Характеристика методики WAIS

Методика WAIS широко известна за рубежом. Ряд отечест­венных авторов [7, с. 167], сопоставив данные WAIS с результа­тами различных бланковых и аппаратурных методик, а также на основе длительного наблюдения за испытуемыми, дают заклю­чение о высокой надежности и валидности методики.

Д. Векслер при создании методики исходил из следующих соображений:

1. До Д. Векслера интеллектуальные тесты разрабатывались с ориентацией на детей и школьников, а затем просто дополня­лись более сложными "взрослыми" заданиями. При таком под­ходе тесты не могли быть интересны для взрослых испытуемых, не вызывали у них необходимой мотивации к тестированию. Как писал Д. Векслер, "прося демобилизованного сержанта приду­мать предложение со словами "мальчик, река, мяч", не следует надеяться, что это вызовет у него интерес и уважение к экспе­риментатору" [1, с. 220].

2. В тестах интеллекта, как правило, слишком большой ак­цент делается на скоростных показателях, что заведомо ставит пожилых испытуемых в невыгодные условия по сравнению с мо­лодыми.

3. По вполне понятным причинам интеллектуальные тесты, ориентированные на школу, прежде всего включали в себя вер­бально-логические задания. Д. Векслер в полном соответствии с принятым им определением интеллекта "уравновесил" в структу­ре WAIS вербально-логические и перцептивно-деятельные зада­ния.

Методика WAIS состоит из 11 субтестов: 1. Осведомленность: испытуемый должен здесь продемон­стрировать объем наличных знаний из различных сфер жизни.

2. Понятливость', требует от испытуемого понимания неко­торых обобщенных закономерностей и правил социального по­ведения.

3. Арифметический: предполагает решение испытуемым арифметических задач нарастающей сложности.

4. Сходство: от испытуемого требуется назвать существен­ные признаки сходства пар понятий.

5. Повторение цифр: испытуемый запоминает называемые ему последовательности цифр и должен точно воспроизвести их в прямом или обратном порядке.

6. Словарный: перед испытуемым ставится задача объяс­нить смысл ряда слов (дать их определение).

7. Шифровка: имея перед собой таблицу, в которой каж­дой цифре от 1 до 9 соответствует определенный графический символ, испытуемый должен как можно быстрее вписывать не­обходимые символы в строчки случайно расположенных цифр.

8. . Недостающие детали: испытуемому предъявляются схе­матические картинки, в которых он должен указать существен­ную недостающую деталь.

9. Кубики Косса: испытуемый складывает из кубиков за­данные графические фигуры.

10. Последовательные картинки: перед испытуемым ста­вится задача расположить набор схематических картинок в ос­мысленную последовательность и рассказать по ней закончен­ный рассказ.

11. Складывание фигур: испытуемый должен собрать сложно разрезанные целые фигуры из разложенных перед ним деталей.

Субтесты предъявляются испытуемому последовательно с первого ("Осведомленность") по последний ("Складывание фигур"): вербальные субтесты зачитываются экспериментатором, он же раскладывает перед испытуемым стимульные материалы невербальных субтестов. Ряд субтестов выполняется с учетом времени работы: "Арифметический", "Шифровка", "Кубики Косса", "Последовательные картинки", "Складывание фигур". За­дания в субтестах предъявляются испытуемому до тех пор, пока он не допустит 2-5 ошибок подряд.

Более подробно содержание субтестов и правила работы с ними, а также схема оценки ответов испытуемого даны в разде­ле 2. Психологическая характеристика субтестов изложена в

разделе 3.

Ответы испытуемого заносятся экспериментатором в Бланк фиксации результатов. Желательно, чтобы ответы на задания субтестов "Понятливость", "Сходство" и "Словарный" подробно фиксировались экспериментатором. Это позволяет при обработ­ке данных тестирования яснее отразить общий уровень мышле­ния испытуемого и выставить правильные оценки за выполнение субтестов.

