Порядок предъявления и обработки субтестов
Корректное и адекватное использование методики WAIS в современных социально-культурных условиях требует внесения в традиционный вариант WAIS некоторых изменений: содержание отдельных вербальных заданий, порядок их предъявления в субтесте, особенности поведения экспериментатора, некоторые временные нормы и т. д.
Все эти изменения отражены в настоящей редакции методического руководства и подробно обоснованы в разделе "Комментарии к процедуре тестирования".
Субтесты предъявляются испытуемому в порядке их нумерации. Экспериментатор обязан предварительно изучить правила оценки ответов испытуемого с тем, чтобы вкратце записывая его ответы, сразу выставлять численные оценки. В вербальных субтестах допускаются уточняющие вопросы со стороны экспериментатора в том случае, если ответ испытуемого не может быть уверенно оценен.
Перед началом тестирования необходимо убедиться в наличии и исправности работы секундомера.
2.1. Субтест 1 "ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ"
Инструкция. Со всеми испытуемыми начинайте с 5-го вопроса. Если испытуемый не справился ни с 5-м, ни с 6-м вопросами, предъявите вопросы с 1-го по 4-й. Если испытуемый не справился с заданиями со 2-го по 4-е, прекратите тестирование; но если на какой-либо из вопросов 2, 3 или 4 дан правильный ответ, переходите к вопросу 7.
Если ответ неполный или неясный, экспериментатор может попросить испытуемого дать более полное объяснение. Экспериментатору, однако, не разрешается произносить слова по буквам или изменять формулировку вопроса.
Прекращайте тестирование после 5-ти последовательных неудач испытуемого.
Оценка. 1 балл за каждый правильный ответ. Дробные оценки не допускаются. Прибавьте 4 балла испытуемым, которым не предъявлялись вопросы 1-4.
Основные приемлемые ответы приводятся ниже. Если перечислено несколько возможных ответов (они отделены многоточием), испытуемому для получения балла достаточно назвать любой из них. Максимальная оценка - 29.
Тестовые вопросы Приемлемые ответы
1. В какой стране Вы живете? (Название государства)
2. Какой формы мяч? Круглый
3. Сколько месяцев в году? 12
4. Что такое термометр? Инструмент (предмет и т. п.) . для измерения температуры
5. Назовите четырех космонав- (Фамилии любых четырех тов, летавших в космос космонавтов
после Ю. Г агарина .
6. Какова температура 100 С
кипения воды?
7. Почему темная одежда теп- Темная одежда поглощает -лее, чем светлая? солнечное тепло... Светлая . дежда отражает (отталки - . . вает) солнечное тепло...
8. Из чего получают резину? Из дерева... Древесного . . . сока... Из каучуконосного . . растения... Из бензина... Из . спирта...
9. Кто написал "Гамлета"? Шекспир
10. Что является основным Конституция
законом современного государства?
11. Кто такой Тютчев? Поэт. Автор. Писатель..
12. Где находится Бразилия? В Южной Америке. (Если дан другой правильный ответ, например: "На восток от Боливии" или "На юг от Венесуэлы", спросите: "На каком континенте находится Бразилия?")
13. Назовите столицу Италии Рим
14. Когда началась Великая 22 июня 1941 года Отечественная война?
15. Сколько дней в году? 365-366
16. Где находится Египет? В Африке. (Если дан другой правильный ответ, например: "На юго-восточном побережье Средиземноморья", то спросите: "На каком континенте находится Египет?")
17. В каком направлении Вы В юго-западном будете путешествовать, если поедете из Киева в Болгарию?
18. Почему дрожжи поднимают Оно бродит, производя пузырь-тесто? ки углекислого газа, которые поднимают его... Образуются газы... Оно бродит... Оно увеличивается в объеме... В нем образуются пузырьки воздуха...
19. Какова в среднем частота 60-80 ударов в минуту пульса здорового человека?
20. Что такое Ватикан? Резиденция Папы Римского... Местонахождение папского правительства... Центр католической церкви...
