Методика по выявлению эмоционального состояния ребенка (дом — дерево — человек, или ДДЧ).

Интерпретация: Показатели оцениваются баллами, если они отсутствуют, ставится «О». Присутствие некоторых признаков оценивается в зависимости от степени выражения. Выраженность симптомокомплекса показывает сумма баллов данного комплекса.

Указываются фамилия, имя испытуемого, возраст, дата проведения исследования.

Материал: бумага, простые карандаши (лист из альбо­ма сложен пополам).

Инструкция для ребенка: нарисуй, пожалуйста, как мож­но лучше дом, дерево, человека.

Выполнение теста состоит из двух частей:

1. Процесс рисования.

2. Беседа после него.

Информацию дают наблюдения за тем, как ребенок ри­сует. Надо отмечать его спонтанные проявления.

После рисования вопросы:

О человеке — кого он нарисовал? Возраст нарисованно­го? Что он делает? Какое настроение? Напоминает ли он кого-нибудь из знакомых? Качественный анализ рисунка проводится с учетом его формы и содержания. Учитывается расположение рисунка на листе бумаги. Пропорции отдель­ных частей рисунка, стиль раскрашивания. Сила нажима на карандаши. Стирание рисунка или его отдельных частей. Вы­деление отдельных деталей. Содержательные аспекты вклю­чают в себя особенности движения и настроения рисунка. Для анализа рисунка используются 3 аспекта оценки: дета­ли рисунка, их пропорции, перспектива.

Считается, что детали рисунка представляют осознание и заинтересованность в каждой жизненной ситуации. Испы­туемый может показать в своем рисунке, какие детали имеют для него личную значимость, двумя способами:

а) позитивным (если он подчеркивает или стирает от­дельные детали, а также если возвращается к ним);

б) негативным (если пропускает отдельные детали объ­екта).

Объяснения могут выявить конфликты, переживания, страхи ребенка, но интерпретировать рисунок следует с уче­том его ценности и в сотрудничестве с ребенком (в беседе). Пропорции рисунка означают психологическую ценность ве­щей, отношений, которые представлены в рисунке.

Для окончательной оценки теста ДДЧ используются общепринятые качественные показатели, которые сгруппирова­ны в следующие симптомокомплексы:

1. Незащищенность.

2. Тревожность.

3. Недоверие к себе.

4. Чувство неполноценности.

5. Враждебность.

6. Фрустрация (обман, тщетное ожидание).

7. Трудности в общении.

8. Депрессивность.

Каждый симптомокомплекс состоит из ряда показате­лей, оцененных баллами.

СИМПТОМОКОМПЛЕКСНЫЙ ТЕСТ ДДЧ

Симптомо-комплекс Симтомы Балл
Незащищенность рисунок в самом центре листа рисунок в верхнем углу листа дом, дерево с самого края много второстепенных деталей дерево на горе очень подчеркнутые корни непропорциональная длина руки широко расставлены ноги 0, 1, 2, 3 0, 1, 2, 3   0, 1, 2, 3 0, 1, 2, 3   0, 1 0, 1 0, 1 0, 1
Тревожность Облака выведение отдельных деталей ограничение пространства штриховка линия с сильным нажимом много стирания «мертвое дерево», «большой человек» подчеркнута линия основания толстая линия фундамента дома интенсивно затушеваны волосы   0, 1, 2, 3     0, 1   0, 1, 2, 3 0, 1, 2, 3 0, 1 0, 1, 2 0, 2 0, 1, 2, 3 0, 1   0, 1  
Недоверие к себе очень слабая линия дом на краю листа слабая линия ствола одномерное дерево очень маленькая дверь самооправдывающая речь во время рисунка и прикрывание его рукой 0, 2 ,0, 2 0, 1 0, 1 0, 1 0, 1  
Чувство неполноценности рисунок очень маленький отсутствие руки, ноги непропорционально короткие руки руки за спиной непропорционально короткие плечи непропорционально большая система веток непропорционально крупные двумерные листья 0, 1, 2 0, 1 0, 1 0, 1 0, 1 0, 1 0. 1  
враждебность отсутствие окон дверь, есть ли замок, скважина очень большое дерево дерево на краю листа глаза, пустые глазницы ветки со многими ответвлениями длинные острые пальцы оскал агрессивная поза человека   0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1
фрустрация ограничение пространства перерисовывание рисунка отказ рисовать какой-то объек дерево, как два дерева явное несоотношение качества одного из рисунков противоречивость рисунка подчеркнутая талия отсутствие трубы на крыше 0, 1, 2, 3 0, 2 0, 2 0, 2 0-, 2 0, 1 0, 1 0, 1  
Трудности в общении отсутствие двери очень маленькие двери отсутствие окон окна отвесные без рамы излишне открытые окна выделено лицо лицо нарисовано последним отсутствие основных деталей лица человек нарисован схематично дом, человек в профиль дверь без ручки руки в оборонной позиции о нарисованном человеке, как одиноком, без друзей 0, 2 0, 1 О, 2 0, 1 0, 1 0, 1 0, 1 0, 2 0, 2 0, 1, 2 0, 1 0, 1 0, 1  
депрессивность помещение рисунка в самом низу листа вид дерева и дыма сверху линия основания, идущая вниз линия, слабеющая в продолжении рисунка сильное убавление поля рисования очень маленький рисунок   0, 1, 2, 3 0, 1 0, 1 0. 2 0, 2 0, 2  




Тест ДДЧ может показать, каковы основные проблемы у
данного ребенка — эмоционального или интеллектуального
плана. Если много баллов (симптоматических), можно пред­положить, что для этого ребенка важно разрешение эмоциональных конфликтов.

5 показателей теста ДДЧ.

1. Двойная линия в рисунке.

2. Несоединение линий .между собой.

3. Сильный уклон нарисованных фигур.

4. Большая голова.

5. Неадекватность в рисунке.

Наши рекомендации