Процедура тестирования WAIS требует от экспериментатора предварительного надежного усвое­ния правил предъявления тестового материала и оценки ответов испытуемого. Можно назвать, по крайней мере, две причины такого требования:

1. Не умея сразу точно оценить ответ испытуемого, экспе­риментатор все свое время вынужден будет тратить на точную

регистрацию ответов. Соответственно, он пропустит реакции ис­пытуемого по поводу тестирования в целом, на отдельные суб­тесты и задания, на свои удачи и неудачи. То есть выпустит из поля внимания материал, очень важный для качественного ана­лиза результатов тестирования.

2. Экспериментатор обязан строго придерживаться инструк­ции о порядке тестирования с тем, чтобы вольно или невольно не подтолкнуть испытуемого к правильной форме ответов. Ис­пытуемые, за исключением глубоких дебилов, знают, что общим для собаки и льва (субтест "Сходство") является:

- "они животные" (оценка ответа - 2 балла);

- "у них лапы" (оценка- 1 балл);

- "внешне похожи" (оценка - 0 баллов).

Испытуемые знают ответы на этих трех уровнях, но каждый говорит невольно тот признак, который ему кажется наиболее очевидным и, следовательно, наиболее существенным. Для про­гноза поведения испытуемого экспериментатор должен уметь не мешать испытуемому отвечать на том уровне мыслительной сложности, который данному испытуемому субъективно наибо­лее близок.

Дополнительно следует рекомендовать при тестировании располагать Бланк фиксации результатов так, чтобы характер записи и численные оценки ответов оставались для испытуемо­го совершенно неизвестными. Достаточно корректно экспери­ментатор должен работать с секундомером. На некоторых эмо­ционально-реактивных испытуемых находящийся в поле зрения секундомер действует как сбивающий стресс-фактор. Поэтому целесообразно часы держать в ладони и не обращаться к ним слишком демонстративно.

В WAIS были отобраны известные по другим тестам интел­лекта и хорошо зарекомендовавшие себя в клинической практи­ке пробы. В принципе это соответствует сути теории Спирмена. Такой отбор исходит из предположения, что если предъявить испытуемому по возможности большее количество заданий, то с определенной степенью вероятности ими окажутся охвачены все наиболее важные интеллектуальные функции. Вместе с тем нельзя не признать, что открытыми остаются в отношении WAIS немаловажные вопросы о достаточности одиннадцати заданий, о правомерности отбора именно этих заданий и отказа от других, не менее хорошо себя показавших в клинической практике (на­пример, исключение лишнего элемента, пиктограммы и т. д.).

По своему содержанию WAIS направлена на оценку базис­ных интеллектуальных функций. И потому она наиболее эффек­тивна в отношении отграничения нормы и ненормы. Содержа­тельный смысл различных оценок IQ, лежащих над нижней гра­ницей нормы, весьма невелик. Одаренность, ум имеют косвенную связь с показателями WAIS. В этом плане она более "ординарна" по сравнению с некоторыми другими интеллекту­альными тестами. Так указывается, например, что хотя итоговые оценки шкалы Стэнфорд-Бине и WAIS специально делались со­поставимыми, яркие личности часто показывают более высокие результаты по первой методике [1, с. 223].

WAIS предназначена для одноразового использования. Прав­да, в особой степени это касается невербальных субтестов. Со­трудниками Ленинградского государственного университета раз­работана и апробирована параллельная форма к методике WAIS [7].

Критики методики WAIS отмечают также такой ее недоста­ток. В методике вообще и особенно в вербальных субгестах ре­ализован чисто испытательный подход: задания постепенно ус­ложняются от начала к концу субтеста. Тем самым, отсутствует мотивационная поддержка испытуемого со стороны эксперимен­татора. Испытуемые даже со средними значениями IQ практи­чески каждый субтест завершают с ощущением неудачи (так как работа с заданиями субтестов прекращается, когда испытуемый не справился с 2-5 заданиями). Все это делает работу испытуе­мого с WAIS достаточно утомительной. Для ослабления данного недостатка экспериментатор может пропускать задания, с кото­рыми испытуемый заведомо справится. Также высказывается мнение, что "стандартные условия исследования не нарушаются, если изменить последовательность отдельных субтестов и заме­нить взаимно вербальные и невербальные субтесты" [8, с. 233].

