочные слова, характе­ризующие его собственную работу (а не простой пересказ того, что написали другие авторы). Существует ряд стилистических приемов, которые позволяют сделать это. Корректной считается фраза, которая формулируется безличным предложением. «Был проведен анализ...», «После проведенного анализа обнаружилось...», «Обобщение работ следующих авторов позволило сделать вывод о том, что в педагогике не существует единого мнения по поводу...». «К тем результатам, которые использовались в исследовании, можно отнести...». Можно формулировать фразы и от себя. «Мною проведен анализ...», «Я сделала вывод о том, что систему упражнений по данной теме некоторые авторы предложили, не учитывая индивидуального подхода к обучению», «По моему мнению...».

Необходимо точно указать, в чем состоят научные находки са­мого выпускника. Это можно сформулировать, например, с помощью такой фразы: «К результатам исследования, полученного мною, можно отнести...»

Для убедительности можно привести один или два примера, подтверждающих эту мысль.

При изложении педагогического эксперимента необходимо указать место его проведения, например, группы учащихся ДЮСШ, перечислить используемые методики, изложить их суть, привести данные о их точности и трудоемкости, представить ход педагогического эксперимента, описать условия и его основные этапы, осветить систему упражнений или заданий, показать конечные результаты опросов. Это могут быть работы школьников, конспекты занятий, таблицы и диаграммы. Наглядный материал может быть представлен с помощью таблиц, а можно просто сослаться на соответствующую страницу диплома, где они изображены. В данной части выступления более просто показать именно собственную исследовательскую работу. Нюансы освещения содержания дипломной работы могут различаться в зависимости от темы и от других факторов. В выступление целесообразно включать прежде всего выводы и конечные результаты. Полученные результаты вносят вклад в раскрытие неизвестных ранее выпускнику закономерностей, обосновывают методологическую цепочку исследования. Речь идет о том, что можно применить результаты исследования в практике преподавания

Как показал анализ дипломов, именно практическая часть ис­следования ярко высвечивает самостоятельную работу выпускника. В этой части выступления звучит нота о том, как, где и когда реализованы результаты исследования. Эти важные сведения обычно написаны в заключении диплома.

Реферирование дипломной работы в основной части — отнюдь не техническая работы. Это особый творческий труд, требующий определенных навыков. Эти навыки студенты приобретают во время всего процесса обучения в педагогическом учебном заведении. Главная цель — в минимальном объеме дать максимум полезной информации. Сокращение текста может быть достигнуто, как правило, за счет уменьшения количества рассуждений (или вовсе их исключения), сравнений, обсуждений, обоснований, описаний и т.п.

Подходы к изложению могут быть разными. Результаты или выводы для выпускника представляют первостепенный интерес. Но важны не только результаты, но и способы их достижения. Описывая способы получения результатов для уменьшения объема, можно представить направления исследования в виде таблиц или других иллюстративных материалов.

Целесообразно использовать речевые конструкции с существи­тельными в родительном падеже, выстроенными в виде логической цепочки, чтобы вместить в одну фразу максимум информации, например: «Выявлены резервы повышения знаний, умений и навыков учащихся первого класса с помощью использования разработанной системы упражнений». Экономию средств выражения мыслей можно достичь заменой сложных предложений простыми.

Повышение информационной емкости выступления естественно связано не только с использованием лексических и синтаксических способов. Они являются лишь наиболее распространенными приемами, позволяющими добиться максимальной краткости язы­кового материала выступления.

В третьей части выступления, в заключении, необходимо изложить общие выводы, но при этом не повторять то, что уже было сказано ранее, а дать обобщенную итоговую оценку проделанной работе. При этом необходимо сосредоточить внимание аудитории на основных достижениях труда, подчеркнув побочные результаты исследования. Украшают выступление предложения, которые студенты адресуют учителям и воспитателям по теме исследования, а также предложения по дальнейшим разработкам в этом направлении. В последних положениях проявится профессиональная зрелость выпускника.