21. Как далеко от Москвы до (Любой ответ в диапазоне Владивостока? 8-12 тыс. Км )
22. . Назовите три вида крове- Артерии, вены и капилляры. носных сосудов в челове- (Названия специфических ческом теле сосудов не принимаются кроме
венул и артериол)
23. Кто является главой Президент большинства современных государств?
24. Что такое фольклор? Устное народное творчество... Совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений быта народов...
25. Кто написал "Илиаду"? Гомер
26. Какова основная идея Происхождение человека от жи-учения Ч. Дарвина? вотных предков... Происхождение видов путем естественного отбора... Преемственность развития живой природы...
27. Кто написал "Фауста"? Гете... Гуно...
28. Что такое этнография? Наука, изучающая материальную и духовную культуру народов... Особенности быта, нравов, культуры какого-нибудь народа...
29. Что такое гносеология? Теория познания
2.2. Субтест 2 "ПОНЯТЛИВОСТЬ"
Инструкция. Со всеми испытуемыми начинайте с задания 3. Если испытуемый не справляется хотя бы с одним из заданий 3, 4 или 5, предъявите задания 1 и 2, прежде чем продолжать тестирование.
Иногда испытуемому трудно запомнить весь вопрос. В этих случаях экспериментатор может повторить вопрос, но не имеет права изменить его или сократить. Если необходимо подбодрить испытуемого, скажите: "Да" или"Продолжайте". Если ответ неясен, добавьте:"Объясните, пожалуйста, подробнее" или "Расскажите мне побольше об этом".
Если испытуемый не дает ответа в течение 10-15 секунд, экспериментатор должен повторить вопрос.
Прекращайте тестирование после 4-х последовательных неудач (ответов, оцениваемых в 0 баллов).
Оценка. Задания 1 и 2 оцениваются в 2 или 0 баллов каждое; задания 3-14 оцениваются в 2, 1 или 0 баллов каждое. Испытуемым, которым не предъявлялись задания 1 и 2, добавляется 4 балла. Ниже приведены специфические критерии оценки и примеры ответов. Максимальная оценка - 28 баллов.
Вопросы субтеста 2 "Понятливость"
1. Почему мы стираем одежду?
2. Зачем двигатель нужен поезду?
3. Что нужно сделать, если Вы нашли на улице запечатанный конверт с надписанным адресом и наклеенной неиспользованной маркой?
4. Почему воздух в городах хуже, чем в деревне?
5. Если Вы заблудились в лесу днем, как бы Вы пошли, чтобы выбраться из леса?
6. Почему трудовое законодательство ограничивает рабочий день подростков?
7. Почему следует избегать дурной компании?
8. Что Вы должны сделать, если сидя в кинотеатре, Вы первым заметили дым и огонь?
9. Что означает пословица "Куй железо, пока горячо"?
10. Почему Российское законодательство не разрешает вступать в брак до 18 лет?
11. Что означает пословица "Много шума из ничего"?
12. Почему человек, родившийся глухим, обычно не может и говорить?
13. Почему необходимо планирование?
14. Что означает пословица "Одна ласточка весны не делает"?
Критерии оценок и примеры ответов по субтесту "Понятливость"
Ответы оцениваются в 2, 1 и 0 баллов (за исключением заданий 1 и 2, которые оцениваются в 2 или 0 баллов) в зависимости от уровня их обобщенности и качества. Поскольку нами не предпринималась попытка перечислить все возможные ответы, экспериментатор должен будет при встрече с необычными ответами опираться на собственное суждение. Не следует наказывать за плохие формулировки - удовлетворительный 2-балльный ответ может быть и плохо оформлен словесно.
По каждому вопросу даны общие критерии каждого уровня оценки, а затем - некоторые типичные ответы. Большинство приведенных "нулевых" примеров характеризует маргинальные ответы.
1. Одежда2 балла - Любой ответ, содержащий идею очищения от грязи.
