Viii.порядок защиты выпускной квалификационной работы

Когда дипломная работа написана начинается процесс подготовки ее к защите, который включает:

n предварительное рассмотрение дипломной работы по месту ее выполнения;

n подготовку дипломника к процедуре защиты;

n процедуру публичной защиты.

Когда дипломная работа полностью закончена, оформлена соответствующим образом и одобрена научным руководителем, она представляется для рассмотрения на заседании кафедры, где она была выполнена. Такую процедуру называют «предзащитой выпускной квалификационной работы». Для предзащиты необходимо наличие законченного текста работы.

Процедура предзащиты проводится в присутствии 3 членов кафедры. Студент докладывает о проделанной работе и основных результатах, отвечает на возникающие вопросы. Предзащита проводится за 10-14 дней до защиты (не позднее) с тем, чтобы окончательной доработать текст и устранить высказанные замечания, подготовить всю необходимую документацию.

Подготовка дипломника к процедуре защиты- это подготовка выступления по результатам дипломного исследования в форме доклада, призванного раскрыть существо, теоретическое и практическое значение результатов проведенной работы. В докладе, рассчитанном на 10 - 15 минут должны быть достаточно ясно и полно представлены:

1. Обзор теоретической части с характеристикой существующих подходов и предшествующих исследований в этой области.

2. Цель, задачи, объект и предмет, методологическая база исследования, его новизна.

3. Фактологическая база исследования и характеристика выборки.

4. Методы и методики исследования, процедуры обработки данных (их достаточно назвать и охарактеризовать показатели).

5. Описать основные результаты исследования.

6. Выводы.

При подготовке доклада надо помнить о традиционных ошибках, которых следует избегать:

n чрезмерно обстоятельно доказывается актуальность исследования;

n слишком большое место в регламенте выступления отводится теоретическому обзору проблемы и не хватает времени на описание эмпирического исследования;

n не остается время на изложение выводов о проведенной работе.

Процедура публичной защиты выпускной квалификационной работыпроходит на открытом заседании Государственной Аттестационной Комиссии (ГАК). В состав ГАК включаются ведущие преподаватели вуза. По времени защита длится от 45 минут до 1 часа. Это время - самый ответственный период в работе студента. Его ответственность определяется прежде всего тем, что защита проводится на открытых заседаниях экзаменационной комиссии (на них могут присутствовать все желающие),публично. Именно здесь он выходит «один на один» с членами Аттестационной комиссии, рецензентом и другими людьми. Рассчитывать на помощь научного руководителя уже нельзя, он не имеет права вмешиваться в ход защиты. Ему позволено рассказать только о личности соискателя (и то только в том случае, если в этом возникает особая необходимость).

Очередность защиты выпускных квалификационных работ определяется заранее на заседании ГАК, на нем же проверяется наличие всех необходимых документов: текст дипломной работы, отзыв научного руководителя, рецензия.

Положением ГАК утвержден следующий порядок защиты выпускных квалификационных работ :

1. Представление студента членам комиссии секретарем ГАК.

2. Доклад студента об основных положениях дипломной работы.

Свое выступление соискатель строит на основе чтения (еще лучше свободного сообщения) заранее подготовленных тезисов доклада, призванного оказать высокий уровень теоретической подготовки автора и способность доступно изложить основные научные результаты проведенного исследования. На него по установившейся традиции отводится 10-12 минут. Крайне желательно за этот регламент не выходить ни в строну уменьшения (тогда может сложиться впечатление, что дипломнику нечего сказать), ни в сторону увеличения ( тогда складывается впечатление, что он не умеет выступать, укладываясь в установленный для этого на защите регламент).

Знакомя членов Аттестационной комиссии с текстом своего доклада, студент должен иметь в виду, что все члены комиссии не успели просмотреть диплом и оценить ее уровень. Исходя из этого следует и строить свое выступление сосредоточивая его на новых теоретических и прикладных положениях, которые разработаны автором проекта.

В процессе защиты дипломник о заведенному в научной среде этикету должен говорить о себе только во множественном числе - «мы» (имея в виду «я и мой научный руководитель»).

