Определение проблемы и выбор темы исследования.
Исследование имеет тем больше шансов на успех, чем более оно упорядочено, глубже обосновано и строго структурировано. Определение содержания, последовательности, внутренней связи этапов (шагов), исследовательских действий способствует выстраиванию логики исследования, которая фиксируется в особом исследовательском документе — исследовательском проекте или исследовательской программе. Конечно, этому предшествует этап изучения состояния дел, выявления трудностей, поиск ответа в литературных источниках, анализ опыта, размышления, мысленные и реальные «пробы».
Первым, ориентировочным, шагом будущего исследования стоит считать выбор предметной области, сферы, в которой предполагается вести поиск. Так, скажем, товаровед-эксперт может выбрать для исследования проблемы экспертизы качества того или иного товара, таможенной стоимости, особенностей таможенного оформления, а товаровед-организатор торговли, исследование проблем ассортимента и оценки конкурентоспособности какой-либо группы товаров, управления качеством и т.д. На выбор предметной области влияют уже сформировавшиеся интересы, опыт собственной деятельности и возможность работы именно в этой сфере, актуальные потребности оптовой и розничной торговли города и региона, возможность работы по проблематике, которой занимается кафедра и ряд других факторов.
После выбора предметной сферы формируется связка «тема—проблема». С одной стороны, нецелесообразно предлагать тему молодому исследователю и тем более — навязывать ее. Однако, магистранту часто трудно сориентироваться в формулировании конкретной темы исследования. Наиболее удачным считаем вариант, когда продолжается исследование, частично реализованное в курсовых и выпускных квалификационных работах. Но даже в этом случае требуется конкретизация темы, ее корректировка, выделение акцентов, упрощение и уточнение формулировок и т.д.
Выбор и уточнение темы — нередко длительный и нелегкий процесс. Источники темы могут находиться как в практической плоскости, так и в сфере теории, а довольно часто находятся как раз на их пересечении. Первоисточником темы часто служат противоречия, трудности, негативные моменты практики, причем трудности не индивидуальные, а характерные, часто встречающиеся: скажем, падение спроса на товар, формирование торгового или промышленного ассортимента товаров на предприятии, изменение сырья при производстве, что связано с качественными характеристиками товара, изменение правил ввоза-вывоза товаров и т.д. Может быть и теоретический выход на тему, если выявляются проблемы, противоречивые подходы и рекомендации в теории, а также если обнаруживается несоответствие теоретических установок изменившимся условиям, реалиям сегодняшнего дня.
Тема— проблема: требования, определяющие выбор темы
• Актуальность (злободневность, острота, назревшая потребность в решении).
• Значимость для теории и практики (применимость для решения достаточно важных научных и практических задач).
• Перспективность (актуальность и значимость на обозримый период).
• Проблемность (неочевидность решений, необходимость поиска в теории, преодоление трудностей на практике).
• Соответствие современным концепциям развития товароведения и торговли.
• Опыт и заинтересованность исследователя.
Все эти требования важны, но особых пояснений требуют такие компоненты, как актуальность и проблемность и ориентация на современные концепции.
Актуальными могут быть темы как «долгоиграющие», «вечнозеленые» (исследование потребительский свойств товаров, оценка качества, товароведная экспертиза), так и связанные с социально-экономической и политической ситуацией, с назревающими или уже принятыми решениями и директивами (новые таможенные тарифы, новые логистические решения транспортировки товаров, изменение правил торговли и др.). Тема должна в явном или скрытом виде содержать проблему. Проблема же возникает в том случае, если в теоретическом знании не содержатся соответствующие объяснения и решения. Именно тогда возникает и формируется научная проблема, возникает потребность в «знании о незнании», в определении «известного неизвестного», предположении о возможности открытия нового подхода, способа деятельности.
Очень важно провести локализацию (локализировать — ограничивать) и конкретизацию темы, четко очертив сферу исследования и его условия, размежеваться с близкими и смежными темами.
Тема должна быть сформулирована четко, предполагать однозначное ее понимание, отражать самое существенное (предмет исследования и направление поиска), однако, не предвосхищая искомого решения. Иначе варианты поиска будут заранее сужены, возникнет опасность «игры» на заранее оговоренный результат. Тему нужно выразить по возможности лаконично, указывая главный предмет исследования, проблему и рамки поиска.
Например:
Разработка многокритериальной системы выбора оптимального поставщика;
Идентификация ключевых факторов повышения конкурентоспособности предприятия розничной торговли в условиях экономической блокады;
Разработка программы оптимизации рекламных затрат в условиях совершенствования рынка клиринговых услуг;
Формирование ассортимента матрицы сухих строительных смесей в условиях колебания валютных курсов;
Система обеспечения потребностей в товарно-материальных ценностях предприятий ЛНР в условиях переориентации на новые рынки.