Чтобы была чистой... Для того, чтобы иметь чистый костюм... Чтобы удалить грязь... Чтобы удалить микробы... Так она будет красивой и чистой...
О баллов - Ответ, не содержащий указаний на очищение от ,
грязи.
Потому что начало недели... Так делать правиль- \ но... Чтобы не заболеть...
2. Двигатель
2 балла - Ответ, свидетельствующий о знании того, что двигатель дает силу для движения поезда.
Чтобы тянуть его... Дает ему силу... Чтобы тянуть \ груз... Чтобы .тащить поезд с пассажирами...
О баллов - Ответ, не содержащий идеи движения поезда.
Чтобы машинисту было тепло... Чтобы направлять пассажиров или груз - без руководителя никуда не сдвинешься, это как капитан в армии... Чтобы обращали внимание на сигналы... Чтобы свистеть при приближении к разветвлению дорог или повороту...
Конверт
2 балла - Любой ответ, указывающий на понимание того, что письмо должно быть немедленно отправлено по почте.
Вернуть его на почту... Послать по почте... Опустить в ближайший почтовый ящик... (Ответы "Отнести на почту" или "Отправить по почте" всегда оцениваются в 2 балла, независимо от того, в какой местности проживает испытуемый - городской или сельской).
1 балл - Понимание того, что письмо является чьей-то собственностью (при слабом представлении о том, как им распорядиться).
Отдать его милиционеру... Отнести в стол находок... Попытаться найти владельца...
О баллов - Отсутствие идей о том, что делать с письмом, или о том, что письмо является чьей-то собственностью.
Не трогать его... Вскрыть его...
Воздух
2 балла - Понимание причин более чистого воздуха в сельской местности и причин его загрязнения в городе.
1 балл - Упоминание специфики воздуха либо только города, либо только деревни.
О баллов - Непонимание причин более чистого воздуха в сельской местности и причин его загрязнения в городе.
Лес
2 балла - Любое объяснение использования природных явлений для выхода из леса или систематизированный подход к проблеме.
Попробую идти в одном направлении, используя солнце (или ручей, мох и т. п.)... Использую в качестве компаса часы (с полным объяснением метода)... Найду ручей или тропинку и пойду по ним, чтобы не кружить...
1 балл - Упоминание случайных ориентиров или одного из явлений 2-балльного ответа, но без объяснений.
По солнцу (без объяснений).,. По мху (без объяснений)... Пойду по тропинке... Пойду в направлении солнца... Заберусь на самое высокое дерево и попробую обнаружить характерные объекты на местности... Буду искать межевые столбы, чтобы сориентироваться. ..
О баллов - Использование ненадежных или не относящихся к делу явлений, либо надежда на людей.
Попробую найти милиционера, чтобы выбраться... Буду продолжать идти... Попробую найти то место, где вошел... Буду ждать лесника... Обычно я запоминаю дорогу, по которой шел, и иду по луне... Я стану кричать...
6. Подросток
2 балла - Упоминание двух основных причин: забота о здоровье и необходимость получения образования.
Для того, чтобы дать подросткам возможность получить образование и достичь полного созревания...
1 балл - Упоминание одной из причин. О баллов - Неопределенное представление о причинах.
Дурная компания
2 балла - Любой ответ, содержащий идею о том, что человек изменяется к худшему, портится или получает дурное влияние от дурной компании.
Потому что она развращает образ мыслей человека... Делает человека плохим... Вводит в искушение... Чтобы самому не стать скверным... Потому что она плохо влияет на наше поведение, наши мысли... Чтобы не испортиться под ее влиянием... Потому что человек обычно начинает подражать... Становится таким, как они... Эти люди учат дурному..
щения с дурной компанией вместо обобщения всех последствий.
Разрушает репутацию... Чтобы не попасть в беду (не нажить неприятностей)... Чтобы самому не считаться дурной компанией... Если оставаться с ними, это будет всю жизнь приносить неприятности... Чтобы сохранить свою репутацию... В конце концов сам станешь преступником... Она учит человека быть проходимцем...
