Определение проблемы и выбор темы исследования.

Исследование имеет тем больше шансов на успех, чем более оно упорядочено, глубже обосновано и строго структурировано. Определение содержания, последовательности, внутренней свя­зи этапов (шагов), исследовательских действий способствует вы­страиванию логики исследования, которая фиксируется в особом исследовательском документе — исследовательском проекте или исследовательской программе. Конечно, этому предшествует этап изучения состояния дел, выявления трудно­стей, поиск ответа в литературных источниках, анализ опыта, размышления, мыслен­ные и реальные «пробы».

Первым, ориентировочным, шагом будущего исследования стоит считать выбор предметной области, сферы, в которой пред­полагается вести поиск. Так, скажем, товаровед-эксперт может вы­брать для исследования проблемы экспертизы качества того или иного товара, таможенной стоимости, особенностей таможенного оформления, а товаровед-организатор торговли, исследование проблем ассортимента и оценки конкурентоспособности какой-либо группы товаров, управления качеством и т.д. На выбор предметной области влияют уже сформиро­вавшиеся интересы, опыт собственной деятельности и возмож­ность работы именно в этой сфере, актуальные потребности оптовой и розничной торговли города и региона, возможность работы по проблематике, которой занимается кафедра и ряд других факторов.

После выбора предметной сферы формируется связка «тема—проблема». С одной стороны, нецелесообразно предлагать тему молодому исследователю и тем более — навязывать ее. Однако, магистранту часто трудно сориентироваться в формулировании конкретной темы исследования. Наиболее удачным считаем вариант, когда продолжается исследование, частично реализованное в курсовых и выпускных квалификационных работах. Но даже в этом случае требуется конкретизация темы, ее корректировка, выделе­ние акцентов, упрощение и уточнение формулировок и т.д.

Выбор и уточнение темы — нередко длительный и нелегкий процесс. Источники темы могут находиться как в практической плоскости, так и в сфере теории, а довольно часто находятся как раз на их пересечении. Первоисточником темы часто служат про­тиворечия, трудности, негативные моменты практики, причем трудности не индивидуальные, а характерные, часто встречаю­щиеся: скажем, падение спроса на товар, формирование торгового или промышленного ассортимента товаров на предприятии, изменение сырья при производстве, что связано с качественными характеристиками товара, изменение правил ввоза-вывоза товаров и т.д. Может быть и теоретический выход на тему, если выявляются проблемы, противоречивые подходы и ре­комендации в теории, а также если обнаруживается несоответ­ствие теоретических установок изменившимся условиям, реали­ям сегодняшнего дня.

Тема— проблема: требования, определяющие выбор темы

• Актуальность (злободневность, острота, назревшая потребность в решении).

• Значимость для теории и практики (применимость для решения достаточно важных научных и практических задач).

• Перспективность (актуальность и значимость на обозримый пе­риод).

• Проблемность (неочевидность решений, необходимость поис­ка в теории, преодоление трудностей на практике).

• Соответствие современным концепциям развития товароведения и торговли.

• Опыт и заинтересованность исследователя.

Все эти требования важны, но особых пояснений требуют та­кие компоненты, как актуальность и проблемность и ориентация на современные концепции.

Актуальными могут быть темы как «долгоиграющие», «вечнозеленые» (исследование потребительский свойств товаров, оценка качества, товароведная экспертиза), так и связан­ные с социально-экономической и политической ситуацией, с назревающими или уже приня­тыми решениями и директивами (новые таможенные тарифы, новые логистические решения транспортировки товаров, изменение правил торговли и др.). Тема должна в явном или скрытом виде содержать проблему. Проблема же возникает в том случае, если в теоретическом знании не содержатся соответствующие объяснения и решения. Именно тогда возникает и формируется научная проблема, возникает потребность в «знании о незнании», в определении «изве­стного неизвестного», предположении о возможности открытия нового подхода, способа деятельности.

Очень важно провести локализацию (локализировать — огра­ничивать) и конкретизацию темы, четко очертив сферу исследо­вания и его условия, размежеваться с близкими и смежными те­мами.

Тема должна быть сформулирована четко, предполагать одно­значное ее понимание, отражать самое существенное (предмет ис­следования и направление поиска), однако, не предвосхищая ис­комого решения. Иначе варианты поиска будут заранее сужены, возникнет опасность «игры» на заранее оговоренный результат. Тему нужно выразить по возможности лаконично, указывая глав­ный предмет исследования, проблему и рамки поиска.

Например:

Разработка многокритериальной системы выбора оптимального поставщика;

Идентификация ключевых факторов повышения конкурентоспособности предприятия розничной торговли в условиях экономической блокады;

Разработка программы оптимизации рекламных затрат в условиях совершенствования рынка клиринговых услуг;

Формирование ассортимента матрицы сухих строительных смесей в условиях колебания валютных курсов;

Система обеспечения потребностей в товарно-материальных ценностях предприятий ЛНР в условиях переориентации на новые рынки.

Наши рекомендации