Большое внимание при восприятии доклада дипломника оказывает жестикуляция, которая сопровождает его речь. Здесь нужно помнить, что любому научному выступлению противопоказаны театральные жесты, которые выдают неискренность речи, оставляя осадок предубеждения, раздражения и недоверия слушателей.

Все материалы, выносимые на схемы и чертежи, должны оформляться так, чтобы можно было демонстрировать их без особых затруднений. Наиболее удобной формой представления наглядного материала является компьютерная презентация, если зал для защиты располагает такой техникой.

3. Ответы студента на вопросы членов ГАК и присутствующихпривлекают большее внимание членов комиссии, чем доклад. Их интересует насколько защищающийся ориентируется в научной проблеме. Обычно студенту задают не более 8 вопросов (иногда бывает и больше). Все вопросы, задаваемые на защите, как правило сводятся к следующим типам:

n вопросы, задаваемые с целью уточнить научные позиции студента, отдельные положения, понятия, факты и т.п.;

n вопросы, задаваемые с целью поддержать дипломника, чтобы дать ему возможность детализировать наиболее сильные стороны своей работы;

n вопросы, вызванные неудовлетворенностью членов ГАК от просмотра работы или заслушивания доклада. Здесь студенту необходимо быть наиболее внимательным и по возможности давать исчерпывающие ответы и быть готовым к тому, что именно по затронутым в этих вопросах аспектам прозвучит дальнейшая дискуссия и критические замечания.

Отвечая на вопросы нужно касаться только существа дела. Желательно на заданный вопрос отвечать сразу, а не выслушивать все вопросы, а потом отвечать на них. При этом надо учитывать, что четкий, логичный и аргументированный ответ на предыдущий вопрос может исключить последующий.

Студенту надо проявлять скромность в оценке своих научных результатов и тактичность к задающим вопросы.

4. Оглашение отзыва научного руководителя (по желанию научного руководителя ему может быть предоставлено слово). В своем выступлении руководитель раскрывает отношение соискателя к работе над дипломным проектом, а также затрагивает другие аспекты личности студента как исследователя, профессионала, теоретика.

5. Оглашение рецензии (отзыва учреждения)может исходить от секретаря ГАК или его представляет сам рецензент. Он может читать текст отзыва, а может выступать близко к тексту, однако следует помнить, что в выступлении должны прозвучать все замечания и пожелания, которые отражены в письменной рецензии.

6. Ответы дипломника на замечания рецензента.Студент последовательно отвечает нк все замечания и пожелания. Высказанные в рецензии и отзывах (если таковые имеются).Если какие-либо замечания, указаны в письменной рецензии, но в устном выступлении не прозвучали, то отвечать на них не нужно.

7. Дискуссия по защищаемой работедолжна проходить в обстановке высокой требовательности и принципиальности, соблюдения научной этики. В этой дискуссии могут принять участие все члены ГАК и все присутствующие. В ходе дискуссии дается качественная оценка проделанной студентом теоретической и экспериментальной работы, оценивается уровень ее квалификации, отмечаются слабые и сильные стороны работы и пожелания по использованию теоретических и прикладных разработок автора.

8. Заключительное слово защищающему дипломный проектпредоставляется после окончания дискуссии, в котором он может сделать выводы по результатам обсуждения его работы и при необходимости ответить на вопросы, которые возникли в ходе дискуссии. После этого по заведенному академическому этикету он должен поблагодарить научного руководителя, председателя и членов ГАК, официального рецензента, кафедру, а так5же всех, кто делал замечания, которые «будут учтены в дальнейшей работе».

Вторая часть заседания ГАК.По окончании публичной защиты всех студентов Государственная Аттестационная Комиссия на закрытом заседании обсуждает результаты защиты каждого студента, ориентируясь на следующие критерии для оценки теоретической и эмпирической части работы.

Критерии оценки теоретической части работы:

1.Актуальность и новизна изучаемой проблемы с научной и практической точки зрения.

2.Правильное описание методологического аппарата исследования.

3.Оценка уровня, адекватности и объема источников информации по изучаемой проблеме.

4.Полнота, аналитичность, логичность и последовательность раскрытия основных аспектов проблемы в обзоре литературы.

5.Способность к обобщению и формулировке выводов в обзоре научной литературы.

6.Стилистически правильное и грамотное оформление реферативной части работы.

Наши рекомендации