О баллов - Упоминание плохих сторон компании без дальнейших пояснений, или идея избежания неприятностей без объяснения того, почему у человека будут неприятности.
От плохой компании хорошего не жди... Держись лучшей компании... Затянут в такую ситуацию, где потом ничего не сможешь сделать... Потому что ничему хорошему не научишься... Неприятности от них... Следует избегать случайных знакомств...
Пожар
2 балла - Понимание того, что следует сообщить об этом представителям администрации - администратору или билетеру.
Сообщу об этом билетеру... Сообщу администратору... Скажу человеку, закрывающему и открывающему двери...
1 балл - Понимание того, что ответные действие должны быть предприняты, хотя и не столь эффективные.
Включу звонок пожарной тревоги... Постараюсь потушить пожар или вызвать пожарную команду...
О баллов - Описание действий, которые будут создавать панику и не предотвратят беды.
Закричу: "Пожар!"... Изо всех сил постараюсь выбраться оттуда... Сохраню спокойствие... Предупрежу других людей... Убегу... Пойду к ближайшему выходу... Пойду за водой...
Куй железо
Если ответ дан в виде другой пословицы, попросите объяснения и оцените его в соответствии с критериями.
2 балла - Объяснение переносного смысла пословицы.
Когда предоставляется возможность, используйте ее... Действуйте, когда время подоспело... Действуйте, пока есть возможности для этого...
1 балл - Конкретный пример или близкое, но не вполне точное понимание переносного смысла.
Когда железо горячее, оно мягкое него можно ковать... Действуйте сегодня... Если у вас есть хорошая идея, реализуйте ее, пока кто-нибудь не передумал...
О баллов - Непонимание того, что данное утверждение является пословицей. Ответы, касающиеся ковки железа, чеканки. Неопределенное объяснение на уровне использования преимуществ ситуации в личных целях. Буквальное перефразирование или развитие утверждения.
Если кто-то сердит на вас, сведите с ним счеты, когда вы оба сердиты... Это идея "сведения счетов"... Делай первое, что приходит в голову... Гладь одежду, пока утюг горячий... Действуй под влиянием своего порыва...
Брак
2 балла - Понимание необходимости как физического, так и социального созревания людей, вступающих в брак.
1 балл - Упоминание только одной из приведенных выше
причин.
О баллов - Непонимание причин.
Много шума
Если ответ дан в виде другой пословицы, попросите объяснения и оцените его в соответствии с критериями.
2 балла - Объяснение переносного смысла пословицы.
1 балл - Конкретный пример или близкое, но не вполне точное понимание переносного смысла.
О баллов - Непонимание того, что утверждение является пословицей, или специфические описания личного характера.
Глухой
2 балла - Знание того, что нужно слышать звуки или речь,
чтобы быть в состоянии повторить их.
Нужно слышать звуки, чтобы подражать им... Они не слышали, как говорят другие люди и не научаются говорить... Потому что научиться говорить можно при помощи слуха...
1 балл - Идея о том, что слух и речь соединены, без знания
того, каким образом.
Не могут слышать, потому и не говорят... Не могут слышать, как произносятся звуки... Они не в состоянии правильно произносить слова... Потому что он не слышит, что говорят... Не может говорить, потому что не может слышать...
О баллов - Отсутствие представления о взаимозависимости между способностью слышать других и овладением речью.
Это связано с гландами... Наверно, нервы плохие... Такими уж они уродились...
Планирование
2 балла - Понимание того, что планирование необходимо для правильной рациональной организации работы в любой отрасли труда.
1 балл - Понимание того, что отсутствие планирования может вызвать нежелательные явления в работе (или какое-то одно из них) или упоминание лишь какой-либо одной стороны планирования.
О баллов- Непонимание необходимости и сущности планирования.
Ласточка
Если ответ дан в виде другой пословицы, попросите объяснения и оцените его в соответствии с критериями.
2 балла - Объяснение переносного смысла пословицы.
