Коррекция нарушений грамматического строя речи
4.1. Развитие словоизменения
Как показывают результаты диагностических данных, преобладающее большинство школьников с дизорфографией усваивает лишь отдельные грамматические значения (например, числа, рода). Как правило, в обиходной речи детей данной категории не отмечается грубых аграмматизмов.
Значительные нарушения выявляются при дифференциации грамматических форм и выборе грамматической формы из парадигматического ряда: «Голова выглядывает из-за шкафу» (из ответа второклассника). Развитие процессов словоизменения у младших школьников с дизорфографией включает следующие направления коррекционного обучения: развитие умения употреблять предложно-падежные конструкции, существительные в единственном и множественном числе, согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде и числе, дифференцировать глаголы единственного и множественного числа настоящего времени, различать глаголы прошедшего времени по родам.
Овладение детьми словоформой предполагает высокий уровень усвоения ее отдельных грамматических значений и наличие четкого представления на неосознанном уровне о всей парадигматической системе. Коррекция данной патологии у младших школьников с ОНР (IV уровень) направлена на формирование парадигматической системы словоизменения. Особое внимание уделяется уточнению грамматического значения слов, закреплению связи грамматического значения с морфемами, актуализации слуховых, кинестетических образов морфологического состава словоформ.
Формированию парадигматической системы словоизменения способствуют следующие упражнения.
А. Развитие умения употреблять предложно-падежные конструкции (с опорой на картинки). Материал — картинки с изображениями двух предметов в различных пространственных соотношениях (кот на шкафу, под шкафом, перед шкафом, за шкафом, над шкафом, у шкафа). Ученику предлагается рассмотреть картинки и назвать, где находится кот по отношению к шкафу.
Б. Развитие умения употреблять предложно-падежные конструкции. Материал — картинки с изображением наземного транспорта (машины, велосипеда, автобуса, трамвая), водного (лодки, парохода, катера, плота), воздушного транспорта (вертолета, самолета, дирижабля). Предлагается внимательно рассмотреть картинки, назвать их и сказать, как люди передвигаются на данном виде транспорта. 176
В. Развитие умения употреблять имена существительные в единственном и множественном гисле. Материал — картинки с изображением одного и нескольких предметов (книга — книги, лампа — лампы, стул — стулья). Учащиеся должны рассмотреть картинки и сказать, что на них изображено.
Г. Развитие умения согласовывать имена существительные и имена прилагательные вроде и гисле (с опорой на картинки). Материал — картинки с изображением голубого шара, голубой косынки, голубых глаз, голубого неба; желтых листьев, желтого апельсина, желтой кофты, желтого солнца. Ученика просят рассмотреть, назвать изображенные предметы и их цвет.
Д. Развитие умения согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде и гисле. Речевой материал — предложения: У пеликана клюв длинный, а у ласточки — ... . Огурец продолговатый, а вишня — .... Пластилин мягкий, а камень — .... Лицо Петрушки веселое, а царевны Несмеяны — .... Учащемуся предлагается прослушать предложение и закончить его подходящим по смыслу словом.
Е. Развитие умения дифференцировать глаголы единственного и множественного гисла настоящего времени. Материал — картинки с изображением поющей девочки и поющих девочек, бегущего мальчика и бегущих мальчиков, летящей чайки и летящих чаек. Учащегося просят сказать, что делает (что делают) персонаж (персонажи), изображенный на картинке.
Ж. Развитие умения дифференцировать глаголы прошедшего времени по родам. Материал — картинки, на которых изображены разбитое окно, разбитая чашка, разбитый телефон; улетающий самолет, улетающая птица, улетающее перышко. Школьник должен внимательно рассмотреть картинки и сказать, что на них нарисовано. Логопед дает образец ответа: «Окно разбилось». Затем задает вопрос: «Что изображено на следующей картинке?».
4.2. Развитие словообразования
Характер и количество затруднений у школьников с дизор-фографией указывают на значительную степень нарушений про-
7 Злк 4492 177
цессов словообразования, по сравнению с усвоением закономерностей словоизменения. Выявляется сравнительно небольшой объем словообразовательных форм, которые находятся в зоне ближайшего развития детей с дизорфографей. Поэтому данная категория школьников нуждается в системном усвоении новых и коррекции уже имеющихся (неправильных) словоформ.
Традиционные задания отражают степень затруднений при образовании слов учениками с дизорфографией и переход от более простых к наиболее сложным грамматическим формам. Развитие умения образовывать слова предполагает выполнение следующих упражнений.
A. Развитие умения образовывать сложные слова. Материал — словосочетания: пар ходит, сено косит, землю роет, воду проводит, вода падает, воду воротит и картинки (с изображением парохода, сенокосилки, землеройки, водопровода, водопада, водоворота). Учащемуся предлагается прослушать словосочетания и составить из них слова. При правильном ответе ученику показывается соответствующая картинка.