Текст выступления составляется студентом после завершения дипломной работы, когда отдельные ее аспекты, да и вся работа видятся в ином свете, чем в процессе ее написания. Автор может увидеть в написанном недоработанные моменты, постараться до­полнить дипломную работу. Не исключено, что могут поменяться акценты, то, что казалось основным, предстанет перед ним незна­чительным и не подлежащим описанию в выступлении. В данном случае нужно исходить из того, чтобы с лучшей стороны представить результаты своего труда, сохраняя объективность самооценки. Смысл выступления должен соответствовать тому, что написано в выпускной квалификационной работе.

IХ. ПОДАЧА АПЕЛЛЯЦИЙ

9.1. По результатам государственных аттестационных испытаний студент имеет право на апелляцию.

9.2. Студент имеет право подать в апелляционную комиссию письменное апелляционное заявление (приложение 9) о нарушении, по его мнению, установленной процедуры проведения государственного аттестационного испытания (далее – апелляция) и (или) несогласии с результатами государственного экзамена.

9.3. Апелляция подается лично студентом в апелляционную комиссию не позднее следующего рабочего дня после объявления результатов государственного аттестационного испытания.

9.4. Для рассмотрения апелляции секретарь государственной экзаменационной комиссии направляет в апелляционную комиссию протокол заседания государственной экзаменационной комиссии, заключение председателя государственной экзаменационной комиссии о соблюдении процедурных вопросов при проведении государственного аттестационного испытания, а также письменные ответы обучающегося (при их наличии) (для рассмотрения апелляции по проведению государственного экзамена) либо выпускную квалификационную работу, отзыв и рецензию (рецензии) (для рассмотрения апелляции по проведению защиты выпускной квалификационной работы).

9.5. Апелляция рассматривается не позднее 2 рабочих дней со дня подачи апелляции на заседании апелляционной комиссии, на которое приглашаются председатель государственной экзаменационной комиссии и обучающийся, подавший апелляцию.

Решение апелляционной комиссии доводится до сведения обучающегося, подавшего апелляцию, в течение 3 рабочих дней со дня заседания апелляционной комиссии. Факт ознакомления обучающегося, подавшего апелляцию, с решением апелляционной комиссии удостоверяется подписью обучающегося.

9.6. При рассмотрении апелляции о нарушении порядка проведения государственного аттестационного испытания апелляционная комиссия принимает одно из следующих решений:

- об отклонении апелляции, если изложенные в ней сведения о нарушениях процедуры проведения государственной итоговой аттестации обучающегося не подтвердились и (или) не повлияли на результат государственного аттестационного испытания;

- об удовлетворении апелляции, если изложенные в ней сведения о допущенных нарушениях процедуры проведения государственной итоговой аттестации обучающегося подтвердились и повлияли на результат государственного аттестационного испытания.

В последнем случае результат проведения государственного аттестационного испытания подлежит аннулированию, в связи с чем протокол о рассмотрении апелляции (приложение № 10) не позднее следующего рабочего дня передается в государственную экзаменационную комиссию для реализации решения апелляционной комиссии. Обучающемуся предоставляется возможность пройти ГИА в сроки, установленные вузом.

9.7. При рассмотрении апелляции о несогласии с результатами государственного аттестационного испытания апелляционная комиссия выносит одно из следующих решений:

- об отклонении апелляции и сохранении результата государственного аттестационного испытания;

- об удовлетворении апелляции и выставлении иного результата государственного аттестационного испытания.

Решение апелляционной комиссии не позднее следующего рабочего дня передается в государственную экзаменационную комиссию. Решение апелляционной комиссии является основанием для аннулирования ранее выставленного результата государственного аттестационного испытания и выставления нового.

9.8. Решение апелляционной комиссии является окончательным и пересмотру не подлежит.

9.9. Повторное проведение государственного аттестационного испытания осуществляется в присутствии одного из членов апелляционной комиссии не позднее 15 июля.

9.10. Апелляция на повторное проведение государственного аттестационного испытания не принимается.

Х. ГЛОССАРИЙ

Аббревиатура - новое слово, образованное из первых букв или усеченных слов, составляющих устойчивое словосочетание.

Автопрезентация- представление экзаменационной комиссии или экзаменатору результатов собственной деятельности – курсовой иди дипломной работы – их публичная защита. Особенность самопрезентации состоит в том, чтобы представить свою работу с лучшей стороны: провести ее самоанализ, самоэкспертизу, самооценку и даже саморекламу.