Не делайте обобщений на одном примере... Не делайте поспешных выводов... Нельзя делать предсказания на основе единственного случая...
1 балл - Конкретный пример или близкое, но не вполне точное понимание переносного смысла.
Один признак успеха необязательно означает полный успех... Одна часть - это еще не целое... Одна скрипка - это еще не струнный оркестр... Если один раз выиграл, это не значит, что будешь выигрывать все время... Одна птица может опередить всех остальных, а лето все еще будет далеко...
О баллов - Непонимание того, что утверждение является пословицей или перевод смысла пословицы на очень специфический уровень.
Если ты один раз что-то хорошо сделал, ты еще не самый главный... Для лета еще много чего нужно, кроме этого... Летом целая стая ласточек прилетит... Чтобы решить проблему, много людей должно собраться... Жизнь дана не для тривиальных вещей, а для гораздо большего...
2.3. Субтест 3 "АРИФМЕТИЧЕСКИЙ"
Инструкция. Предъявляя этот тест, не упоминайте о том, что он состоит из арифметических задач. Некоторые испытуемые характеризуются таким отрицательным или безнадежным отношением к своей способности решать арифметические задачи, что подобное вступление может неблагоприятно повлиять на выполнение ими теста. Начинайте тест, сказав только:"Теперь давайте попробуем это".
Для всех испытуемых начинайте с задания 3. Если и^ытуе-мый не справляется ни с 3-м, ни с 4-м заданием, предъявите задания 1-2. Если испытуемый не справляется с ними, прекращайте тестирование; но если он справился хотя бы с одним из них, переходите к заданию 5.
По просьбе испытуемого и в тех случаях, если налицо непонимание вопроса, экспериментатор может повторить задание, но не имеет права изменить его формулировку.
Временные ограничения указаны для каждого задания. Начинайте регистрировать время в конце предъявления каждого вопроса. Если вопрос повторен, время отсчитывается от конца первого предъявления. В Бланке фиксации результатов предусмотрено место для регистрации времени выполнения каждого задания. В заданиях 11-14 за быстрые ответы даются дополнительные баллы.
Прекращайте тестирование после 4-х последовательных неудач испытуемого.
Оценка. 1 балл за каждый правильный ответ. 2 балла добавляются испытуемым, которым не предъявлялись вопросы 1 и 2. Если дан правильный количественный ответ, балл начисляется даже в том случае, если не названы единицы измерения, например рубли и копейки. Балл начисляется также, если испытуемый спонтанно исправляет неправильный ответ в пределах лимита времени. В задачах 11-14 за скорость дается дополнительный балл, как показано в протоколе. Максимальная оценка - 18.
Вопросы Время Ответы
1. 'Используя кубики из Методики Косса, расположите 7 кубиков красной гранью кверху в 2 группы по три и четыре, с расстоянием в 1 см между кубиками и 5 см между группами.
Затем спросите: "Сколько здесь всего кубиков?"
Уберите кубики, прежде чем продолжать опыт. 15" 7
2. У Вас есть 3 книги и 1 Вы отдаете. Сколько у Вас остается книг? 15" 2
3. Сколько будет 4 рубля и 5 рублей? 15" 9 руб.
4. Если человек купил карандаши на 6 рублей и дает 10 рублей, сколько он должен получить сдачи? 15" 4 руб.
5. Сколько килограммов в 2,5 центнерах? 15" 250 кг
6. Ученик купил 6 тетрадей по 25 рублей. Сколько он истратил денег? 30" 150 руб.
7. Сколько пирожков можно купить на 36 рублей, если один пирожок стоит 6 рублей? 30" 6 пирожков
8. Сколько времени потребуется человеку, чтобы пройти 24 км, если он идет со скоростью 3 км/час? 30" 8 часов
9. Если человек покупает 7 двухрублевых марок и дает полтинник, сколько он должен получить сдачи? 30" 36 руб.
