Методика по выявлению эмоционального состояния ребенка (дом — дерево — человек, или ДДЧ).
Интерпретация: Показатели оцениваются баллами, если они отсутствуют, ставится «О». Присутствие некоторых признаков оценивается в зависимости от степени выражения. Выраженность симптомокомплекса показывает сумма баллов данного комплекса.
Указываются фамилия, имя испытуемого, возраст, дата проведения исследования.
Материал: бумага, простые карандаши (лист из альбома сложен пополам).
Инструкция для ребенка: нарисуй, пожалуйста, как можно лучше дом, дерево, человека.
Выполнение теста состоит из двух частей:
1. Процесс рисования.
2. Беседа после него.
Информацию дают наблюдения за тем, как ребенок рисует. Надо отмечать его спонтанные проявления.
После рисования вопросы:
О человеке — кого он нарисовал? Возраст нарисованного? Что он делает? Какое настроение? Напоминает ли он кого-нибудь из знакомых? Качественный анализ рисунка проводится с учетом его формы и содержания. Учитывается расположение рисунка на листе бумаги. Пропорции отдельных частей рисунка, стиль раскрашивания. Сила нажима на карандаши. Стирание рисунка или его отдельных частей. Выделение отдельных деталей. Содержательные аспекты включают в себя особенности движения и настроения рисунка. Для анализа рисунка используются 3 аспекта оценки: детали рисунка, их пропорции, перспектива.
Считается, что детали рисунка представляют осознание и заинтересованность в каждой жизненной ситуации. Испытуемый может показать в своем рисунке, какие детали имеют для него личную значимость, двумя способами:
а) позитивным (если он подчеркивает или стирает отдельные детали, а также если возвращается к ним);
б) негативным (если пропускает отдельные детали объекта).
Объяснения могут выявить конфликты, переживания, страхи ребенка, но интерпретировать рисунок следует с учетом его ценности и в сотрудничестве с ребенком (в беседе). Пропорции рисунка означают психологическую ценность вещей, отношений, которые представлены в рисунке.
Для окончательной оценки теста ДДЧ используются общепринятые качественные показатели, которые сгруппированы в следующие симптомокомплексы:
1. Незащищенность.
2. Тревожность.
3. Недоверие к себе.
4. Чувство неполноценности.
5. Враждебность.
6. Фрустрация (обман, тщетное ожидание).
7. Трудности в общении.
8. Депрессивность.
Каждый симптомокомплекс состоит из ряда показателей, оцененных баллами.
СИМПТОМОКОМПЛЕКСНЫЙ ТЕСТ ДДЧ
Симптомо-комплекс | Симтомы | Балл |
Незащищенность | рисунок в самом центре листа рисунок в верхнем углу листа дом, дерево с самого края много второстепенных деталей дерево на горе очень подчеркнутые корни непропорциональная длина руки широко расставлены ноги | 0, 1, 2, 3 0, 1, 2, 3 0, 1, 2, 3 0, 1, 2, 3 0, 1 0, 1 0, 1 0, 1 |
Тревожность | Облака выведение отдельных деталей ограничение пространства штриховка линия с сильным нажимом много стирания «мертвое дерево», «большой человек» подчеркнута линия основания толстая линия фундамента дома интенсивно затушеваны волосы | 0, 1, 2, 3 0, 1 0, 1, 2, 3 0, 1, 2, 3 0, 1 0, 1, 2 0, 2 0, 1, 2, 3 0, 1 0, 1 |
Недоверие к себе | очень слабая линия дом на краю листа слабая линия ствола одномерное дерево очень маленькая дверь самооправдывающая речь во время рисунка и прикрывание его рукой | 0, 2 ,0, 2 0, 1 0, 1 0, 1 0, 1 |
Чувство неполноценности | рисунок очень маленький отсутствие руки, ноги непропорционально короткие руки руки за спиной непропорционально короткие плечи непропорционально большая система веток непропорционально крупные двумерные листья | 0, 1, 2 0, 1 0, 1 0, 1 0, 1 0, 1 0. 1 |
враждебность | отсутствие окон дверь, есть ли замок, скважина очень большое дерево дерево на краю листа глаза, пустые глазницы ветки со многими ответвлениями длинные острые пальцы оскал агрессивная поза человека | 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 |
фрустрация | ограничение пространства перерисовывание рисунка отказ рисовать какой-то объек дерево, как два дерева явное несоотношение качества одного из рисунков противоречивость рисунка подчеркнутая талия отсутствие трубы на крыше | 0, 1, 2, 3 0, 2 0, 2 0, 2 0-, 2 0, 1 0, 1 0, 1 |
Трудности в общении | отсутствие двери очень маленькие двери отсутствие окон окна отвесные без рамы излишне открытые окна выделено лицо лицо нарисовано последним отсутствие основных деталей лица человек нарисован схематично дом, человек в профиль дверь без ручки руки в оборонной позиции о нарисованном человеке, как одиноком, без друзей | 0, 2 0, 1 О, 2 0, 1 0, 1 0, 1 0, 1 0, 2 0, 2 0, 1, 2 0, 1 0, 1 0, 1 |
депрессивность | помещение рисунка в самом низу листа вид дерева и дыма сверху линия основания, идущая вниз линия, слабеющая в продолжении рисунка сильное убавление поля рисования очень маленький рисунок | 0, 1, 2, 3 0, 1 0, 1 0. 2 0, 2 0, 2 |
Тест ДДЧ может показать, каковы основные проблемы у
данного ребенка — эмоционального или интеллектуального
плана. Если много баллов (симптоматических), можно предположить, что для этого ребенка важно разрешение эмоциональных конфликтов.
5 показателей теста ДДЧ.
1. Двойная линия в рисунке.
2. Несоединение линий .между собой.
3. Сильный уклон нарисованных фигур.
4. Большая голова.
5. Неадекватность в рисунке.