Актуальность темы исследования - обязательное требование к любой научной работе. То, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах одной страницы машинописного текста показать главные факторы актуальности темы.

Аннотация- краткое библиографическое описание книги или статьи, сделанное в виде краткого изложения их особенностей, к которым относится содержание, научный жанр, целевое и читательское назначение, сведение об авторе.

База исследования - образовательное учреждение, класс, группа детей, которые включены в данное исследование и составляют источник исследовательского материала. Базой исследования чаще всего называют базу проведения эксперимента.

Бакалавр — академическая степень, отражающая образовательный уро­вень выпускника, свидетельствующая о наличии фундаментальной подготовки по соответствующему направлению и определенных общекультурных, профессио­нальных и других компетенций, прописанных в Федеральном государственном об­разовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВПО) и основной образо­вательной программе (ООП).

Валидность метода исследования - соответствие метода поставленной цели его использования: выявлять именно то, что необходимо исследователю.

Введение к исследованию - составляет вступление к изложению сущности работы. Под заголовком «Введение» осуществляется презентация всей работы, описывается научный аппарат, которым пользовался студент при исследовании своей темы. Оно должно содержать оценку современного состояния описываемой темы, показан процесс исторического развития вопроса, основание и исходные данные для разработки темы, обоснование необходимости проведения работ по данной теме и решения выбранного вопроса, сведения о научной ценности темы. При этом должны быть приведены цели и задачи, их место в целом, обоснование выделенного вопроса (объем 1,5-2 страницы).

Выборка - определение эмпирических единиц для изучения объекта исследования. Для логопеда – это выборка детей, групп детей для участия в эксперименте.

Выводы - новые суждения, а точнее умозакючения, сделанные на теоретическом или эмпирическом материале. Выводы по главе - последовательность высказываний, состоящих из посылок и ранее доказанных высказываний.

Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. Гипотеза нуждается в доказательстве, чему и посвящается все исследование. На основе гипотезы разрабатываются задачи исследования.

Гистограмма - по форме представляет собой прямоугольники, ориентированные относительно оси ординат или абсцисс.

Глоссарий - толкование непонятных, редко употребляемых или мало знакомых слов и выражений, т.е. словарь с элементом справочной информации о включенных в него словах и словосочетаниях. Чаще всего этот термин употребляются по отношению к словарю, используемому одним автором или по одной узкой теме. Студент может составить свой глоссарий к тексту работы, если тема его исследования новая и раскрывается неординарно. Такой глоссарий помещается в «Приложении».

График - наглядное изображение соотношения величин, их функциональной взаимозависимости с помощью геометрических и арифметических средств.

График эксперимента - последовательный перечень действий экспериментатора с испытуемым: психологическая подготовка участников эксперимента, проведение первого «среза» их исходного состояния по зависимым переменным, ввод независимых переменных, корректировка независимых переменных, следующий ввод независимой переменной и т.д. График составляется с учетом времени, отводимого на эксперимент, и особенностей участников.

Диаграмма- форма предъявления информации, которая эффективна в тех случаях, когда необходимо «на глаз», быстро определить превосходство по какому либо признаку одного процесса или явления над другим, когда точность информации не является обязательным условием. В этой связи быстрота чтения диаграммы значительно выше, чем графиков.

Зависимые переменные - структурный компонент экспериментальной работы, принятый за показатель ее эффективности. Так, при введении в учебный процесс новых методов обучения студент-исследователь видит, как меняются дети, их речь, мышление, отношения друг к другу. Он обнаруживает зависимость этих психических характеристик детей от новых методов. Эти качества и есть зависимые (от методов) переменные. Изменение данных качеств – цель экспериментальной работы. Заключение - комплексная форма завершения исследования, включающая в себя резюме и выводы.

Заключение отражает оценку работы и включает рекомендации по практическому использованию результатов работы (объем 2-3 страницы).

Индукция(лат. — наведение) логический методический прием исследования (часть метода формализации, связанный с обобщением результатов и движением мысли от единичного к общему (данные опыта «наводят» на общее, индуцируют его).

Индукция популярная — повторяющиеся свойства, наблюдаемые у некоторых представителей изучаемого множества (класса) и фиксируемые в посылках индуктивного умозаключения, переносятся на всех представителей изучаемого множества (класса) — в том числе и на неисследованные его части.