10. Из 18-ти рублей израсходовано 7 руб. 50 коп. Сколько денег осталось? 30" 10 руб. 50 коп. 1 1. 11.Цена двух банок зеленого горошка 31 рубль. Сколько стоит 12 банок? 60" 186 руб. (добавить 1 балл, если правильный ответ дан в течение 1-10")
12. Человек приобрел подержанную мебель за 2/3 стоимости новой. За это он заплатил 400 рублей.
Сколько стоит новая мебель? 60" 600 руб. (добавить 1 балл, если правильный ответ дан в течение 1-10")
13. 1-й сорт пальто стоит 60 рублей, 2-й сорт стоит на 15% дешевле 1-го. Сколько стоит 2-й сорт? 60" 51 руб. (добавить 1 балл, если правильный ответ дан в течение 1-15")
14. 8 человек могут закончить работу за 6 дней. Сколько человек потребуется, чтобы закончить эту работу за полдня? 65" 96 чел. (добавить 1 балл, если правильный ответ дан в течение 1-20")
2.4. Субтест 4 "СХОДСТВО"
Инструкция. С каждым испытуемым начинайте с задания 1. Предъявляйте задание со словами:"В чем сходство между пальто и платьем?" Если испытуемый отвечает, что и то и другое одежда или что их носят, скажите:"Хорошо" и переходите к заданию 2.
Если испытуемый указывает на различие, не может ответить или говорит, что между пальто и платьем нет сходства, оцените его ответ в 0 баллов и скажите:"Сходство между ними состоит в том, что оба являются одеждой, и то и другое шьют из ткани, люди одевают их на тело, оба сохраняют тепло" и затем переходите к заданию 2.
Спросите: "Ну,а в чем сходство между собакой и львом?" Не помогайте испытуемому в этом и последующих заданиях. Все задания предъявляйте одинаковым образом.
Прекращайте тестирование после 4-х последовательных неудач (ответов, оцениваемых в 0 баллов). Максимальная оценка - 26.
Задания теста
1. Пальто - платье 8. Воздух - вода
2. Собака - лев 9. Глаз - ухо
3. Топор - пила 10. Поощрение - наказание
4. Апельсин- банан 11. Яйцо - зерно
5. Стол - стул 12. Муха - дерево
6. Север - Запад 13. Древесина - спирт
7. Поэма - статуя
Критерии оценки и примерыответов к субтесту "Сходство"
Общие критерии оценки в 2, 1 или 0 баллов для всех заданий таковы: 2 балла - любое родовое понятие, под которое в основном
подпадают оба члена пары;
1 балл - любые специфичные признаки, общие для обоих членов пары, устанавливающие любое разумное подобие между ними;
О баллов - специфичные признаки каждого из членов пары; неуместные обобщения, различия.
Приведенные ниже примеры представляют собой некоторые типичные ответы, полученные в стандартизующей популяции, и иллюстрируют процесс оценки. Слова "Оба являются..." или "У обоих есть..." можно понимать как предшествующие большинству ответов.
Пальто - платье
2 балла- Одежда... Предметы одежды... Наряд... Обмундирование. ..
1 балл - Сделаны из ткани... Помогают сохранить тепло... Их носят... Ими прикрывают тело... Вещи, которые надеваются...
О баллов - Пальто теплее, чем платье... Сделаны из одного и того же материала... Пальто надевается поверх платья... Оба имеют пуговицы...
2. Собака - лев2 балла - Животные... Млекопитающие...
1 балл - У них лапы... Мех... Хвосты... Принадлежат к одному виду...
О баллов - Похожи внешне... Лев рычит, собака лает... Опасны...
Топор - пила
2 балла - Инструменты... Рассекающие орудия...
1 балл - Используются плотником... Ими расчленяют на части... Металлические изделия...
О баллов - Сделаны из металла... Люди боятся их... У них есть
ручки... Ими пилят и рубят...
Апельсин - банан
2 балла- Фрукты
1 балл - Пища... То, что едят... Покрыты кожурой... Одинакового цвета... Растут... Содержат витамины...
О баллов - Круглые... Одинаковой формы... Содержат калории...
