Логика творческого поиска и его основания
Творческое ядро исследования — основной блок, от наполнения которого, собственно, и зависит, будет ли исследование подлинное или будет лишь его имитация. Очень часто все внешние атрибуты научного поиска в документах исследования присутствуют: тема, проблема, объект, предмет, цель, задачи, обоснованная методика, спроектированные и полученные результаты эксперимента. Однако выясняется, что в выводах ничего нового нет, что в лучшем случае это всего лишь полезная для его участников тренировка, простое «повторение пройденного». Все зависит от того, возгорелась ли искра творчества, родилась ли идея, претворенная в замысел, воплотился ли он и, конечно, еще и от того, насколько корректно была организована ее проверка.
Творческое ядро исследования — сложное образование, своего рода суперблок, логику которого, как всякого творческого процесса, обозначить можно весьма условно. Однако мы все же попытаемся это сделать, чтобы дать начинающим исследователям хотя бы понятие об основных элементах и контурах процесса, его внутренней динамике и логике развития.
Условно мы выделяем в этой части исследования пять блоков.
1. Эмпирическая база (факты, их первичная интерпретация).
2. Теоретическая платформа исследования.
3. Идея и замысел преобразований.
4. Рождение и совершенствование гипотезы.
5. Мысленные процедуры проверки гипотезы, выхода на новые факты, способы преобразований, рекомендации (т.е. на результаты).
Последний элемент мы лишь частично включаем в творческое ядро и именно в той его функции, которая связана с первоначальной проверкой гипотезы и выявлением необходимости ее доработки, развития или замены.
Первоначальный анализ ситуации, диагностика и изучение опыта должны завершаться четким фиксированием исходных для данного исследования фактов и установлением, почему и в какой степени эти факты не устраивают исследователя, предприятия, государство, т.е. осознанием возникшего противоречия между новыми требованиями и существующим состоянием, а также осознанием того, к чему следует стремиться.
Для этого может потребоваться дополнительное изучение и анализ документов, стандартов, диагностика реально существующих процессов и ситуаций, материалов исследований в товароведении и смежных науках. Необходимо только иметь в виду, что научное понимание факта несколько отличается от его обыденного понимания как явления, события. Последние становятся научным фактом, когда установлено, что они повторяются, когда дано их первоначальное научное толкование. Факт — понятие, фиксирующее эмпирическое товароведческое знание.
Установление фактов может происходить на основе изучения различных источников (книги, статьи, диссертации, статистические данные, отчеты, Интернет) и путем анализа опыта (современного и личного), а также на основе диагностических «средств».
Например. В магистерском исследовании «Разработка программы оптимизации рекламных затрат в условиях сокращения рынка клининговых услуг» в качестве фактов были взяты данные о:
- сущности клининговых услуг и их видов из научной литературы;
- деятельности конкурентов на основе данных их прайс-листов,
- дынных опросов в величине целевой аудитории по величине заказов, ее требованиях к сотрудничеству, средствах коммуникации, привлекающие внимания целевой аудитории.
В совокупности установленные факты и зафиксированные явления, которые могут быть преобразованы в факты, составят эмпирическую базу исследования. После установления исходного и потребного фактов и состояний, уточнения проблемы следует выявить и зафиксировать важнейшие теоретические положения, которые отражают современную трактовку поставленной проблемы, объясняют существующие факты и служат теоретической платформой (концептуальной базой) исследовательского поиска. Эта процедура исследователям-практикам дается непросто, хотя после пояснений они почти всегда обнаруживают, что эти положения они хорошо знают. Подчеркиваем, речь идет именно об общепризнанных в науке положениях, своего рода научных аксиомах как отправных, опорных положениях для последующих построений и поисков.
Так, в вышеупомянутом нами магистерском исследовании, исходя их целей, задач, объекта и предмета, были рассмотрены ведущие концепции маркетинга и процесс управления им, организационные структуры маркетинга и такой важный элемент управления маркетингом как планирование.
Идея — замысел — гипотеза
Логика дальнейшего движения мысли направлена на то, чтобы спроектировать, представить желаемое состояние объекта, новую потребную нам ситуацию, т.е. попытаться представить себе реализованную цель исследования и в теоретическом плане (знаю почему, знаю что необходимо, знаю как получить желаемое), и в практическом (новый уровень процесса, иное состояние), что возможно на основе сделанных автором и другими исследователями прогнозов, экспертных оценок на основе научных разработок собственного опыта, интуиции, мысленного поиска исследователя. Все это создает базу для выдвижения, проверки гипотезы, т.е. всего дальнейшего поиска.
Итак, получены: исходный факт, желаемый, потребный факт (ситуация), общая концепция и конкретные теоретические положения, составляющие в совокупности теоретическую платформу исследования. Следующий шаг — процедура инновационного поиска.
Давать рекомендации по процедуре поиска очень трудно, ибо механизмы творчества весьма индивидуальны, интимны, скрыты и трудно поддаются научному изучению. Имеющийся опыт, наблюдения, интервью позволяют все же рекомендовать попробовать один из возможных подходов: попытаться разными способами идти от исходного факта (ситуации) к потребному, пропуская возможные варианты решений об изменении, усовершенствовании исследуемого объекта через своего рода «сито» — совокупность известных теоретических положений, содержащихся в теоретической платформе (базисе) исследования или, иными словами, имея в виду цель, двигаться от исходного состояния, постоянно отслеживая и корректируя траекторию, определяя степень продвижения к цели. Многократные «пробы», «проигрывание вариантов» могут помочь выйти на идею преобразования — решающий фактор, генерирующее ядро творческого процесса.