Индукция неполная — делается вывод о том, что всем представителям изучаемого множества принадлежит свойство “п” на том основании, что “п” принадлежит некоторым представителям этого множества.

Индукция полная — делается заключение о том, что всем представителям изучаемого множества принадлежит свойство “п” на основании полученной при опытном исследовании информации о том, что каждому представителю изучаемого множества принадлежит свойство “п”.

Индукция научная — кроме формального обоснования полученного индуктивным путем обобщения, дается содержательное дополнительное обоснование его истинности (теорий, законов).

Индуктивные методические приемы - установления причинных связей (правила индуктивного исследования Бэкона-Милля) (по В.П. Кохановскому, 1999).

Интерпретация – метод истолкования тестов, поиска их смыслов, понимания содержания. Он помогает в разъяснении фактов и получении выводов, в установлении связей между изучаемыми научными положениями и фактами.

Исследовательские умения - умения вести наблюдения, работать с первоисточниками, использовать достижения смежных наук, анализировать явления и на этой основе решать поставленную задачу, выдвигать гипотезу или предположение, разрабатывать и проводить опыт или эксперимент, обрабатывать и обобщать результаты, обобщать материал в виде курсовой или выпускной квалификационной работы.

Ключевое слово - слово или словосочетание, наиболее полно и специфично характеризующее содержание научного документа или его части.

Концепция - система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения.

Логические законы - овладение исследователем логическими законами - законом тождества, законом противоречия, законом исключенного третьего и законом достаточного основания - поможет подготовить логически обоснованную работу.

Метод сопутствующих изменений -изменение одного обстоятельства всегда вызывает изменение другого, то первое обстоятельство есть причина второго.

Методы научного познания обычно делятся на три большие группы:

1. методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);

2. методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.);

3. методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).

Метод исследования - способ применения старого знания для получения нового знания. Является орудием получения новых фактов.

Метод единственного сходства -если наблюдаемые случаи какого-либо явления имеют общим лишь одно обстоятельство, то, очевидно (вероятно), оно и есть причина данного явления.

Метод единственного различия -если случаи, при которых явление наступает или не наступает, различаются только в одном предшествующем обстоятельстве, а все другие обстоятельства тождественны, то это одно обстоятельство и есть причина данного явления.

Монография - научный труд, углубленно разрабатывающий одну тему, ограниченный круг вопросов. Необходима студенту для глубокого, детального знакомства с научной проблемой, наиболее полезна при выполнении курсовой и дипломной работ.

Научная статья - сочинение небольшого размера, опубликованное в специальном научном журнале или в научном сборнике. Статья обычно раскрывает какой-либо аспект рассматриваемой проблемы, в ней могут излагаться данные конкретных исследований. Поиск статей облегчается тем, что в последних номерах научных журналов содержится перечень опубликованных в них в течение года статей.

Научное исследование - целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.

Объект исследования - процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Объединенный метод сходства и различия - подтверждение результата, полученного с помощью метода единственного сходства, применением к нему метода единственного различия: это комбинация первых двух методов.

Основная часть - условное название описания всего исследования (содержательной части реферата, курсовой или дипломной работы).

Отзыв - научный руководитель, после изучения и соответствующий правки, пишет "Отзыв о выпускной квалификационной работе ...", который заканчивается словами: «Выпускная квалификационная работа выполнена согласно требованиям, предъявляемым Положением об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования в Российской Федерации и может быть допущена к защите».

Предмет исследования - все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.

Приложения – это та часть основного текста, которая имеет дополнительное (обычно справочное) значение, но является необходимой для более полного освящения темы. Приложения могут быть в виде протоколов, отдельных положений инструкций, таблиц, бланков, постановлений и других документов в полном объеме или выдержка из них со ссылкой на документ.

Проблема - крупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследований.

Резюме - краткое описание проделанной работы, выполняемое как перечень сделанного и выводов по главам.

Репрезентативность – это свойство выбранного количества участников эксперимента проявлять те же свойства и особенности, которые присущи всей совокупности таких людей.

Реферат - краткое изложен

Наши рекомендации