Б. Развитие умения образовывать слова, опираясь на морфемы слов и их лексическое значение. Речевой материал — загадки:
Не спорю, не белый —
Я, братцы, попроще...
Расту я обычно
В березовой роще.
Серенькая птичка, Птичка-невеличка, Шеей вертишь ты всегда. Разве в этом есть нужда? И. Беляков
Ребенок отгадывает загадки и объясняет, какие части названных логопедом слов в них встречаются. В случае затруднений проводится обучение или предъявляются карточки со словами-отгадками: подберезовик, вертишейка.
B. Развитие умения образовывать притяжательные прилагательные. Материал — картинки (с изображением хвоста бел-
ки, клюва утки, головы льва, ушей зайца, лап кошки). Учащемуся предлагается рассмотреть картинки и, ориентируясь на вопросы «Чье это?», «Чья это?», «Чей это?», назвать то, что на них изображено.
Г. Развитие умения образовывать названия детенышей животных. Материал — картинки (крольчиха и крольчонок, гусь и гусенок, лягушка и лягушонок, утка и утенок, слон и слоненок, мышка и мышонок). Логопед просит рассмотреть картинки и назвать взрослого животного (птицу) и его детеныша (птенца).
4.3. Дифференциация имен существительных, имен прилагательных и глаголов
Развитие умения различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы опирается на онтогенетический принцип появления указанных грамматических форм в активном словаре детей. Коррекционная работа направлена на дея-тельностное включение данных частей речи в процесс порождения речевых высказываний учащимися с дизорфографией. При этом учитываются этапы формирования умственных действий, выделенные П. Я. Гальпериным.
На первоначальных этапах обучения используются внешние схемы, картинки, условные обозначения, что символизирует предметы, признаки и действия предметов, отношения между ними. Графическое изображение занимает промежуточное положение между материализованным действием и речью. Затем происходит интериоризация речи, перенос ее из внешнего плана во внутренний, превращение во внутреннюю схему высказывания.
В связи с этим в коррекционной работе выделяется три этапа:
Первый этап — усвоение и уточнение грамматического значения имен существительных, имен прилагательных и глаголов, выработка умений различать грамматическое и лексическое значения словоформ с конкретным и абстрактным значениями, а также ставить грамматические вопросы.
Второй этап — дифференциация имен существительных, имен прилагательных и глаголов с использованием внешних опор.
Третий этап — дифференциация частей речи в предложении, развитие умения устанавливать грамматические связи между его членами.
С этой целью используются следующие упражнения.
A. Разлигение имен существительных и глаголов. Речевой материал — слова: дело, работа, закончить, яма, дорожка, веселить, двор, лицо, батарея. Логопед читает ряд слов, обозначающих предметы, и допускает «ошибку». Школьник должен обнаружить ее и хлопнуть в ладоши, а затем назвать слово, не являющееся именем существительным, аргументировав свой ответ.
Б. Разлигение имен существительных и имен прилагательных. Речевой материал — слова: май, громкий, ложка, цветок, лимонад; библиотека, линия, прямой, класс, брат. Задание выполняется аналогично предыдущему, «лишним» словом считается имя прилагательное.
B. Разлигение имен существительных, имен прилагательных, глаголов. Материал — слова: птица, катается, снежный, висит, ежик; карточки с вопросами: Кто это? Какой? Что делает? Логопед диктует слово и просит поднять карточку с соответствующим вопросом.
Г. Преобразование слова из одной гасти реги в другую. Речевой материал — слова: камень, грустный, веселье, мысль, шутить, шуметь, пыль, дерево, мороз; карточки с вопросами: Что? Какой? Что делать? Ученику предлагается прослушать слово, записать его под соответствующим вопросом и написать новые слова, преобразовав одну часть речи в другую.
Д. Закрепление знаний оразлигных гостях реги. Материал — карточки со словами: сито, жаркий, холод, сумка, прыгать, превосходный, освещает, скользила, кожаный. Школьник получает задание прочитать слова, поставить к каждому грамматический вопрос и записать их в три колонки по частям речи.
Работа по развитию умения определять грамматические категории слов в словосочетаниях и предложениях проходит с постепенным усложнением: соотнесение грамматических форм со схемой, грамматический разбор, составление словосочетания (предложения) по заданной схеме, придумывание словосочетания (предложения) по схеме. 180
Е. Определение грамматигеской категории слов в словосо-гетании. Материал — словосочетания: теплая вода, режу ножом, холодное молоко, рублю топором — и карточки: прил. + сущ., глаг. + сущ. Школьник слушает словосочетание, находит главное и зависимое слово, показывает соответствующую карточку.