Стул - стол
2 балла - Мебель... Предметы мебели...
1 балл - Предметы домашнего хозяйства... Находятся в кухне и в ресторане... Используются во время еды...
О баллов - Стол - для того, чтобы за ним есть, стул - чтобы на нем сидеть... Имеют по четыре ножки... Деревянные предметы...
6. Север - запад
2 балла - Направления... Стороны света... Компасные точки... 1 балл - Указывают вам, куда вы идете... Места на карте... О баллов - Расстояние... Можно пойти в обе стороны...
7. Поэма - статуя
2 балла - Произведения искусства... Художественные творения... Выражение художественных чувств...
1 балл - Сделаны человеком... Символичны... Красивые вещи... Волнуют чувства... Являются памятниками -заставляют помнить... Рассказывают о чем-то... Выражают чувства или идею...
О баллов - Поэма описывает статую... Созданы знаменитыми людьми... Безжизненные (неодушевленные)... Поэму читают, а на статую смотрят... Нравятся людям... Если хорошие, то сохраняются надолго...
Воздух - вода
2 балла - Необходимы для жизни... Воздух необходим, чтобы жить, и вода необходима, чтобы жить... Необходимы для функционирования человеческого тела... Без них невозможно жить... Стихии... Составные части атмосферы... Геосфера...
1 балл - Элементы... Содержат кислород... Помогают нам жить... Средства передвижения... Нужны оба... Текучи...
О баллов - Всюду на земле... Продукты природы... Содержат воду... Дары природы... Дышим воздухом и пьем воду... Воздух - вещество и вода - вещество... Все время перемещается, точно так же вода все время перемещается... В облаках...
Глаз - ухо
2 балла - Органы чувств или восприятия... Рецепторы стимулов...
1 балл - Органы... Части тела... Через них мы получаем знания. ..
О баллов - Необходимы человеку... Глазом видим, ухом слышим... Оба открываются наружу... Сообщают нам о том, что говорится... Читаем по губам и слышим ухом то, что произносится... Оба нужны человеку...
Поощрение - наказание
2 балла - Дисциплинарные меры... Способы критической оценки... Меры воздействия на поведение других... Методы стимулирования...
1 балл - Для воспитания людей... Для выражения своего отношения... Используются для того, чтобы привестилюдей в определенное эмоциональное состояние... Способ добиться выполнения дела...
О баллов - Делать полезное человеку... 11. Яйцо - зерно
2 балла - Начало жизни... Воспроизводят то, из чего они сами произошли... Зародыши (эмбрионы)... Из того и из другого происходит потомство...
1 балл - Из обоих вырастают живые существа... Производят... Дают жизнь (при неполном объяснении)... Могут создавать... Покрыты оболочкой... Из обоих что-то вырастает... Средства размножения (при неполном объяснении)...
О баллов - Растут... Пища... Одно происходит из другого... И то и другое можно есть... Имеет желток... Круглые...
Муха - дерево
2 балла - Живые существа... Имеют жизнь...
1 балл - Дышат... Растут... Нуждаются в пище... Творения природы... Нуждаются в солнечном свете для жизни...
О баллов - Поднимаются в вышину на открытом воздухе... У мухи есть крылышки, а у дерева - листья... Муха маленькая, а дерево большое... Полезны для человека... Способны размножаться...
Древесина - спирт
2 балла - Органические соединения... Содержат углерод... Углеводороды...
1 балл - Горят... Используются в промышленности... Используются как горючее (топливо)...
О баллов - Продукты дерева... Спирт производят из древесины... Полезны... И то и другое может сбить с ног...
2.5. Субтест 5 "ПОВТОРЕНИЕ ЦИФР"
Следующие задания - повторение цифр в прямом и обрат ном порядке - предъявляются раздельно. В обоих тестах произ носите цифры со скоростью 1 цифра в секунду, не объединя! цифры в группы. Понижайте голос на последней цифре серии Номер серии указывает на количество цифр в данном задании.