Для получения нормативных оценок Д. Векслер набрал вы­борку испытуемых в количестве 1700 человек с равным пред­ставительством в ней мужчин и женщин. Нормирование оценок по субтестам велось на основе данных 500 испытуемых в возрасте 20-34 года из общей выборки. При разделении выборки на возрастные группы Д. Векслер исходил из представлений об интеллекте как нелинейной функции возраста. В молодости в период обучения интеллект особенно изменчив. Поэтому в диа­пазоне 16-24 лет Д. Векслер выделил 3 возрастные группы. В зрелом возрасте интеллектуальный уровень меняется несущест­венно, поэтому в диапазоне 25-64 лет выделено 4 группы. В старости дают о себе знать инволюционные процессы, в связи с чем в диапазоне 65-75 лет (и выше) имеется 3 группы.

Подбор истинно репрезентативной выборки не является простой задачей. Так, указывается, что таблицы IQ WAIS получе­ны методом срезовых исследований. Тем самым, двадцатилет­ние и пятидесятилетние испытуемые заведомо различаются не только за счет возрастных изменений интеллекта, но и за счет существенно иного уровня образования и особенностей соци­ального опыта. В срезовых исследованиях обнаруживается с по­мощью WAIS прогрессирующее ухудшение оценок после 34 лет. В лонгитюдных исследованиях показатели IQ с возрастом на­оборот постепенно повышаются. Помимо этого есть определен­ные трудности в подборе репрезентативной выборки пожилых людей, ибо роль образования, опыта и характера профессио­нальной деятельности сказывается на показателях IQ в этом возрасте особенно сильно.

В стандартизованном виде оценки IQ WAIS выражаются в виде шкалы с М=-100 и 0=15. Величину средней и стандартного отклонения Д. Векслер выбрал так, чтобы сделать сопоставимы­ми оценки шкалы Стэнфорд-Бине и WAIS. Стандартные оценки по субтестам выражаются в 20-балльной шкале с М=10 и0=3.

Коэффициенты надежности, определяемые методом рас­щепления, равны в WAIS для вербального IQ - 0,96, для невер­бального - 0,93-0,94, для общего - 0,97. Весьма высока корре­ляция методики с показателями других интеллектуальных тестов. Так для шкалы Стэнфорд-Бине она находится на уровне 0,8. Ве­личины стандартной ошибки измерения для вербального, невер­бального и общего IQ равняются соответственно 3,0; 4,0 и 2,6 стандартного балла.

В результате факторного анализа обнаруживается примерно следующая группировка показателей:

1.Фактор "д", охватывающий около 50% суммарной диспер­сии оценок по субтестам.

2. фактор вербального понимания, который слагается оцен­ками субтестов "Словарный", "Осведомленность", "Понятли­вость", "Сходство".

3. Фактор перцептивной организации. Он сочетает в себе скорость восприятия и пространственные представления и в наибольшей степени выражен в субтестах "Кубики Косса" и "Сложение фигур".

4. Фактор памяти. В основном он представлен оценками по субтестам "Арифметический" и "Повторение цифр".

После своего появления WAIS достаточно быстро получила признание как ценная методика психодиагностики. Известны адаптированные переводы WAIS в Германии (гамбургская редак­ция WAIS, HAWIK), Польше и других странах. В 50-70-е годы повсеместно проводилась большая работа по созданию сокра­щенных (из 3-5 субтестов) форм WAIS. Так, например, имеется "Reduzierter Wechslerintelligenztest", включающий в себя 4 суб­теста и снабженный нормами для пациентов психиатрических клиник и .здоровых испытуемых. Некоторым из создателей со­кращенных форм WAIS удавалось довести корреляцию шкальных оценок IQ полной и сокращенной методик до 0,95-0,97. Однако, как указывает А. Анастази [1, с. 222], сокращенные формы не­популярны и используются как средство предварительной ори­ентации в выборке испытуемых. Основной недостаток сокращен­ных форм - невозможность качественного анализа ответов ис­пытуемого

ИНСТРУКЦИИ,

Наши рекомендации