Ж. Определение грамматигеской категории слов в предложении. Материал — предложения: Прошло теплое лето. По небу плывут облака. (Второй класс). На лесной поляне стоял могучий олень. Метель занесла высокую елку снегом. (Третий класс). Учащийся с помощью грамматических вопросов определяет главные члены предложения. Второклассникам в качестве дополнительного задания предлагается классифицировать второстепенные члены предложения. Учащиеся третьих классов должны с помощью грамматических вопросов разобрать предложение по членам.
3. Развитие умения определять грамматигескую категорию слов в предложениях (с последующим составлением схем предложений). Речевой материал — предложения: Идет урок. Блеснул яркий огонек. (Второй класс). Весной проснутся трудолюбивые пчелы. Около дома прыгают веселые воробьи. (Третий класс). Логопед предлагает учащемуся внимательно прослушать предложение и с помощью грамматических вопросов составить его схему.
И. Развитие умения составлять предложения, соответствующие заданным схемам. Материал — словосочетания: дождь идет, наступила осень золотая (второй класс), пошли дети гулять, дождь сильный идет окном за (третий класс); схемы предложений.
Перед началом выполнения упражнения логопед уточняет у школьника значения условных обозначений на схемах. Далее логопед произносит предложение и просит ученика показать соответствующую схему.
К. Развитие умения составлять предложения с помощью грамматигеских вопросов и с опорой на их схемы. Материал — карточки со схемами:
а) Кто? <=> Что делают? б) Что?
в) Кто?
Что сделало?
Где?
i сделает?
Какое?
Кого?
Используются карточки со словами: а) во дворе, играть, ребята; б) наступило, лето, жаркое; в) птенцы, ласточка, покормит, свои. Логопед предлагает учащемуся внимательно рассмотреть схему предложения, прочитать слова и с помощью грамматических вопросов и изменения форм слов составить фразу.
4.4. Развитие предпосылок усвоения грамматического значения слова в связи с его формальными признаками
Логопедическая работа по развитию предпосылок усвоения грамматического значения слова в связи с его формальными признаками строится с учетом результатов диагностических данных и онтогенетической последовательности овладения детьми с речевой патологией различными грамматическими категориями. С этой целью определены следующие направления коррекционного воздействия:
— развитие умения определять род различных частей речи по их конечной части слова;
— развитие умения понимать грамматическое значение суффиксов в именах существительных и именах прилагательных.
4.4.1. Развитие умения определять род различных частей речи по конечной части слова
Развитию данных умений способствуют следующие упражнения. 182
A. Определение рода существительных по конегной букве. Материал — карточки с частями слов: земл... (), кро... (), картин... (), солнц... (), неб... (), бумаг... (), дива... (), пале... (). Ученику предлагается прочитать слова, вставить пропущенные буквы и местоимения (он, она, оно) в скобки. Вместе с логопедом уточняется закономерность между написанием конечной буквы слова и родом существительных.
Б. Определение рода существительных по оконганию. Материал — карточка со словами, в которых пропущены буквы: ...кон (), ...са (), ...ло (), ...ро (), ...ра (), ...пор () и слоги: бал-, ли-, прави-, вед-, ды-, то-. Учащемуся предлагается подобрать соответствующие слоги и вставить их в слова, чтобы получилось слово (был — балкон) и определить его род. Затем он должен подставить к указанным словам местоимения (он, она, оно) и объяснить свой выбор. При затруднении показывается карточка со слогами, составляется слово, которое затем соотносится с местоимением.
B. Развитие умения понимать грамматигеские знагения уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со знаге-нием увелигения. Материал — картинки с изображением стола и столика, мяча и мячика, платка и платочка, дома и домища, глаза и глазища, носа и носища. Ученика просят назвать изображенные предметы, сказать, чем они отличаются .друг от друга, определить общую часть и выделить части, различающие слова.
Г. Развитие умения понимать грамматигеское знагение существительных со знагением лица при помощи суффиксов -гик--щик-.Речевой материал — слова: резать — резчик, лакировать — лакировщик, газ — газовщик, обувь — обувщик, сваривать — сварщик. Учащемуся предлагается прочитать пары слов и объяснить их значения, указать в чем различие и сходство словоформ.
Д. Развитие умения понимать грамматигеское знагение существительных со знагением предмета (с суффиксами -илк-, -ник-).Материал — карточки со словами: копить — копилка, коптить — коптилка, ночь — ночник, цветы — цветник. Процедура и инструкция — те же.
Е. Развитие умения понимать грамматигеское знагение существительных сразлигными суффиксами. Речевой материал — стихотворение:
Под ногами листопад, Листья желтые лежат, Листья желтые лежат, А под листьями шуршат Шурш, Шуршиха и Шуршонок... В. Голяховский
Логопед читает стихотворение и просит сказать, кто такие Шурш, Шуршиха и Шуршонок.