Идея — это мысль о путях и способах преобразования исходной ситуации в планируемую, это действенное единство настоящего и будущего, это мысль, побуждающая к действию. Если эта мысль оригинальна и ведет к новому качеству или более экономному и рациональному решению, то это та «искра», тот источник, с которого начинается творчество.
Вернемся в качестве примера к упомянутой нами магистерской работе.
Тут идея исследования заключалась в том, чтобы исследовать всю финансово-хозяйственную деятельность предприятия по оказанию клининговых услуг, посмотреть как затраты на маркетинг влияли на повышение рентабельность предприятия, а затем исследовать структуру и величину затрат на рекламу.
Нужно сказать, что достаточно сложный путь исследования и, на мой взгляд, не совсем совершенный, поскольку не выявлена зависимость между затратами на рекламу и динамикой рентабельности предприятия. Это становится очевидным, если смотреть на дальнейший ход исследования, где магистрант изучает более подробно конкурентную среду с построением матрица SWOT-анализа, что и дает основу для планирования рекламной компании предприятия.
Безусловно, рождение идеи — это всегда сугубо индивидуальный процесс, связанный с анализом опыта, фантазией, способностью к предвидению. Коллективные обсуждения, дискуссии часто дают дополнительные импульсы творческому процессу, способствуют генерации идей. Конечно, используются не только оригинальные, но и уже известные мысли, важно, чтобы они носили конструктивный характер, чтобы их воплощение способствовало развитию и разрешению актуальных проблем.
В принципе идея должна воплощаться в замысле, который представляет собой уже инструментированную идею, т.е. идею в стадии ее мысленного методического воплощения, реализации посредством определенных способов и форм.
Замысел исследования по логике поиска, его мысленного воплощения развертывается в гипотезу — предположение о способах решения поставленных задач и возможных результатах. Гипотеза — это модель будущего научного знания. Суть гипотезы состоит в том, что она является переходной категорией от более или менее обоснованного предположения к научной концепции или теории в случае, если гипотеза будет подтверждена. В противном случае она признается ошибочной или неполной и соответственно или отвергается, или существенно дорабатывается.
Время от времени возникает и обсуждается вопрос: а всегда ли уж так обязательна гипотеза?
Мы бы ответили так. Она всегда очень полезна, даже в сугубо теоретических работах. Гипотеза – это точка опоры ученого, без такой опоры невозможно восхождение. Если эта точка опоры оказалась неустойчивой, нужно найти другую, более надежную.
Можно выразить данную мысль и иначе. В свете принятой нами процедуры исследования такой опорой исследователя можно назвать факты, а гипотезу можно сравнить или с двигателем, или с крыльями, которые позволяют подняться над фактами, увидеть перспективы и маршруты поиска и даже (предположительно) результаты.
Разумеется, на этапе вашего научного роста трудно выдвинуть содержательную и достаточно обоснованную гипотезу. Пусть сначала это будет общее предположение о направлениях исследования, об условиях и последовательности процедур, потом оно будет конкретизировано, наполнено, изменено. Иначе исследователь будет блуждать в потемках, а сами исследовательские процедуры окажутся хаотичными и нецеленаправленными.
При конструировании гипотезы полезно выделить ключевые вопросы, вытекающие из поставленной проблемы (своего рода подпроблемы), на которые необходимо найти ответы. Предположительные ответы на эти вопросы и составят суть гипотезы. При этом нужно стараться выявить факторы и условия получения планируемых результатов и действия, необходимые изменения, которые обеспечат этот результат.
Различают первоначальную, или рабочую, гипотезу и развитую, научную гипотезу. В работе неплохо осуществить, а затем в изложении показать процесс развития и трансформации гипотезы, преодолеть стремление так «подчистить» формулировку гипотезы, чтобы она полностью соответствовала результатам. Вызывает недоверие, когда почти в каждой диссертации или итоговом отчете утверждается, что «гипотеза исследования полностью подтвердилась». Такое нечасто встречается в реальной исследовательской работе.
Известно требование содержательности гипотезы, в которой должен содержаться ответ или ответы по существу вопроса, но, в то же время, она должна быть по возможности простой, проверяемой и обязательно содержать нечто новое (в подходах, оценках, методике использования и т.д.).
Еще одно требование — достаточная широта или приложимость к возможно большему числу ситуаций исследуемого класса явлений.
По логике построения различают гипотезу линейную (одно предположение) и вариативную (разветвленную, проверяется несколько предположений).
Гипотеза
Суть — предположение о путях, способах, условиях получения искомых (желаемых) результатов.
Основные черты:
- обоснованность;
- предположительный характер;
- нацеленность на обнаружение нового;
- содержательность (ответы по существу);
- простота;
- приложимость к возможно большему числу ситуаций данного класса;
- верифицируемость (проверяемость).
Приведем пример. Так, гипотеза в соответствии с нашим исследованием
Рекламные затраты в условиях сокращения рынка клининговых услуг будут оптимизированы, если:
1. будет проанализирована организационная структура и деятельность службы маркетинга предприятия.
2. проведен анализ конкурентной среды исследуемого предприятия.
3. выявлены устаревшие инструменты стимулирования в рекламной компании.
4. составлена программа оптимизации рекламных затрат.